1
Гидроборта (ч. 1)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
Вся правда о ямочном ремонте (ч.3)
Дорожный ремонт
Кому нужны эти КМУ?
Обзор российского рынка кранов-манипуляторов
Гидромолоты среднего класса (ч.2)
Развитие гидромолотов в России
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 4)
Фильтры гидравлической жидкости
Канадская легенда о дорожном грузовике
История марки Hayes
«Автомат» или «робот»? (ч. 1)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 7)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
О приемах против «ломов» (ч.2)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
Раздаточные коробки грузовых автомобилей повышенной проходимости
Гидромолоты среднего класса (ч.1)
Обзор моделей гидромолотов представленных на российском рынке
ОчУМЕЛЫЕ ручки
Навесное оборудование для мини-погрузчиков

КТО ЕСТЬ КТО на рынке строительной техники из Китая

Роман Третьяков
Многие китайские компании сегодня работают на нашем рынке. У некоторых из них труднопроизносимые названия, далеко не у всех есть устоявшиеся сети продаж и сервисные центры. Иногда от них бывает непросто получить ответы на элементарные вопросы, касающиеся эксплуатации техники. Но если вы не ошиблись с выбором бренда, вряд ли наткнетесь на серьезные подводные камни. За исключением мелких недостатков, техника будет честно отрабатывать затраченные вами средства и приносить моральное и материальное удовлетворение от покупки чуть ли не вполцены от европейских, американских и японских аналогов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Среди китайских компаний – производителей спецтехники есть безусловные лидеры. Это прежде всего три гиганта – Sany, Zoomlion и XCMG. Эти компании настолько мощные, что входят в верхнюю часть топ-50 знаменитой «желтой таблицы» английского издания International Construction, занимая 5-е, 6-е и 11-е места соответственно. Особенно впечатляет скорость развития этой так называемой «большой тройки» в течение последнего десятилетия. Это их краны, катки, грейдеры, бетононасосы, погрузчики участвовали в самом грандиозном возведении инфраструктуры, которое когда-либо видел мир: аэропорты и плотины, небоскребы и тоннели, скоростные автомагистрали и железные дороги росли как грибы после дождя. Сего­дня строительный бум в Китае, похоже, остался в прошлом. Акции «тройки», бывших любимцев фондового рынка, падают в цене. Но им некуда отступать. Они по-прежнему в большом количестве выпускают технику, в производстве которой участвуют десятки тысяч рабочих. Внутренний рынок уже не в состоянии переваривать около 300 тыс. новых машин в год. Чтобы не сбавлять обороты, эти гиганты, быстро теряющие продажи в Китае, уже запустили агрессивные кампании по завоеванию внешних рынков. Их сегодняшняя задача, которая потребует нового качественного рывка, – найти свое место в условиях глобальной конкуренции.

Sany – частная компания. По-китайски ее название звучит «Сань-И». Перевести можно как «Трижды первые», что символизирует три ее главные цели: стать первоклассной компанией, вырастить лучшие кадры и внести первостепенный вклад в развитие общества. Три единицы, связанные между собой, можно рассмотреть в логотипе компании. Ее владелец, один из самых богатых людей в Китае, Лян Вэньгэнь, заявил журналистам в 2012 г.: «Моя собственность и даже моя жизнь принадлежат Партии».

История компании началась в 1989 г., тогда это было небольшое предприятие с начальным капиталом в $17 000, которое занималось сварочными работами. Невероятно быстрый рост (от 50 до 80% в год) происходил на фоне китайского экономического бума, драйвером которого стал строительный сектор. Sany удалось занять доминирующее положение на рынке КНР по продажам бетононасосов. В числе достижений компании – разработка автобетононасоса с самой длинной стрелой в мире – 86 м. В январе 2012 г. компания заключила сделку по приобретению 90% акций всемирно известного немецкого производителя бетононасосов Putzmeister за 324 млн. евро, крупнейшую в истории двух стран. С помощью бренда Putzmeister компания рассчитывала быстро получить доступ на развитые рынки. Надо отметить, что на сегодняшний день мощности нового завода Sany в США, на строительство которого ушло $60 млн., так и не загружены полностью. США не спешат открывать двери для новоявленных игроков.

Другой конек компании – гусеничные краны. Здесь для улучшения имиджа продукции китайцы пустились на хитрость и «переманили» к себе Джона Лэннинга, главного инженера Manitowoc (США) с 24-летним стажем, пионера в области разработки самомонтирующихся кранов. «Это реальная возможность использовать мой опыт и мои достижения для того, чтобы изменить такую сильную и быстрорастущую компанию. Sany очень быстро осваивает новую продукцию. На создание пилотного образца «с нуля» требуется всего один год», – говорит Лэннинг. Многочисленных посетителей стенда компании на выставке Conexpo 2011 в Лас-Вегасе встречал 30-метровый плакат с портретом Лэннинга и надписью «Hello, Sany». Среди прочего в Sany в 2011 г. разработали и выпустили SCC86000TM – первый в мире гусеничный кран грузоподъемностью 3600 т.

Производство автомобильных кранов – еще одно направление, которое компания также активно развивает. На ее счету разработка первого в Китае 1000-тонного автокрана. В конце 2012 г. было объявлено о начале стратегического партнерства Sany с компанией Palfinger. Компании выкупили друг у друга по 10% акций и создали два совместных предприятия в Австрии и Китае на паритетных началах. Первое СП – PalfingerSany InternationalMobile CranesSales GmbH, эксклюзивный поставщик автокранов Sany в России и СНГ. Основная задача предприятия – повысить конкурентоспособность кранов Sany по сравнению с другими производителями из Китая за счет внедрения европейских стандартов. Компания PALFINGER SANY – официальный дистрибьютор автокранов, гусеничных и короткобазных кранов в России и СНГ. Второе СП – Sany Palfinger SPV Equipment Co., Ltd – производит и продает краноманипуляторные установки Palfinger в Китае. Центральный склад компании «Палфингер Сани Крэйнз» в полной мере обеспечен запасными частями, русскоязычной документацией, документами для постановки на учет. В регионах открыты офисы продаж, где посетители могут осмотреть и опробовать образцы техники. Обслуживание и ремонт обеспечивает сеть дилерских сервисов.

На экскаваторном рынке также явные успехи – компания удерживает первое место по продажам в Китае среди оте­чественных брендов. Производство экскаваторов Sany было начато в 2003 г. Первые продажи пошли только через 5 лет  – в 2008-м было продано 3000 ед. Зато в 2011-м – уже 20 000 ед. В условиях все более жесткой конкуренции способность компании осваивать новую продукцию в кратчайшие сроки становится важнейшим преимуществом. Сегодня Sany ставит перед собой амбициозную цель – создать лучший экскаватор в мире.

В России под маркой Sany работают бетононасосы, бетонораспределительные стрелы, экскаваторы, роторные буровые установки, гусеничные краны, автокраны.

Кроме того, в перечень выпускаемой техники входят самоходные краны, башенные краны, строительные подъемники, асфальтовые и бетонные заводы, автобетономешалки, оборудование для производства, подачи и транспортировки сухих строительных смесей, грейдеры, дорожные катки, дорожные фрезы, асфальто­укладчики, ричстакеры, проходческие комбайны и другие машины для угольной отрасли, карьерные самосвалы, козловые, портальные и судовые краны и даже ветрогенераторы. В ближайшее время появятся также фронтальные погрузчики и экскаваторы-погрузчики. Испытания опытных образцов уже показали, что их производительность, экономичность и грузовые характеристики превосходят заданные.

Компания Zoomlion (в оригинале произносится как «Джун лиэнь») также начинала с бетононасосов. Численность персонала предприятия сейчас составляет около 30 000 сотрудников. Компании в КНР редко принадлежат государству в понятном нам смысле. Частью акций Zoomlion владеет правительство провинции Хунань, часть принадлежит Комитету по контролю и управлению государственным имуществом Китая. Заметное событие в истории Zoomlion – покупка в 2008 г. итальянского производителя бетононасосов CIFA с сетью продаж в 70 странах мира. А начиналось все в 1992 г. На арендованных в небольшой мастерской двухстах квадратных метрах тогда рождался бетононасос «первого поколения». Средства для нового производства были заемными и составляли около $90 000. В 2012-м Zoomlion удивляет мир автобетононасосом с высотой подачи 101 м. Его уникальная стрела состоит из 7 секций, последние 4 из которых выполнены по технологии Carbotech – из карбона.

Номенклатура продукции Zoomlion включает в себя бетонные и асфальтовые заводы, бетонораспределительные стрелы, автобетономешалки, оборудование для производства, подачи и транспортировки сухих строительных смесей. Кроме того – башенные краны, бульдозеры, грейдеры, дорожные катки, асфальтоукладчики, дорожные фрезы, экскаваторы, рисайклеры, роторные буровые установки, штабелеукладчики, реклаймеры, портальные краны, пожарное оборудование, автобусы, коммунальную технику.

На выставке ConExpo 2014 в марте текущего года американская компания Global Crane подписала с Zoomlion контракт на $22 млн. Все 60 самоходных кранов высокой проходимости (в основном это 100-тонные машины) и 10 гусеничных кранов по этому контракту предназначены для американского рынка. Для начала в планы компании входит занять 5% рынка США, объем которого составляет около 1000 машин. В следующем году планируется увеличение доли рынка до 40%. Сейчас спрос на технику в США растет, требуется восстановление изношенной инфраструктуры, поэтому такая цель вполне достижима, считает Uri Toudjarov, президент Global Crane. Цена Zoomlion на 30% ниже американских аналогов, и это весомое преимущество.

Машиностроительная группа г. Сюйчжоу, сокращенно XCMG, или «Сюйгун», как это обычно звучит в Китае, – акционерное общество с долей государства более 50%. XCMG – это «гигант из гигантов». Историю предприятий, входящих в XCMG, можно проследить начиная c 1943 г. В 1963 г. на заводе тяжелого машиностроения в г. Сюйчжоу был выпущен первый автокран грузоподъемностью 5 т, а в 1970-х гг. там же появились гидравлические краны. В 1989 г. завод тяжелого машиностроения, завод дорожных катков, завод погрузчиков и научно-исследовательский институт (все они базировались в г. Сюйчжоу) объединились в группу компаний. Сейчас в XCMG входит уже 26 дочерних предприятий. Общий «научный» персонал группы насчитывает более 4000 научных сотрудников. Кроме того, 50 млн. евро вложены в строительство нового исследовательского центра в Krefeld's Europark в Германии. В истории XCMG были реализованы проекты по совместному производству экскаваторов Caterpillar и бетоносмесителей Liebherr. Контрольные пакеты акций Schwing – второго по величине производителя бетононасосов в Германии, немецкой Fluitronics и голландской AMCA Hydraulics принадлежат XCMG. Для удовлетворения потребностей европейского рынка создана производственная площадка в Польше. Проект по строительству производственной площадки в Бразилии стартовал в 2011 г. Всего запланировано инвестировать в него более $200 млн. У компании огромный научно-исследовательский потенциал. Среди разработок можно отметить шагающий экскаватор-паук, гусеничный кран грузоподъемностью 3600 т, 1600-тонный автокран повышенной проходимости. По производству автокранов, фронтальных погрузчиков и дорожных катков предприятие исторически занимает лидирующие позиции в Китае.

Не удивительно, что именно эти машины наиболее популярны и у российских потребителей. Также в России отмечается большой интерес и к установкам горизонтально-направленного бурения. Под этой маркой в России можно встретить гусеничные краны, роторные буровые установки, асфальтоукладчики, дорожные фрезы, мини-погрузчики, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы, бульдозеры, башенные краны.

Кроме указанных продуктов линейка продукции XCMG включает самоходные краны, бетононасосы, асфальтовые и бетонные заводы, рисайклеры, установки для динамического уплотнения, установки для стабилизации грунта, стабилизаторы грунта, автовышки, компакторы, козловые краны, грузовые автомобили, самосвалы и карьерные самосвалы, мусоровозы, автоэвакуаторы, автобетономешалки, проходческие комбайны, специализированные машины для перевозки свай, строительные подъемники, машины для обслуживания мостов, установки «сларри-сил», пожарные машины – и это еще неполный перечень продукции XCMG.

Объем экспортных поставок XCMG в 2012 г. превысил $1,3млрд. США. Продукция группы экспортируется в 158 стран и регионов мира. К 2018 г. в планах компании построить 12 заводов XCMG за пределами КНР, а также создать 8 региональных центров продаж по всему миру.

Впереди у этих трех гигантов, несомненно, большие перспективы. В ближайшие годы они будут осваивать новые территории, строить заводы, создавать авторизованные сервисные центры и полноценные склады запасных частей. У них есть все шансы не только изменить стереотипное восприятие ярлыка «сделано в Китае», но и весь мир строительной техники.

РЫНОК (статистика, анализ) СТРОИТЕЛЬСТВО Китай
Роман Третьяков Основные Средства 04'2014 4 апреля 2014

Комментарии (0)