Структура модельных рядов фронтальных погрузчиков зарубежного производства

В. Д. Ковригин

Одним из наиболее распространенных видов землеройной, дорожно-строительной и погрузочной техники, находящей широчайшее применение практически во всех отраслях строительства, топливно-энергетического комплекса, горнорудной промышленности, складского и коммунального хозяйства, производства стройматериалов, являются одноковшовые колесные фронтальные погрузчики. На расширение парка этой техники влияет рост мелкомасштабного строительства, объемов строительства и ремонта транспортных магистралей, разобщенность строительных объектов. Колесные фронтальные погрузчики в силу технических возможностей в ряде случаев могут заменить одноковшовые гидравлические экскаваторы и бульдозеры.

Komatsu WA50-3 (1-й класс)

Широкому использованию колесных погрузчиков способствуют следующие основные факторы:

отношение реальной грузоподъемности погрузчика к его массе, находящееся в пределах 20...30%, что в 2...2,5 раза выше, чем у гидравлических экскаваторов;

более высокие показатели мобильности и маневренности, благодаря чему одной машиной можно выполнять и погрузочные, и транспортные операции;

Case 221B (2-й класс)

удельная стоимость колесного погрузчика, отнесенная к 1 м3 вместимости ковша, в 1,5...2 раза ниже, чем у гидравлических экскаваторов;

приблизительно равная с экскаваторами себестоимость разработки и погрузки 1 т горной породы;

сопоставимость усилий отрыва на ковше погрузчика и гидравлического экскаватора (при одинаковой вместимости ковша) и возможность комбинированного движения стрелы и ковша этих машин. Надо сказать, что погрузчик проигрывает экскаватору по реализации усилия отрыва в широком диапазоне положений ковша, ограничиваясь зоной от основания забоя на величину самого ковша;

Liebherr L512 (3-й класс)

сопоставимость коэффициентов наполнения ковша погрузчика и экскаватора, находящихся в пределах 0,8...1,1;
возможность выполнения погрузочных работ при уменьшенной высоте забоя (штабеля) при разработке невысоких уступов.

Расширяет сферу использования погрузчиков и оснащение их всевозможным сменным оборудованием – ковшами различной вместимости и назначения, грузоподъемными устройствами, удлиненными стрелами, различного рода приспособлениями для погрузки грузов с европоддонов, контейнеров, длинномерных грузов и древесины.

Погрузчики занимают второе место в мире по продажам после экскаваторов. В Японии на их долю в период 1999–2001 гг. приходилось от 12,3 до 14,5% годового объема производства основных видов землеройной техники. Мировая потребность в погрузчиках, по оценкам зарубежных компаний – производителей землеройной техники, в период 1996–2000 гг. составила от 29 тыс. до 35 тыс. в год.

Dressta 520E (4-й класс)

Мы провели сравнение баз данных по 224 моделям фронтальных погрузчиков 26 компаний-производителей из США, Японии, Южной Кореи, Франции, Великобритании, Германии, Италии, Польши и Швеции. Сравнивались три основных параметра: мощность, масса и геометрическая вместимость основного или стандартного ковша. В качестве одного из основных параметров использовалась вместимость ковша, поскольку производители, как правило, не указывают величину номинальной грузоподъемности погрузчика, ограничиваясь данными по диапазону вместимости применяемых ковшей. Для удобства сопоставления структур модельные ряды погрузчиков сгруппированы по мощности и массе в 10 классов. Для каждого класса выведены средние значения мощности, массы и вместимости ковша, а также получены удельные соотношения мощности к массе, мощности к вместимости ковша и массы к вместимости ковша.

Volvo L120E (5-й класс)

Наиболее широко представлены модельные ряды погрузчиков международных компаний Caterpillar и Komatsu – в них присутствуют все 10 классов таких машин. У компании Furukawa модельный ряд состоит из 14 моделей, но только малых и средних классов. У некоторых компаний, в том числе Kawasaki, Hanomag, Case, TCM, FIAT-Hitachi, Volvo и Liebherr, модельные ряды погрузчиков достаточно полные (по числу моделей), однако относятся к малым и средним, т. е. не выходят за рамки VI...VII классов, поэтому дальнейшее сравнение структур рядов проводилось выборочно, в наиболее широко представленных классах.

Сравнительный анализ структур рядов показал, что практически все зарубежные производители не ограничиваются одной моделью в каждом классе. Наличие нескольких моделей, особенно в малых и средних классах, объясняется, очевидно, стремлением фирм наиболее полно удовлетворить запросы потребителей. Учитывая это обстоятельство, мы сравнили диапазоны изменения знаменателей прогрессии (по мощности, массе и вместимости ковша) наиболее развитых модельных рядов с I по VI класс. В более тяжелых классах, с VII по X, ведущие производители погрузчиков, как правило, имеют по одной модели машины. Анализ показал, что:

Daewoo 400 (6-й класс)

в I классе наиболее существенные различия по мощности, массе и вместимости ковша существуют у погрузчиков FIAT-Hitachi. У погрузчиков Komatsu и Furukawa наблюдается более интенсивное наращение массы и вместимости ковша, опережающее увеличение мощности. У погрузчиков Volvo наращение массы опережает мощность и вместимость ковша;

во II классе у продукции Caterpillar более интенсивное наращение мощности по сравнению с увеличением массы при одинаковой вместимости ковша; наиболее плавное и пропорциональное увеличение мощности, массы и вместимости у погрузчиков Volvo, Liebherr и TCM;

Cat 988G (7-й класс)

в III классе у погрузчиков Caterpillar идет более быстрое наращение вместимости ковша по сравнению увеличением мощности и массы; погрузчикам Volvo и Liebherr свойственно пропорциональное увеличение всех параметров;

в IV классе у погрузчиков Volvo более интенсивное увеличение вместимости ковша по сравнению с наращением мощности и массы; погрузчики других производителей в этом классе имеют приблизительно пропорциональные уровни наращения;

в V и VI классах можно отметить пропорциональное наращение всех трех параметров у всех производителей.

Volvo L330E (8-й класс)

Сравнение структуры базы данных из 224 моделей погрузчиков показало, что охватывается диапазон по мощности от 21 до 1 692 кВт, диапазоны по массе от 2 до 245 т и по вместимости ковша от 0,2 до 40 м3. Мощность наи-большего числа моделей погрузчиков (24,6%) массой 10...15 т составляет 75...130 кВт. Приблизительно равное количество 13,5...15,2% погрузчиков мощностью 50...75 кВт и массой 6...9 т – вторая позиция; мощностью 30...50 кВт и массой 4...6 т – третья позиция; мощностью 130...180 кВт и массой 15...21 т – четвертая позиция; мощностью 180...260 кВт и массой 22...30 т – пятая позиция.

Наиболее широко представлены модельные ряды у фирм Caterpillar (16 моделей), Komatsu (16 моделей), Volvo (16 моделей), Liebherr (14 моделей), Furukawa (14 моделей), TCM (15 моделей) и FIAT-Hitachi (12 моделей).

Komatsu WA9003 (9-й класс)

Ряд компаний специализируется на производстве погрузчиков малых классов (Mitsubishi, FAI, Atlas, Zettelmeyer). Погрузчики средних классов выпускают в большем количестве Hyundai, Kaelble, Samsung, Daewoo, Dressta, Liebherr. Компании Le Torneau и Dart специализируются на производстве тяжелых погрузчиков. И только модельные ряды двух компаний – Komatsu и Caterpillar – охватывают малые, средние и тяжелые классы.

LE Tourneau L-2350(10-й класс)

Сравнительный анализ удельных соотношений основных параметров погрузчиков, а именно отношение мощности к массе, отношение мощности к вместимости основного ковша и отношение массы к вместимости ковша, позволил определить диапазоны их средних значений.

Проанализировав наиболее полные модельные ряды погрузчиков по мощности, массе и вместимости основного ковша, мы определили знаменатели прогрессии, которые характеризуют изменения этих параметров, как между соседними моделями, так и между классами. Эти показатели имеют достаточно большой разброс, а в ряде случаев наблюдается существенная диспропорция между наращением мощности, массы и вместимостью ковша.






В. Д. Ковригин Основные Средства 02'2004 30 ноября 2004

Комментарии (0)