Вся правда о ямочном ремонте (ч.3)
Дорожный ремонт
Мини-погрузчики (ч. 2)
Обзор российского рынка мини-погрузчиков
 1
Особенности бензиновых двигателей с электронным управлением
Тяжелая дорожная артиллерия
Самоходные фрезы
 1
Модернизация колесных экскаваторов ТВЭКС
Наращивание производительности и улучшение эргономики экскаваторов ЕК-14, ЕК-18
Уход за резиновой обувью
Практические советы по эксплуатации шин
Лизинг. Малоизвестное элементарное
Cущность, особенности, преимущества и недостатки этого вида финансирования
Седлать тягачи! (ч.2)
Седельно-сцепное устройство (ССУ)
 1
Сочлененный самосвал – для опытного водителя
Рекомендации по приемам работы на сочлененном самосвале
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.1)
 3
На летнем топливе – зимой
Способы борьбы с замерзанием топлива
Дробление негабаритов горных пород
Использование гидромолота упрощает горные работы

Экономика шин, или Экономия на шинах
Практические советы

В. Васильев

Экономические потери автотранспортных предприятий, так или иначе связанные с шинами, могут составить существенную сумму.

По разным причинам шины выходят из строя раньше расчетного срока. По некоторым данным, в затратах автотранспортных предприятий на материально-техническое обеспечение не менее 10% приходится на шины. В среднем за год на грузовике, который эксплуатируется на «средних» маршрутах, заменяют половину комплекта шин. Даже в автохозяйствах с хорошо налаженным техническим обслуживанием потери ресурса шин составляют 10…15% и даже больше. Кроме того, значительные потери бывают из-за увеличения расхода топлива, причины которого также связаны с шинами.

Причины сокращения срока службы шин

Немалое значение для долговечности шин имеет состояние ходовой части автомобиля. Самое негативное влияние оказывают деформации мостов, колесных дисков и элементов подвески, неисправность амортизаторов, неудовлетворительное техническое состояние шкворневого узла, (повышенный люфт, увеличенное трение при повороте). Совокупное действие этих факторов ведет к различного рода износам протектора. Регулярная проверка углов установки управляемых колес (сход, развал) позволяет избежать повышенного износа шин. Яркий признак нарушения углов установки – увод грузовика при движении по прямой, а также износ одной стороны протектора.

Долговечность шин в значительной степени зависит от внутреннего давления. Признаком пониженного давления является чрезмерный износ по краям протектора, признаком пониженного давления повышенного – слишком значительный износ его середины. Снижение давления против номинального приводит к увеличению износа шины, а если его величина снижается более чем на треть, жди разрушения каркаса. Дело в том, что при работе недокачанной шины выделяется гораздо больше тепла, чем обычно, а когда температура шины превысит 120 °С, наступают необратимые изменения в свойствах резины и корда – снижается прочность материалов, и они разрушаются. Поэтому давление в шине надо регулярно измерять манометром, а не определять визуально, причем желательно убедиться, что манометр дает верные показания, т. е. проверить его каким-либо эталонным, заведомо точным прибором.

Повышенное давление увеличивает напряжение в каркасе шины, снижая его стойкость к ударным нагрузкам, а кроме того, уменьшает пятно контакта шины с дорогой, ухудшая безопасность движения. Несмотря на это давление не рекомендуют все время держать на одном уровне. При высокой загрузке автомобиля колеса необходимо немного подкачать, после разгрузки давление приводят в норму. Эти действия не имеют ничего общего с перегрузкой шин, когда у машины рессоры от груза выгибаются в обратную сторону. Увеличивать давление при перегрузке ни в коем случае не следует. В свою очередь при перегрузке автомобиля износ протектора необычайно ускоряется, и разрушается каркас шин. Даже пониженное давление менее опасно.

Повышенным износом шинам грозит дисбаланс колес, характеризующийся неравномерным распределением их массы по окружности, а также осевое биение колес. Самое заметное проявление этих дефектов – вибрации автомобиля, величина и частота которых повышаются с ростом скорости и при попадании в резонанс на определенной скорости. Заметно проявляющийся дисбаланс способен сократить ресурс шины на четверть. Его устраняют, закрепляя специальные грузики на ободе диска. Если на первый взгляд и нет явных симптомов дисбаланса, балансировать колеса все равно надо ежегодно.

Значительно сокращают срок службы шин и плохие дороги. В результате сильных ударов о выбоины и кочки, бордюры и камни корд ослабляется, разрывается, и шина выходит из строя.

Часто нерациональная манера вождения уменьшает жизнь шины больше, чем все перечисленные факторы: это излишне высокие скорости, резкие разгоны, частые и резкие торможения. Утверждают, что при прочих равных условиях на скорости 120 км/ч шины изнашиваются вдвое быстрее, чем при скорости 70 км/ч.

Подбор шин

Если шины неправильно подобраны по характеристикам, расход топлива возрастает на 2…3%. Если умножить эту цифру на эксплуатационный пробег и стоимость литра топлива, результат получится неутешительный. Размерность, нагрузочные и скоростные параметры шины должны соответствовать требованиям, изложенным в фирменной спецификации грузовика.

При подборе шин в качестве отправной точки надо брать посадочный диаметр, соответствующий размеру обода диска колеса. Установка шин с увеличенной шириной профиля, а следовательно, более тяжелых, несколько ухудшает управляемость, повышает расход топлива и уровень шума. И наоборот, шины с меньшей шириной профиля снижают безопасность движения. Использование шин с недостаточными грузоподъемностью и скоростными свойствами приведет к их скорой гибели: перегрузка шины на 20% сокращает срок ее службы примерно на треть.

Запрещается комплектовать ось шинами разных моделей или типов: радиальными и диагональными, так как это очень опасно: неизбежен боковой увод и занос, особенно при экстренном торможении. Даже при осторожной езде неизбежен неравномерный износ протектора. Нельзя одобрить установку на сдвоенных колесах шин разных изготовителей: они могут существенно различаться и по геометрии, и по конструкции, и по характеристикам, а если шины б/у – то еще и по степени износа.

Огромное значение при подборе шин имеет рисунок протектора. Каждая конструкция современных шин ориентирована выполнение вполне конкретных задач. Скажем, у шины для грузопассажирского автомобиля рисунок должен быть таким, чтобы обеспечивать комфортную поездку пассажиров. Такая шина должна иметь множество продольных канавок. Если речь идет о тягаче, буксирующим прицеп или полуприцеп, то шинами с одним типом рисунка здесь не обойтись. Для передней оси, которая работает в толкающем режиме, нужны шины с наименьшим сопротивлением качению, что снижает расход топлива. Ведущие мосты оборудуют шинами с множеством поперечных прорезей, что обеспечивает максимальное продольное сцепление с дорогой, это особенно актуально на влажной и загрязненной поверхности. Есть и специальные конструкции шин для полуприцепов, которые наилучшим образом выполняют специфические задачи: они шире, легче катятся по дороге и не позволяют полуприцепу вилять.

На каждый климатический сезон нужны свои шины, с соответствующим рисунком протектора. Многие отечественные грузоперевозчики допускают ошибку, используя на магистральных автопоездах российскую «резину» с универсальным рисунком протектора. Такая неразборчивость приводит к тому, что шины быстрей изнашиваются, издают повышенный шум и увеличивают расход топлива. Недаром в некоторых странах Европы шины с универсальным рисунком протектора запрещены к эксплуатации на автомагистралях.

Как правило, шинные компании в своих каталогах приводят изображение конкретных рисунков протектора и рекомендации по использованию шин в тех или иных дорожных условиях, на том или ином типе транспортного средства, включая расположение осей. Иногда назначение шин обозначается буквенными или графическими символами.

Если грузовик оснащен только радиальными шинами, необходим более тщательный контроль за давлением воздуха в передних шинах, чтобы их жесткость не уступала задним шинам и не произошел занос автомобиля. Боковой увод усиливается при повышенной эластичности передних колес по сравнению с задними. Радиальные шины имеют повышенную боковую эластичность по сравнению с диагональными. Если приходится устанавливать на автомобиль шины разного типа, то диагональные рекомендуют ставить вперед, а радиальные назад. При установке необходимо обращать внимание на направление вращения шины, указанное стрелкой.

Если на автомобиль устанавливают частично новые, а частично подержанные шины, рекомендуется новые шины поставить назад, чтобы сохранить баланс сцепления между осями и управляемость. Не следует забывать и о том, что новая камерная шина нуждается в новой камере. Если этого не сделать, то нет гарантии, что изношенная ненадежная камера выполнит свои «обязанности» и не погубит саму покрышку.

Уход

Перестановка шин с одной стороны оси на другую и на разные оси в соответствии с рекомендациями изготовителя автомобиля позволяет добиться их равномерного износа и увеличить срок службы.

Следует регулярно осматривать шины, удалять застрявшие в них и между сдвоенными шинами предметы – камни, гвозди, стекло и т. п., выявлять порезы и по возможности устранять дефекты. Всегда следует помнить о том, что для грузовых шин минимальная остаточная высота рисунка протектора должна составлять не менее 1 мм. Узнать об этом можно с помощью специального символа, являющегося сигналом к прекращению эксплуатации шины из-за износа протектора. Такие символы выполняются в виде выступов по дну канавок протектора.

Хранить колеса в сборе рекомендуется в подвешенном состоянии либо сложив стопкой, так чтобы резина не испытывала нагрузок. Если шины хранят отдельно от дисков, их лучше ставить вертикально, но не подвешивать, не складывать стопкой и не ставить на них тяжелые предметы. Стоящие вертикально шины рекомендуется периодически (примерно раз в месяц) переставлять на четверть оборота, чтобы нагрузка приходилась на разные участки шины.

Лучше всего не демонтировать шины с одних колесных дисков на другие, а держать комплекты в сборе, устанавливая в нужный момент на оси грузовика.

Новости мирового шинного рынка

Согласно данным национального бюро статистики Китая, за период с января по июль этого года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года объем выпуска шин вырос на 13,5% и составил 329,32 млн. шт. Синтетического каучука было произведено 1,25 млн. т, что больше, чем в прошлом году, на 12,2%.

Третий по величине производитель автомобильных шин в Японии Yokohama Rubber Co. планирует в 2010 г. открыть в России собственное производство и продавать 2,5 млн. шин в год. К этому же сроку планируется открыть завод в Бразилии. Объем инвестиций в оба завода составит 10 млрд. иен (92,8 млн. USD). С их местоположением компания планирует определиться к марту 2009 г. Мощность каждого из предприятий составит 1 млн шин в год. Столько Yokohama импортирует в Россию сейчас. Между тем, по планам компании, продажи в 2011/2012 финансовом году должны составить 2,5 млн. шин.

Ранее о своих планах построить завод в России сообщала японская корпорация Bridgestone, мировой лидер по производству автошин. Сейчас японские шинные компании заводов в России не имеют.

Continental и компания Scania, производящая автобусы и грузовые автомобили, подписали долгосрочный контракт о поставках шин с 2008-го до 2010 г. Также стало известно, что Continental возобновляет свой контракт о поставках тяжелых сверхпрочных грузовых шин компании MAN Nutzfahrzeuge AG. Часть шин будут поставлять с польского завода Continental.

ОАО «Белшина» (Бобруйск, Могилёвская обл.) – единственный в Беларуси производитель шинной продукции – к 2010 г. планирует увеличить объем производства ЦМК шин радиальной конструкции до 28,5 тыс. шт. Увеличение объема производства этой продукции станет возможным благодаря проведению масштабного технического перевооружения основного производства завода сверхкрупногабаритных шин. Этот проект входит в комплексную программу перспективного развития предприятия. Стоимость проекта составляет 58,8 млн. евро, из них капитальные затраты составляют 41,3 млн. евро. В результате технического перевооружения завода сверхкрупногабаритных шин «Белшина» сможет почти в три раза увеличить объем производства шин для карьерной техники, значительно расширить их ассортимент, повысить качество и улучшить внешний вид изделий. С созданием производства ЦМК шин радиальной конструкции предприятие приступит к серийному производству сверхкрупногабаритных шин радиальной конструкции 33,00 R51 для автосамосвалов грузоподъемностью 130…140 т. Реализацию проекта планируется завершить к концу 2008 г. Предполагается, что уже в этом году предприятие выпустит около 2 тыс. шин такой конструкции. На сегодняшний день изготовлена опытная партия. Испытания новой продукции будут проводиться на горнодобывающих предприятиях России. Новая продукция предназначена в первую очередь для комплектации самосвалов большой и особо большой грузоподъемности производства ПО «БелАЗ», а также для карьерной техники таких известных зарубежных компаний, как Komatsu, Сaterpillar и др.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ, РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИКА И СОВЕТЫ ЭКОНОМИКА Шины
Валерий Васильев Основные Средства 12'2008 25 апреля 2016

Комментарии (0)