Тенденции развития мирового лесозаготовительного машиностроения
Не улучшишь – не поедешь
Как улучшить дизтопливо, или Советы перфекционисту
 4
Новая технология экономии дизельного топлива
Дизель-газовая система от британской компании GSPK Multifuel Technology
Радиаторы для внедорожной техники
Борьба с засоряемостью сот радиатора
Не страшна нам зима!
Советы опытного автомобилиста по запуску двигателя в мороз
Аккумуляторы «залежались»
Спад на рынке АКБ
 5
Выбираем манипулятор
Разбор конструкций, ва­ри­ан­тов и опций КМУ
Современный инструмент диагностики (ч. 2)
Анализ рабочих жидкостей
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.2)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 1)
 1
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.3)
Ненужные проблемы или золотая жила?
Восстановление отработанного масла

Техника для мойки автомобилей

История и прогресс

М. Якшин

Количество автомобилей на дорогах земного шара неуклонно растет. Причем этот рост характерен не только для развивающихся стран, но и тех государств, где число машин уже близко к максимально-необходимому. Автомобиль давно уже превратился из чисто утилитарного «средства передвижения» в объект восхищения и поклонения, средство для отдыха в самом широком смысле этого слова.

Такое изменение отношения к автомобилю породило целый ряд проблем, одной из которых является задача максимального облегчения всех работ по обслуживанию «железных коней». Немаловажную роль здесь играет автоматизация такого, казалось бы, простого процесса, как мойка. При эксплуатации все автомобили в той или иной степени покрываются пылью и дорожной грязью.

Это происходит и там, где за чистотой дорог установлен самый жесткий контроль, и там, где дороги не очищают порой вовсе. К последним относится большинство российских транспортных артерий. Дело осложняется и тем, что дорожная грязь – это не просто жидкая глина, которую легко можно смыть струей воды из шланга. То, что лежит на городских магистралях, представляет собой сложную смесь оксидов, солей, масел, сажи, продуктов неполного сгорания из выхлопных труб и мелкой резиновой пудры от износа шин. В крупных промышленных центрах сюда добавляются выбросы предприятий. Наконец, сама природа добавляет в этот коктейль частицы опавшей листвы, тополиного пуха, а также разнообразных представителей мира насекомых. Таким образом мытье машины — это совсем не простое дело.

Одна из первых портальных моечных установок (1963 г.) Система сушки отсутствует.

Возиться с ведром и грязной тряпкой не хочется никому, да и автоэмали кузова не полезны растирания с песком. Из всего вышесказанного следует, что мойка должна быть по возможности механизирована, а то и автоматизирована. Первыми до этого додумались, разумеется, американцы, уже в 20-х годах нашего века число машин в САСШ (как тогда их называли) достигло такой величины, что конвейерная мойка стала просто необходима. На фото слева — картина из штата Западная Вирджиния, 1924 год. Тридцать негров-мойщиков, вооруженных шлангами, щетками и тряпками, доводят медленно ползущие по конвейерной линии машины до зеркального блеска. Таким способом удавалось обработать аж 720 автомобилей в день, что много даже для Америки.

Уже через два года, опять-таки в Детройте, для мойки применяются вращающиеся щетки. В «старой, доброй» Европе машины мыли в это время дедовскими способами, а начавшиеся бесконечные войны, особенно Вторая Мировая, надолго задержали развитие моечной техники.

Только в начале шестидесятых небольшая фирма из немецкого города Аугсбург выпускает на рынок первую передвижную моечную установку, пока только с одной щеткой, которая двигалась по рельсам около автомобиля. Затем идея получает развитие: фирма «Кляйнданст» создает трехщеточную конструкцию так называемого портального типа.

Современная моечная установка портального типа.

За последние 30 лет принципиальных изменений в этой системе практически не произошло, разве что сегодня при мойке движется сам автомобиль, а не щетка. Тем не менее, у щеточной мойки есть свои проблемы и недостатки. Щетка с «нежным» волосом плохо смывает грязь, грубая может повредить лакокрасочное покрытие кузова. Мойка грузовиков и автобусов проще из-за несложных геометрических форм, современный же легковой автомобиль имеет сложную форму, образуются своего рода карманы, откуда грязь удалить непросто.

Кроме того, есть опасность повреждения зеркал заднего вида, антенн и фирменных эмблем типа «мерседесовской» на капоте. Тем более, что по условиям безопасности эти детали должны легко отламываться при ударах, что они благополучно и делают при щеточной мойке. Отдельный разговор представляет очистка колес, днища, фар и решеток радиатора. В дополнение, автомобиль неплохо было бы высушить и покрасить защитным составом. Все эти функции совмещены в современных моющих установках. Процесс начинается с мойки колесных дисков, шин и днища кузова. Разумеется, щетки здесь малоэффективны, поэтому применяется струйный метод очистки.

Струя воды со специальным моющим средством или без него под давлением до 250 атмосфер удаляет самые стойкие отложения дорожной грязи. Весь автомобиль покрывается так называемой «активной пеной» и в дело вступают щетки.

Современная портальная моечная установка «TAMMER-MATIC».

Струи воды под небольшим давлением удаляют грязь. Затем машина проходит сушку горячим воздухом и (по желанию владельца) покрытие специальным воскоподобным защитным составом типа «супер-полиш». Все операции происходят в автоматическом режиме, человеку остается только выбрать программу. В нее входят данные о габаритах автомобиля, степени загрязнения, необходимости нанесения защитного состава и т.п.

Говоря о машинной мойке автомобилей, нельзя не упомянуть проблему утилизации сточных вод. В западных странах система водоочистки канализационных стоков достаточно совершенна и тем не менее сливать отработанную воду, например в странах ЕЭС, напрямую в канализацию запрещено.

Поэтому широкое применение получили различные установки, позволяющие очищать отработанную воду от моющих веществ, масла и грязи. Кроме чисто экологического эффекта, эти установки просто снижают расход чистой воды, обеспечивая ее многократное использование. В Германии, скажем, это особенно актуально, т.к. всякий, кто «производит» сточные воды, должен платить налог с учетом концентрации вредных веществ в них. В России такого закона пока нет, но несомненно, что нормы на выбросы загрязненной воды будут ужесточаться.

Кроме наружной мойки необходимо также очищать салон автомобиля от пыли и мусора. Для этого используются различные по мощности и функциям пылесосы, как простые так и «моющие». Аппараты, например, фирмы «Karcher» способны качественно очистить салон за 6 – 10 мин, а такие пылесосы как «SB-SAUGER» способны всасывать сухую и жидкую грязь, битое стекло и просто дождевую воду с ковриков пола. Имеется электронное отключение двигателя вентилятора, что устраняет проблему перегрева и система встряхивания фильтра, что увеличивает срок его бессменной работы.

Схема движения роторной щетки

Всем автолюбителям хорошо известно, какая это тяжелая работа — очистка двигателя и коробки передач. Смешанная с маслом грязь закоксовывается от высокой температуры и не поддается никаким автошампуням. Здесь помогут аппараты высокого давления фирмы «Karcher», такие как HDS 840, HDS 890, HD 4000E и HD 8000С/2. Они развивают давление до 100 – 140 атмосфер, могут работать на горячей и холодной воде с использованием моющих средств. Работают как от бытовой электросети, так и автономно (с приводом от двигателя внутреннего сгорания).

И уж если мы вымыли и вычистили автомобиль, можно очистить и подмести территорию, прилегающую к гаражу, дому и т.п. Для этого как нельзя лучше подходят подметальные машины типа КМ 700, KSM 690 ВАТ. Это агрегаты ручного типа. Для больших площадей лучше подойдут машины KMR 1550 B/D и KMR TRAC.

Установка фирмы «Кляйнданст» с устройством регенерации воды «ТОСС».
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ История
М. Якшин Основные Средства 02'1998 3 октября 2005

Комментарии (0)