Великолепная «семерка» и Китай (Часть 1)

Обзор рынка магистральных тягачей

Развитие торговли во всем мире самым непосредственным образом влияет на развитие транспорта, толкая на трансформацию всю сферу грузоперевозок. Одним из наиболее важных составляющих транспорта, занятого в перевозках, является седельный или магистральный тягач.

На российском рынке традиционно пользуются популярностью сразу несколько европейских марок из так называемой «большой семерки»: Mercedes, MAN, Volvo, Scania, Renault, DAF, Iveco. Практически все они предлагают большой выбор моделей, тягачи становятся все безопасней в плане экологии, а удобство и неприхотливость в обслуживании воспринимается как нечто само собой разумеющееся. На пятки именитым лидерам отрасли наступают многочисленные китайские бренды, берущие низкой ценой и соответствующим качеством, хотя в последнее время некоторым китайским производителям удалось вплотную приблизиться к пресловутой элите европейского автомобилестроения. И все-таки у тягачей, произведенных в разных частях света, при скромной разнице в технических характеристиках есть свои особенные технические решения, дающие те или иные преимущества перед конкурентами в борьбе за покупателя.

Магистральные тягачи всегда были мировыми локомотивами торговли, поэтому большинство автомобилестроителей активно развивают свое грузовое направление, и в этой битве брендов появляются все новые и новые модели, способные удивить и задать тон на несколько лет вперед, обозначив тенденции в обозримом будущем. Так, компания Scania предлагает модель G340 с мотором, работающим на сжиженном природном газе. Многие пытались сделать это, но не у всех получалось, а вот конструкторам Scania удалось создать отличный турбированный двигатель мощностью 340 л.с. с объемом 9 л, добавив свечи зажигания и подняв мощность без уменьшения ресурса. Автоконцерн видит будущее в машинах на метане, ведь кроме того, что сам газ это возобновляемый ресурс и его запасы практически бесконечны, сама стоимость газового топлива в несколько раз дешевле дизельного топлива.

Scania Next Generation

К тому же двигатель на газе работает в менее напряженных условиях, ведь при сгорании газа отсутствует детонация, и он не воспламеняется от сжатия, тем самым намного увеличивая пробег тягача до капитального ремонта. В зависимости от условий движения и нагрузки расход топлива составит от 21 до 35 м3. Запас хода порядка 400–600 км обеспечивают емкости общим объемом 824 л, куда под давлением в 200 атм. и закачивается метан. Коробка передач механическая на 12 передач, плюс в наличии фирменный ретардер (тормоз-замедлитель) вместе с электронной системой управления двигателем с поддержанием заданной скорости EDS, упрощающий работу со штатной тормозной системой, регулируя скорость на спусках, что позволяет существенно снизить износ тормозных накладок.

Кроме машин на метане не стоит забывать о «козыре в рукаве» у Scania – представленном осенью прошлого года тягаче Scania Next Generation S-серии, моментально получившем титул «Грузовик года». Разработанный «с нуля» автомобиль потребовал около 10 лет кропотливой работы инженеров компании, не говоря о солидном финансировании, но результат стоил того. Новинка может похвастаться новой кабиной с ровным полом, дополнив гамму базовых кабин с привычными индексами P, G, R. Сами кабины стали длиннее и выше, водительское место сместилось вперед и влево ненамного, но обзорность от этого только выиграла. Пространство салона увеличилось, опции в виде нижней спальной полки с увеличением ширины до 100 мм точно будут оценены водителями на отдыхе в дальнем рейсе. Для улучшения работы в городских условиях дополнительно вместо зеркал могут устанавливаться видеокамеры, давая практически круговой обзор. А чего стоят боковые шторки безопасности, автоматически надуваемые в аварийных ситуациях – такая опция впервые применяется на грузовиках. Нижние боковые обтекатели стали составными, прикрывая раму с обеих сторон.

Scania g340

Кабина с улучшенной аэродинамикой лишилась боковых дефлекторов, но получила назад знаменитые «сканиевские» «уши» – боковые части облицовки радиатора. Благодаря этим доработкам потребление топлива удалось сократить на 2%. Свою лепту в экономичность вносят и дизельные двигатели: первые объемом 12,7 л, мощностью от 370 до 500 л.с., вторые объемом 16,4 л, выдающие 520, 580 или даже 720 л.с. В двигателях меньшего объема исчезла система рециркуляции отработанных газов, теперь за соответствие нормам Еuro 6 отвечает SCR (система каталитической нейтрализации), а вместо турбины с изменяемой геометрией тягачи получили простую турбину с постоянным сечением. Большие двигатели получили измененные форсунки и модернизированные камеры сгорания, система смазки двигателя обрела термостат маслоохладителя, все эти новшества влияют на экологичность и снижают потребление топлива.

Кабина Scania Next Generation

В автоматизированной коробке Scania Opticruise появился тормоз, встроенный в корпус масляного насоса – теперь время переключения передач снижено практически вдвое. Лишь в ходовой части тягач нового поколения почти не претерпел изменений, в базовой комплектации устанавливаются 30-дюймовые камеры дисковых тормозов переднего моста, доступен к заказу задний ведущий мост, в наличии замедлители-ретардеры, сократившие тормозной путь на 2 м. Модернизированная система круиз-контроля теперь функционирует на любых скоростях. Можно еще долго перечислять все «изюминки» новой модели, но лучше увидеть ее в работе на наших дорогах, тем более что ее продажи в Европе уже начались.

Юбилей – всегда хороший повод показать что-то новенькое, вот и знаменательная дата в 120 лет подвигла компанию Daimler на выпуск ограниченной серии тягача Mercedes-Benz Actros 20-year Anniversary. Кстати, сама модель Actros тоже отметила свой юбилей – именно столько лет уже прошло с презентации первого поколения машины. Юбилейный автомобиль удался на славу. Магистральный тягач с формулой 4х2 поражает обилием хромированных деталей, вставки с эмблемой 20-летия сверкают блеском в корпусах наружных зеркал, блестят алюминиевые диски колес с колпаками из нержавейки, сверкают боковые спойлеры с «жабрами». Вставки из хрома есть и в интерьере кабины, причем к заказу доступны два варианта кабин: GigaSpace – самая большая, кабина поменьше – BigSpace. Внутри в окантовке люка установлен фонарь из 138 светодиодов с возможностью выбора цвета подсветки.

Mercedes-Benz Actros 20-year Anniversary

Кабина с ровным полом, кроме солидных кожи и велюра в отделке салона и привычных климат-контроля, холодильника и аудиосистемы, может удивить водителя наличием тренажера для занятий фитнесом в виде эспандера. Двигателей три на выбор, с объемом 10,7, 12,8 или 15,6 л стандарта Еuro 6, они работают в паре с 12-ступенчатым роботом третьего поколения Mercedes-Benz PowerShift. Умная коробка легко контролирует переключение передач и самостоятельно отправит накатом автомобиль с горы или вытянет на подъем, и все это с минимальным расходом топлива. Сами двигатели имеют прочные стальные поршни с полимерным покрытием «юбки», четыре клапана на цилиндр, «мокрые» гильзы и два верхних распредвала в общей для всех цилиндров головке. Топливная аппаратура – Х-Pulse с увеличенным максимальным давлением распыла. В наличии сажевый фильтр, рециркуляция EGR и нейтрализация мочевиной SCR. Список всевозможных систем безопасности поражает: тут и Lane Keeping Assist – функция, ответственная за контроль над полосой движения, есть система контроля внимания водителя, ассистенты поворота, контроля дистанции, система Active Brake Assist 4 с функцией распознавания пешеходов.

Тренажер в кабине Mercedes-Benz Actros
Кабина Mercedes-Benz Actros

Всего 200 экземпляров найдут своих поклонников данной марки, тем более что предзаказ был открыт с осени 2016 г. Именитый автоконцерн не считает важным появление просто новых моделей тягачей, справедливо считая, что совершенствование компонентов и бортовых систем всех без исключения выпускаемых грузовиков и есть ключ к успеху компании. Кроме облегчения работы водителя новые поколения электронных систем в первую очередь предназначены для защиты самых слабых участников дорожного движения – пешеходов и велосипедистов. За это отвечают сразу два радара: дальний «видит» легковые автомобили за 250, а пешеходов за 80 м, ближний радар обнаружит наличие движения на расстоянии до 70 м. Большой угол раскрытия в 120° реагирует на движение сбоку от автомобиля. К тому же новые разработки помогут обеспечить дополнительную экономию дизельного топлива, например Predictive Powertrain Control (PPC) с программой стратегии движения автоматически подберет оптимальный скоростной режим на тех маршрутах, по которым автомобиль уже проезжал. Система Fleet Board в режиме реального времени собирает и анализирует данные о всех параметрах автомобиля, позволяя водителю обмениваться информацией с диспетчером и с помощью системы получать данные о местах разгрузки или погрузки с уже проложенным маршрутом, учитывающим пробки или ремонт дороги, диспетчер же имеет точную информацию об автомобиле и может одновременно управлять целым автопарком.

Volvo FH16-750

Компания Volvo к своему 90-летнему юбилею также решила побаловать поклонников марки ограниченной серией тягача Volvo FH Viking. Автомобиль точно выделится в потоке машин из-за своей эффектной внешности: кабина выкрашена в броский голубой цвет с желтыми крестами по бокам в виде стилизованного шведского флага, в противовес яркости решетка радиатора, само шасси, топливный бак и обода колес матово черные, покрытые рояльным лаком. В отделке кабины также прослеживается аналогичная цветовая гамма: элементы торпедо и дверей отделаны черной с голубой прострочкой, в этом же стиле люксовые подрессоренные кресла и напольные коврики. Спальная полка широкая с анатомическим матрасом, отдыхать водителю будет комфортно, а любителей музыки порадует премиальная аудиосистема с высокочастотными динамиками и сабвуфером, а также автономная система кондиционирования I-Park Cool с возможностью работы во время стоянки.

Volvo FH16 Viking

Двигатель «Викинга» – D13C мощностью 540 л.с., коробка передач 12-скоростная с сухим сцеплением, подвеска впереди рессорная, задняя подвеска пневматическая. В перечне оснащения: цифровой тахограф, центральный замок с функцией дистанционного открытия, пакет личной безопасности Personal Safety & Security, кабина с ламинированными боковыми стеклами и надежной сигнализацией, биксеноновые фары с динамическим управлением, система предупреждения от столкновений с адаптивным круиз-контролем и функцией экстренного торможения. Конечно, «Викинг» – это больше имиджевая модель, но основная цель производителя подчеркнуть лучшие стороны флагмана в линейке магистральных грузовиков Volvo серии FH. Модель FH выгодно выделяется из всей серии, являясь самым мощным грузовиком компании, предлагая на выбор моторы мощностью 540; 600; 700 и 750 л.с. с крутящим моментом до 3550 H.м. По умолчанию мощные машины Volvo предлагает в фирменном черном цвете Mystic Fjord (мистический фьорд), и кроме стандартной формулы 4х2, модель выпускается и в вариантах 6х2; 8х2 или 6х4; 8х4 и даже 10х4. Все автомобили серии выдержаны в едином дизайнерском стиле, с крупной матовой темно-серебристой решеткой радиатора и тонированными окнами задней части кабины.

Кабина Volvo FH16-750

Первоклассная кабина удобна и комфортна, часть ее деталей, такие как сиденья или рулевое колесо, доступны только для Volvo FH. Дверь кабины с небольшим секретом: в закрытом положении она полностью закрывает две верхние ступеньки – так они всегда остаются чистыми. Задняя стенка кабины дополнительно утеплена, а высоты от пола до крыши более 2 м хватит даже рослым водителям, позволяя стоять в кабине в полный рост. Панель приборов аналоговая, с системами контроля слепых зон, контроля полос движения, слежения за усталостью водителя, в наличии круиз-контроль, USB и AUX-входы. Под капотом у модели на 750 л.с. шестицилиндровый рядный турбодизель Volvo D16G объемом 16 л с общей головкой блока цилиндров. Коробка передач 12-ступенчатая, имеет датчик уклона и может сама подбирать оптимальный момент для переключения скоростей. Кстати, именно такой автомобиль смог провезти автопоезд весом 750 т на расстояние 100 м.

Новинками радует и компания MAN, представившая уже третье поколение магистральных тягачей MAN TGX EfficientLine. Начав работу над этой серией еще в 2011 г., конструкторам автогиганта удалось добиться экономии топлива в размере 6,35% по сравнению с моделями предыдущей серии. Сокращение затрат на эксплуатацию парка транспортных средств – вот то, что могут предложить инженеры MAN всем автоперевозчикам, ведь тягач серии EfficientLine 3 способен экономить до 3 л на 100 км пробега машины. Такой заметной экономии во многом удалось достичь за счет улучшения аэродинамики, так, при проектировании кабины инженеры компании намеренно отказались от всех выступающих деталей, таких как дополнительные спойлеры и солнцезащитные козырьки. Вместо механических коробок в этой серии применяется только автоматическая коробка передач TipMatic. Многие элементы конструкции, такие как топливный бак, ресивер и колесные диски, стали намного легче из-за применения в их производстве алюминиевых сплавов.

MAN TGX EfficientLine

Список новых конструкторских решений широк, год от года в новые поколения EfficientLine добавлялись: автоматическое управление воздушным компрессором, оптимизированный генератор, система мониторинга давления в шинах, новая трансмиссия, адаптивный круиз-контроль с GPS-управлением. Успех серии был такой, что к обычным автомобилям концерна начали предлагать пакеты опций с элементами EfficientLine для оптимизации расхода топлива. Третье поколение MAN TGX EfficientLine стало еще экономичней и экологичней, ведь при экономи топлива, автоматически уменьшается и выброс вредных веществ в атмосферу. Среди новых систем отметим появление последнего поколения темпомата MAN EfficientCruise, который распознает подъемы и спуски на предстоящем участке движения, новый генератор получил дополнительно 10 А силы тока, а дневные ходовые огни MAN потребляют в четыре раза меньше мощности, чем обычные галогенные фары ближнего света. «Сердце» тягача – новый 6-цилиндровый дизельный двигатель D26 мощностью до 480 л.с. стандарта Еuro 5. Коробка передач – MAN TipMatic 27 DD Profi с передаточным отношением i=2,53 и скоростями 12+2.

Кабина MAN TGX EfficientLine

Как отмечают в компании MAN, мелочи многое решают: простая установка ограничителя скорости до 85 км/час позволяет снизить сопротивление качению примерно на 10%, а шины с особым составом дают минимальную деформацию, система ТРМ следит за давлением в шинах и предотвращает движение на спущенных шинах, ведь при давлении в шинах всего на 2 бара ниже стандартного потребление топлива увеличивается на 0,2 л на 100 км, и все это вместе в результате и экономит топливо.

Дебютировавший в 2013  г. Renault Trucks T заметно обновился после модернизации. И без того отличный грузовик, имеющий титул «Грузовик года – 2015», стал еще лучше. Обновленный в 2016 г. магистральный тягач обрел усовершенствованные шасси и трансмиссию, в погоне за экономией легче стали пневмоподвеска, ведущий мост и опорно-сцепное устройство – в итоге массу удалось сократить на 114 кг, на столько же соответственно выросла и полезная нагрузка. Улучшение аэродинамики стало возможным благодаря использованию дополнительного встроенного спойлера под бампером, который значительно сократил сопротивление встречного потока, дефлектор на крыше лишился металлического каркаса, стал более покатый, что обеспечило оптимальное обтекание воздухом. Изменения коснулись и двигателей DTI 11 и DTI 13, которые получили систему впрыска Common Rail, ранее применявшуюся только на 11-литровом двигателе, процесс сгорания топлива улучшился, теперь силовые агрегаты полностью соответствуют нормам Еuro 6 step C. Работа мотора в сочетании с автоматизированной механической коробкой передач Optidriver нового поколения позволила снизить потребление топлива дополнительно на 2%.

Renault Trucks T

Автомобиль оснащен и системой прогнозирования дорожных условий Optivision – предиктивным круиз-контролем с GPS-навигатором, теперь на протяжении всего маршрута можно заранее предусмотреть изменение скорости в зависимости от рельефа дороги. При желании можно воспользоваться пакетом опций Fuel Eco+pack с рядом электронных систем, таких как Eco Cruise Control, следящий за ограничением скорости, система автоматической остановки двигателя, предотвращающая лишнюю работу двигателя на холостом ходу, отключаемый воздушный компрессор вместе с электронным блоком контролирует работу компрессора, насос гидроусилителя рулевого управления уменьшает потребление энергии, переходя в режим ожидания, когда руль не активен, – все это дает возможность владельцам обновленного тягача Renault Trucks T дополнительно сэкономить на дизельном топливе до 5%.

Кабина Renault Trucks T

Кабина приятно поражает комфортом: сиденья с широким диапазоном регулировки оснащены пневмоподвеской и имеют систему подогрева и вентиляции, в наличии кондиционер и система устранения обледенения лобового и боковых стекол, а также зеркал – перечислять все опции можно долго, но больше об отношении компании Renault Trucks к водителю просто говорит тот факт, что расположение кнопок управления в кабине можно изменить в зависимости от пожеланий водителя. С магистральным тягачом серии T 2016 г., а также благодаря улучшенной полезной нагрузке, более экономичным двигателям, ряду инноваций в системах экономии топлива Renault Trucks делает новый шаг вперед в стремлении поставлять своим клиентам грузовые автомобили, способные увеличить рентабельность их бизнеса.

КОМПАНИИ
Центр специальных технологий «ТрансЛифтТехника»   +7 (812) 309-25-02   www.cst-tlt.ru