Монстры ждут
Монтажные гусеничные краны

В последнее время вырос интерес к монтажным гусеничным кранам. Потребность в таких кранах в диапазоне грузоподъемности (г/п) 25...63 т удовлетворяется раритетными сооружениями, выпущенными 30, а то и 40 лет назад. Ульяновский механический завод № 2 выпускает краны г/п 100, 125 и 250 т, но их встретишь редко – завод выпустил их около 500 ед. Большие импортные краны встречаются чаще. Наши крановые заводы в предвкушении грядущего обновления парка активизировались. Сейчас краны востребованы в основном в крупных национальных проектах и государственном секторе, но нельзя исключать и выход экономики из кризиса, и тогда спрос на грузоподъемную технику в гражданском строительстве поднимется.

Гусеничные монтажные краны занимают определенную технологическую нишу. Их применяют при возведении мостов, монтаже тяжелого крупногабаритного технологического оборудования. Основное отличие гусеничного от крана на специальном шасси автомобильного типа такой же грузоподъемности – это способность передвигаться с грузом на крюке, причем с грузом, равным номинальной грузоподъемности, т. е. возможности гусеничного крана реализуются полностью. Гусеничный ход обеспечивает устойчивость и проходимость крана на неподготовленной площадке и его маневренность за счет противовращения гусениц.

Manitowoc 999 на монтаже ветрогенератора

Гусеничные краны превосходят автомобильные по грузовысотным характеристикам, их стрелы длиннее, а ряд моделей поставляют с рабочим оборудованием в башенно-стреловом исполнении. С гусеничными кранами часто используют грейферы, электромагниты и копровые установки, оснастку для перегрузки контейнеров. Недостаток гусеничных кранов, т. е. обратная сторона достоинств, – это трудоемкие монтаж-демонтаж и транспортировка. Монтаж требует вспомогательного грузоподъемного средства, а то и нескольких и соответствующего количества транспортных средств, число которых при перевозке сверхтяжелых кранов может составлять несколько десятков.

Гусеничные монтажные краны серийно выпускают два российских завода – Челябинский механический завод (ЧМЗ) и Ульяновский механический завод № 2 (УМЗ № 2). В 1970–1980-е годы Раменский механический завод выпускал дизель-электрические краны СКГ-40, СКГ-40/63, СКГ-401, СКГ-63, СКГ-63/100, СКГ-631. Сейчас завод покупает бывшие в эксплуатации краны типов СКГ-631, СКГ-505, СКГ-401, восстанавливает их, изготавливает запасные части, стреловое оборудование и металлоконструкции для кранов.

Kobelco CKE4000C на монтаже лопастей ветрогенератора
Manitowoc 1015 г/п 120 т

Для отечественного краностроения характерно использование дизель-электрического привода, тогда как западный мир полностью перешел на гидравлический. Верность традициям дает преимущества, которые сегодня становятся особенно очевидны. За счет отечественной агрегатной базы кран выигрывает в цене. Технология отработана десятилетиями, у дизель-электрических кранов хорошая ремонтопригодность, о чем свидетельствует хотя бы живучесть машин, выпущенных 20, 30, 40 лет назад. При низкой температуре или, наоборот, при высокой электропривод работоспособнее гидравлического. У крана с электроприводом есть и такое преимущество, как возможность подключиться к внешней сети 380 В, а на удаленном объекте, где нет электроснабжения, его можно использовать в качестве электростанции.

Челябинский ДЭК-361
32-тонный МКГС-32 Ульяновского завода

Но век гидравлики наступает неумолимо. В 2004 г. ЧМЗ выпустил свой первый гидравлический кран ДЭК-361, «младшая» модель в гамме УМЗ № 2 также с гидроприводом, Клинцовский крановый завод занялся гусеничной темой именно с гидроприводом, ивановский «Автокран» также проектирует гидравлический кран.

Грузоподъемной техникой Челябинский механический завод начал заниматься сразу после войны, первый гусеничный дизель-электрический кран ДЭК-20 завод выпустил в 1956 г. ЧМЗ наработал огромный опыт в краностроении, его гусеничные краны пользуются у строителей хорошей репутацией (в отличие от автокранов). Дизель-электрический кран ДЭК-251 завод выпускает с 1970 г. В 1985-м в серию пошел дизель-электрический ДЭК-631 г/п 63 т, сейчас выпускают его модификацию ДЭК-631А. В 2003 г. началось производство также дизель-электрического крана ДЭК-321 г/п 32 т, а в 2004-м – 36-тонного ДЭК-361 с гидравлическим приводом. В 2007 г. завод представил новую разработку – 40-тонный кран ДЭК-401 вновь с электроприводом.

Ульяновский МКГС-100

Краны г/п 25...36 т комплектуют 14-метровой решетчатой стрелой, удлиняемой вставками до 32,75 м. Стрела ДЭК-401 длиной 15...35 м с мембранной структурой, на ДЭК-631А основная решетчатая стрела 18 м удлиняется до 42 м. Стрелу можно дополнить неуправляемым гуськом длиной 5 или 10 м. Для моделей г/п 32...63 т предусмотрено башенно-стреловое оборудование с башней высотой от 19 до 36 м и гуськом длиной от 15 до 37,75 м. Все краны, кроме моделей ДЭК-251 и ДЭК-361А, оснащены гусеничным ходом с регулируемой колеей, что упрощает их транспортировку.

Механическая часть и электрооборудование кранов построены на отечественной агрегатной базе, поэтому их легко ремонтировать. В гидроприводе ДЭК-361 использованы импортные комплектующие, но цену на кран удержали на конкурентном уровне. Гидропривод позволил добиться лучших характеристик – плавности работы приводов, низкой посадочной скорости, что обеспечивает точность при монтажных работах. В новой модели ДЭК-401 использовано опорно-поворотное устройство известной фирмы PSL (Словакия), сократившее сопротивление при вращении поворотной платформы и «качание» крана.

Ульяновский механический завод № 2 выпускает краны МКГС-32 (г/п 32 т), МКГС-100.1 (г/п 100 т), МКГС-125.01 (г/п 125 т) и МКГС-250 (г/п 250 т). Кран МКГС-32 – единственный в программе завода с гидравлическим приводом. Этот кран отличается регулируемой колеей гусеничного хода и унификацией с автокранами, что положительно сказывается на его цене и ремонтопригодности.

Клинцовский RDK-36

Остальные краны производят с дизель-электрическим приводом. Стотонный кран, который УМЗ выпускает с 1980 г., неоднократно модернизировали. Питание приводов от дизель-электростанции, которую устанавливают на поворотную платформу или выполняют отдельно стоящей, а также от электросети напряжением 380 В. Кран комплектуют стрелой длиной от 22 до 57 м. При использовании 12-метрового неуправляемого гуська груз можно поднимать на основном или вспомогательном крюке. Есть вариант башенно-стрелового оборудования с основной стрелой длиной до 57 м и гуськом длиной 26...40 м. Кран скомпонован по модульному принципу, это упрощает его монтаж-демонтаж и транспортировку.

На базе 100-тонника создан кран МКГС-125 г/п 125 т. Кран поставляют со стреловым или башенно-стреловым рабочим оборудованием, что позволяет проводить грузомонтажные работы без перестановки крана в рабочей зоне диаметром до 88 м, на высотах от 20,3 до 101,2 м и в диапазоне грузоподъемности от 125 до 4 т.

СКГ-63/100 Раменского завода до сих пор в хорошей форме

Самый мощный в производственной программе Ульяновского завода и среди отечественных кранов МКГС-250 предназначен для монтажа крупноблочного и тяжеловесного оборудования и конструкций при строительстве и реконструкции предприятий нефтехимической, химической, металлургической и других отраслей. Кран работает на выносных опорах, оснащен сменным стреловым и башенно-стреловым оборудованием, съемными приводными гусеничными тележками, благодаря которым может передвигаться по площадке своим ходом без груза, а также с грузом 125 т на основной стреле. Основную стрелу длиной 31 м с помощью вставок можно увеличить до 43; 61 и 73 м и оснастить неуправляемым 10-метровым гуськом. Башенно-стреловое оборудование собирают из элементов стрелы и маневрового гуська. Неподвижная башня высотой 31, 43, 61 и 73 м может быть оснащена гуськом длиной 16, 22, 28, 40 и 52 м. Кран также может исполняться на пневмогусеничном ходу.

Появление гусеничного крана у Клинцовского автокранового завода стало сенсацией 2008 г. Собран первый экземпляр крана RDK-36 на импортной агрегатной базе, на конец мая этого года были назначены государственные приемочные испытания. Второй экземпляр в разработке. Кран г/п 36 т и грузовым моментом до 144 тс.м оснащают решетчатой стрелой длиной 15 м, которую быстросъемными 5 и 10-метровыми вставками наращивают до 40 м. При необходимости можно установить неуправляемый гусек длиной 1; 5 или 10 м и дополнительную грузовую лебедку. Привод всех механизмов крана гидравлический. Импортное гусеничное шасси крана с регулируемой колеей и штампованными башмаками. В рабочем положении опорный контур, создаваемый гусеничными тележками, обеспечивает единую грузовую характеристику в круговой рабочей зоне. Кран может передвигаться с грузом массой до 10 т на крюке. Монтаж-демонтаж крана выполняется автономно без привлечения дополнительных грузоподъемных средств.

Сборка крана Kobelco CKE800

В перспективных планах ивановского «Автокрана» создать универсальное гусеничное шасси и на его базе кран ДКГ-50.1 (КС-6161) г/п 50 т с двухсекционной решетчатой стрелой и кран ДКГ-100.1 г/п 100 т с 4-секционной телескопической стрелой, такой же, как на мобильном 100-тоннике КС-8973. В 2009 г. планируют создать опытный образец крана с решетчатой стрелой, в 2010-м – опытно-промышленную партию, а в 2011 г. пустить в серийное производство. Опытный образец крана с телескопической стрелой должны подготовить в 2010 г., а в следующем – уже его производство.

Из зарубежных поставщиков наиболее известны фирмы Liebherr, Manitowoc Cranes, Kobelco, Hitachi Sumitomo. Фирма Sennebogen занимается не только пневмоколесными кранами и перегружателями, она также производит широкую гамму гусеничных кранов. Заявила о себе итальянская фирма ТСМ. Китайские производители тоже покушаются на довольно узкий рыночный сегмент гусеничных кранов, в частности XCMG, Sany, Zoomlion. Многие из китайских поставщиков, например Yutong, который выпускает не только автобусы, о себе не заявляли.

Kobelco 7800 на монтаже мостовых перекрытий

Liebherr серийно выпускает гусеничные краны в трех сериях. Краны 10 базовых моделей серии LR г/п от 104,5 до 1350 т (в Россию поставляют краны г/п до 300 т). В серии LTR две модели с телескопической стрелой г/п 100 и 1200 т. Серия HS – драглайны на базе тяжелых экскаваторов. Отличительная особенность кранов Liebherr – двигатели и агрегаты гидропривода собственной разработки и производства. Краны Liebherr отличаются хорошей грузоподъемностью в большинстве конфигураций, гибкой компоновкой стрелы, быстрым и легким самомонтажом, простой и экономичной транспортировкой, современной системой электронного управления (основанной на шине CAN), вычислением максимально допустимой текущей грузоподъемности в режиме реального времени, надежностью в работе благодаря наличию дублирующих систем безопасности, качеством исполнения, хорошей репутацией у российских строителей, сравнительно крупным парком и наличием сервиса.

Сборка крана на заводе Liebherr в Эхингене

Немецкая фирма Sennebogen предлагает 10 моделей гусеничных кранов с решетчатой стрелой и три модели с телескопической. Шесть моделей серии HD кранов с решетчатой стрелой г/п от 30 до 180 т предназначены для тяжелых условий эксплуатации, в том числе на землеройных работах в качестве драглайнов. Их оснащают стрелой длиной от 32 до 84 м.

Четыре модели серии Star-Lifter г/п 80...180 т предназначены для высотного монтажа. Их оснащают рабочим оборудованием с дерриками с высотой подъема крюка от 67 до 105 м. Три модели г/п 16, 40 и 80 т с телескопической стрелой характерны тем, что их поворотная платформа и крановое оборудование унифицированы с пневмоколесными кранами.

Гусеничный кран Liebherr на заводской испытательной площадке

В российском сегменте гусеничных кранов с телескопической стрелой начала оперировать итальянская компания ТСМ, интересы которой представляет фирма «Русбизнесавто». ТСМ поставляет три модели г/п 35; 50 и 70 т с 5-секционной телескопической стрелой и решетчатым или телескопическим гуськом и гусеничным ходом с регулируемой колеей. Особенность этих кранов в том, что они оснащены опорами. Фирма ТСМ известна и тем, что поставляет стрелы для кранов «Сокол».

100-тонный гусеничный кран Liebherr с телескопической стрелой

Фирма Manitowoc Cranes поставляет на рынок 15 моделей гусеничных кранов с решетчатой стрелой г/п от 73 до 2300 т, акцентируясь на тяжелых и сверхтяжелых кранах. Для сокращения времени монтажа-демонтажа крана фирма разработала технологию FACT (Fast Alignment Connection Technology). Краны способны передвигаться с грузом на крюке, равным номинальной грузоподъемности. У кранов г/п до 600 т включительно две взаимозаменяемые гусеницы, у сверхтяжелых моделей 21000 (г/п 907 т) и 31000 (г/п 2300 т) по четыре гусеничные тележки с двумя гусеницами каждая. Максимальная высота подъема крюка у 300-тонного крана модели 2250 составляет 119 м, у модели 31000 – 207 м. В разобранном виде кран 2250 перевозят на 15 трейлерах. Для модели 31000 разработана оригинальная система выдвижения противовеса. Гидравлическая система поддерживает и отклоняет противовес на весу на минимальное расстояние от поворотной платформы. Кран требует меньше места для разворота поворотной платформы, ему не нужна подготовленная площадка для колесной опоры противовеса, как для кранов Liebherr меньшей грузоподъемности.

Manitowoc 21000 г/п 907 т
Manitowoc 31000 г/п 2300 т

У нас фирма Terex Demag больше известна мобильными кранами, а не гусеничными, что неудивительно. Фирма занимается тяжелыми и сверхтяжелыми кранами начиная от г/п 300 т и до монстра, поднимающего 3200  т на двух стрелах.

Terex-Demag CC8800-1 г/п 3200 т

На российский рынок поставляют краны Kobelco г/п 60...250 т, сама же фирма выпускает несколько серий гидравлических гусеничных кранов с решетчатой и телескопической стрелой. В серию 7000 входят 10 базовых моделей г/п 35…750 т с решетчатой стрелой. Ее дополняет модель SL13000 г/п 800 т. Эти 11 моделей выполнены в соответствии с требованиями национальных японских нормативов, более строгих, чем европейские, например, в отношении токсичности выхлопов и шума.

Для европейского рынка Kobelco предлагает серию CKE из восьми моделей г/п от 60 до 250 т с решетчатой стрелой, которую дополняют два тяжелых крана серии SL – SL4500 и SL6000 г/п 400 и 550 т.

Sennebogen 4400 Star-Lifter г/п 140 т
Sennebogen 63 0HD г/п 30 т

Для тяжелых условий работы фирма разработала серию ВМ из трех моделей г/п 80; 90 и 100 т с решетчатой стрелой. В серии LM две специальные модели, у которых стреловое оборудование заменено на копровое. Краны с телескопической стрелой представлены моделями г/п 35; 55 и 75 т.

Zoomlion QUY200 г/п 200 т

Компания Hitachi Sumitomo Heavy Industries Construction Crane создана несколько лет назад корпорациями Hitachi и Sumitomo с целью совместной разработки и производства крановой техники и поставляет на мировой рынок 13 моделей гидравлических гусеничных кранов г/п 30…650 т с решетчатой стрелой. Модели 80 и 90 исполняют также в версии HD (Heavy Duty) для тяжелых условий. Возможна поставка крана с башенно-стреловым оборудованием. Для быстрой автономной сборки краны оснащают короткой вспомогательной стрелой, с помощью которой монтируют гусеницы, противовес и основную стрелу.

Таким образом, если обновление парка гусеничных кранов начнется, отечественные краностроители еще поборются за место под солнцем в сегменте грузоподъемности до 250 т, наиболее насыщенном и конкурентном. А если потребуется бо’льшая грузоподъемность, то здесь поможет заграница.

70-тонный ТСМ RTC 70
ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО Автокран
Леонид Малютин Основные Средства 06'2009 9 марта 2016

Комментарии (1)

К700
Радует, что наша промышленность ещё что-то выпускает, особенно на своих комплектующих.<br />
Новые решения вроде гидроппривода гусеничных кранов это хорошо, такие модели выпускать нужно, но приоритет следует отдавать электроприводу - наш климат не сравнить с европейским и их стандарты далеко не всегда применимы у нас.
21 июля 2015 – 21:05 Ответить