«Поднимаю – и несу»
Грузонесущие компактные краны
 1
Думпер – это не самосвал!
Что же такое строительный думпер?
Воров просят не беспокоиться (ч .1)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
Как избежать проблем при эксплуатации гидромолота
Рекомендации по работе с гидромолотом
Диметиловый эфир (ч.4)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 6)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
6х6
Шарнирно-сочлененные самосвалы
 6
Гидроборта (ч. 2)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
Продлить ресурс сложно, но можно
Советы по эксплуатации гусеничной техники
Рентабельность капитальных вложений в линии BRT
Диметиловый эфир (ч.3)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Чистота рабочей жидкости экскаватора – залог его «здоровья»

Колесные одноковшовые погрузчики Caterpillar

Динамика изменения структуры типоразмерного ряда

В. Ковригин
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Колесные одноковшовые фронтальные погрузчики с шарнирно-сочлененной рамой и всеми ведущими колесами одинакового размера получили широкое развитие. В 1950-е гг. компания Caterpillar одной из первых приступила к созданию такого вида оборудования. В 1960-е гг. она представляла на рынке мобильной землеройно-погрузочной техники свое семейство колесных погрузчиков из 12 моделей, охватывающее диапазоны мощности от 59 до 404 кВт и массы от 7,4 до 47,7 т. Это семейство в классе мощности до 100 кВт содержало 6 моделей, в классе 100…200 кВт – 4 модели и по одной модели приходилось на классы мощности 200…300 и свыше 400 кВт.

В этот же период времени стала складываться более четкая градация в семействе погрузчиков, которая делилась на серии 920; 930; 940; 950; 960; 980; 988 и 992. Каждая серия могла содержать несколько моделей, различающихся массогабаритными и кинематическими показателями. Буквенные обозначения, присваиваемые некоторым моделям, указывали на то, что модель прошла конкретную модернизацию. Примером в этом временно’м периоде может служить модель погрузчика 922А мощностью 59 кВт и массой 7,4 т. Ее выпускали в 1960–1962  гг. и заменили моделью 922B с тем же уровнем мощности, но массой 7,7 т. Или, например, модели серии 966. В период 1960–1963 гг. эту серию представляла модель 966А мощностью 103 кВт и массой 13 т, которую заменили моделью 966В, выпускавшейся в 1963–1968 гг., мощностью 110 кВт и массой 14,3 т. Модель 966А была модернизирована в модель 966С, выпускавшуюся в 1968–1981 гг., мощностью уже 125 кВт и массой 16,7 т.

Типоразмерный ряд колесных погрузчиков Caterpillar в 1970-е  гг., несколько изменился. Он пополнился серией 910, и из него была исключена серия 940 (модель 944). То есть структура сохранила то же число классов погрузчиков. В тот десятилетний период провели модернизацию погрузчиков серий 980, 988 и 992. Погрузчики серии 980 прошли две модернизации, и обе связаны с увеличением мощности и массы погрузчика, когда на первом этапе в 1970–1978 гг. мощность увеличилась со 173 до 191 кВт, а масса возросла с 20 до 23,4 т. На втором этапе модель 980В была преобразована в модель 980С мощностью 198 кВт и массой 27,6 т. Погрузчик 988 был модернизирован (модель 988В) с ростом мощности с 239 до 275 кВт и массы с 35,8 до 47,4 т. В серии 992 модель 992 прошла два этапа модернизации. В результате мощность возросла с 404 до 507 кВт, а масса увеличилась с 48 до 85 т.

Следующий десятилетний период (1980–1990 гг.), особенно его вторую половину, можно оценить как начальную стадию последующих многочисленных модернизаций практически в каждой категории погрузчиков. Число серий в этот период сохранилось на уровне, равном 8. По мощности были охвачены диапазоны от 48 до 507  кВт, а по массе – от 6,6 до 88,4 т. В серии 910 модель 910 мощностью 48 кВт и массой 6,6 т прошла модернизацию (модель 910Е) с повышением мощности до 57 кВт и массы до 7,3 т. В то же время в 1986 г. эта серия пополнилась моделью 916 мощностью 65 кВт и массой 8,6 т.

В серии 920 модель 920 (59 кВт, 8,4 т) в 1984 г. заменили моделью 926 мощностью 77 кВт и массой 8,8 т, которая в 1987 г. модернизирована с повышением мощности до 81 кВт и массы до 9,4 т (модель 926Е). Аналогичные изменения были в сериях 930, 950 и 960. В серии 930 модель 930 мощностью 73  кВт и массой 9,7 т заменили моделью 936 (92 кВт, 12 т), которая прошла модернизацию (модель 936Е) с увеличением мощности до 99 кВт и массы до 12,3  т. Серию 950 модернизировали дважды: с выпуском модели 950В (114 кВт, 14,7 т) и последующей ее заменой моделью 950Е (118 кВт, 15,9 т). В серии 960 модель 966С (125 кВт, 16,7 т) прошла два этапа модернизации: сначала модель 966D (147 кВт, 19,7 т), затем модель 966Е (159 кВт, 20,3 т). В сериях 980, 988 и 992 принципиальных изменений в этот период не было. Покупателям предлагали модели 980С (198 кВт, 27,6 т), 988В (275 кВт, 47,4 т) и 922С (507 кВт, 88,4 т).

Последнее десятилетие ХХ в. в области развития колесных погрузчиков Caterpillar можно назвать наиболее динамичным. В период 1990–2000 гг. типаж погрузчиков пополнили 4 серии – 900; 970; 990 и 994, общее число которых составило 12.

Самая легкая серия 900 с 1998 г. была представлена моделями 902 (34 кВт, 4,7 т), 906 (45 кВт, 5,3 т), 908 (60 кВт, 6 т). Эта серия может быть отнесена к категории грузоподъемности не более 2 т.

Серия 910 подверглась значительным изменениям. Модель 910Е (57 кВт, 7,3 т) модернизирована в модель 910F (59 кВт, 7 т), которая с 1995 г. исключена из состава этой серии. Модель 916 (65 кВт, 8,6 т) трансформировалась в модель 918F (72 кВт, 9 т). Модели 910F и 918F с 1996 г. заменены одной моделью – 914G мощностью 67 кВт и массой от 7,2 до 8 т.

В серии 920 модель 926E (81 кВт, 9,4 т) заменила модель 928F (88 кВт, 10,9 т), которая модернизирована в модель 928G (93 кВт, 11,7 т). С 1995 г. в серии появилась новая модель 924F (77 кВт, 9 т), ее модернизировали в модель 924Gz (82 кВт, 10 т).

В серии 930 провели три этапа модернизации. Модель 936Е (99 кВт, 12,3 т) модернизировали в модель 936F (103 кВт, 12,3 т), т. е. без изменения массы, затем в модель 938F (103 кВт, 13 т), т. е. без изменения уровня мощности, и затем в модель 938G.

Серия 950 прошла три уровня модернизации. Модель 950Е (118 кВт, 15,9 т) модернизирована сначала в модель 950F (125 кВт, 16,1 т), затем в модель 950FII (125 кВт, 16,9 т) и позже в модель 950G (134 кВт, 16,9 т).

В это десятилетие модель 966Е (159 кВт, 20,3 т), представляющая серию 960, модернизирована в модель 966F (162 кВт, 20,5 т), затем в модель 966FII (162 кВт, 21,3 т) и после – в модель 966G (173 кВт, 22 т). Появившаяся в 1994 г. модель погрузчика 960F (147 кВт, 18 т) модернизирована в модель 962G той же мощности и массы.

В 1993-м появилась новая серия погрузчиков 970, представленная моделью 970F (184 кВт, 23,7 т), ее в 1998 г. заменили моделью 972G (195 кВт, 24,5 т).

Модель погрузчика 980С (198 кВт, 27,6 т) из серии 980 прошла три этапа модернизации: модели 980F, 980FII и 980G. Мощность последней модели – 220 кВт, масса – 29,5 т.

В серии 988 модель 988В прошла две модернизации: модель 988F (294 кВт, 43,5 т) и модель 988FII (349 кВт, 45,7 т).

В 1993 г. семейство пополнилось серией 990, состоящей из одной модели – 990 (448 кВт, 73  т). В дальнейшем ее модернизировали в модель 990II (459 кВт, 72,2 т).

Серия 992, представленная моделью 992С (507 кВт, 88,4 т), прошла два этапа модернизации: модель 992D (522 кВт, 88,7 т) и затем модель 992G (583 кВт, 91,5 т).

В 1990 г. семейство погрузчиков Caterpillar пополнилось самой крупной и мощной машиной – моделью 994 мощностью 919 кВт и массой 177 т, которая в 1998 г. была модернизирована в модель 994D мощностью 932 кВт и массой около 190 т.

Пятилетний период 2000–2005 гг. развития структурного ряда колесных погрузчиков Caterpillar может быть охарактеризован следующими данными. В серии 900 была сохранена до 2004  г. модель 902 (34 кВт, 4,7 т), которая с 2004 г. исключена из типажа. В 2004 г. эта серия пополнилась моделью 904 (39 кВт, 5 т). Модель 906 модернизирована в модель 906Н (51 кВт, 5,6 т), а модель 908 без существенных изменений главных параметров модернизирована в модель 908Н. Серия 910 не претерпела изменений и представлялась моделью 914G (67 кВт, 7,2…8,0 т). В серии 920 в два этапа повысили мощность модели 924Gz с 82 до 96 кВт и массу с 10 до 11 т, а у модели 928G мощность возросла до 98 кВт. Серия 930 была представлена моделью 938G. У этой модели мощность была повышена со 108 до 119 кВт при сохранении массы на уровне 13 т. У модели 950G (серия 950) повысили мощность со 134 до 146 кВт. В серии 960, представленной моделями 962G и 966G, мощность повысили на 5% у каждой модели. Аналогичная серии 960 ситуация была по погрузчикам серий 970; 980; 988; 990 и 992. Погрузчик модели 994D за этот период существенно не меняли.

В трехлетний период 2005–2008 гг. осуществлялся переход на новую, модернизированную серию погрузчиков, когда к цифровому обозначению модели прибавляли шифр H. Этот период большей частью характеризуют два основных направления: применение двигателей, отвечающих современным международным экологическим требованиям третьего уровня, и существенное повышение комфортности и облегчение труда операторов машин. По состоянию на вторую половину 2008 г. структурный типоразмерный ряд колесных погрузчиков включал 20 основных моделей, охватывающих диапазоны: по мощности 51…1176 кВт, по массе 5,6…195,4 т, по вместимости основных ковшей – от 0,7 до 14 м3. В этот период в структуру был включен дополнительный погрузчик модели 993К, он занял промежуточное место между двумя наиболее крупными моделями погрузчиков – 992К и 994F, а также погрузчик модели 907Н в серии самых легких погрузчиков.

Структура типоразмерного ряда колесных погрузчиков Caterpillar 2008 г. приведена в таблице.

Таким образом, анализ изменения структуры типоразмерного ряда колесных погрузчиков компании Caterpillar показывает высокую динамику его развития, сочетающую создание новых серий (классов) и проведение регулярной модернизации ранее созданных моделей. Некоторая близость основных параметров погрузчиков соседних серий объясняется стремлением компании наиболее полно представить все семейство машин и дать возможность потребителю выбрать самую подходящую для его требований модель. Графическое изменение структуры семейства колесных погрузчиков фирмы Caterpillar за рассмотренный период приведено на диаграмме.

Типоразмерный ряд колесных погрузчиков Caterpillar в 2008 г.
Серия Модель Мощность
двигателя, кВт
Эксплуатационная
масса, т
Диапазон
вместимости
ковшей, м3
900
906Н
51
5,6
0,7…1,2
907Н
51
5,8
0,7…1,2
908Н
58
6,5
0,9…1,5
910
914G
72
8,0
1,2…2,4
920
924Н
97
11,7
1,8…2,8
924Нz
97
11,0
1,7…2,1
928Нz
112
12,6
2,0…2,5
930
930Н
112
13,2
2,1…3,0
938Н
134
15,5
2,3…3,0
950
950Н
147
19,5
2,7…4,0
960
962Н
158
20,0
2,9…4,3
966Н
195
25,2
3,5…5,0
970
972Н
214
26,5
3,8…5,5
980
980Н
237
32,0
4,5…6,0
988
988Н
354
50,8
6,9…7,7
990
990Н
468
77,8
8,4…9,2
992
992G
597
94,9
11,5…12,3
992K
597
97,1
10,7…12,2
993
993K
705
126,4
12,2…14,5
994
994F
1176
195,4
14,0…36,0
ФИРМА ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО Погрузчик Caterpillar
В. Ковригин Основные Средства 08'2009 16 августа 2010

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru