Импорт экскаваторов-погрузчиков в Россию в 1-м полугодии 2013 г.

А. Ловков, исследовательская компания ID-Marketing
Экскаватор-погрузчик – это многофункциональная машина, совмещающая в себе возможности погрузочной и землеройной техники и позволяющая выполнять большое количество разнообразных видов строительных и хозяйственных работ. К тому же возможность использования различного навесного оборудования делает экскаватор-погрузчик универсальным участником строительного процесса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

(Анализ внешнеторгового рынка проведен без учета данных по Республике Беларусь и Республике Казахстан со 2-го полугодия 2010 г.)

В результате проведенного специалистами компании ID-Marketing исследования было выявлено, что динамика импорта экскаваторов-погрузчиков после кризиса 2008 г. имеет исключительно положительный характер. Наибольший рост поступлений рассматриваемой техники наблюдался в 2011 г., когда ввоз экскаваторов-погрузчиков увеличился более чем в 3 раза по сравнению с показателями 2010 г. В 2012 г. рост носил уже несколько сдержанный характер и составил 27,1%. И только на 2% вырос импорт экскаваторов-погрузчиков по итогам 1-го полугодия 2013 г. в сравнении с аналогичным периодом 2012-го.

Явным лидером по объемам импорта экскаваторов-погрузчиков в Россию является JCB. Однако стоит отметить тенденцию к снижению доли британской компании в посткризисный период. Если в 2010 г. более 53% рассматриваемой техники ввозилось под маркой JCB, то в 2011-м эта цифра опустилась до 44%, а в 2012-м – до 42%. Если говорить об итогах января–июня 2013 г., то здесь наблюдается снижение поставок по сравнению с 1-м полугодием 2012 г. на 5%.

Далее уже видны изменения в расстановке сил ведущих игроков – на 2-ю позицию вышла марка Caterpillar. По итогам 1-го полугодия в Россию было ввезено более 500 ед. экскаваторов-погрузчиков, что больше аналогичных показателей 2012 г. на 32,7%. На протяжении последних нескольких лет это наивысшее достижение компании Caterpillar в России, которая ранее уверенно замыкала тройку лидеров рынка в данном сегменте. Наиболее популярными моделями в импорте стали Caterpillar 428F и Caterpillar 434F.

Новая F-серия экскаваторов-погрузчиков Caterpillar отличается от предыдущей повышенной производительностью, улучшенной гидравликой, новой конструкцией рычажного механизма, облегченным техническим обслуживанием и широким выбором двигателей, которые позволяют удовлетворить требования стандартов по токсичности выхлопных газов. Все машины в стандартном исполнении имеют транспортную скорость до 40 км/ч и мощную защиту трансмиссии.

Второе место Caterpillar стало возможно в том числе и благодаря снижению поставок экскаваторов-погрузчиков Volvo, которые годом ранее находились на этой позиции. По итогам рассматриваемого периода, сократив импорт техники на 33,2%, шведский производитель расположился на 4-м месте, пропустив вперед себя марку Hidromek, которая неожиданно для многих значительно увеличила объемы импорта экскаваторов-погрузчиков в 1-м полугодии 2013 г. Основу импорта экскаваторов-погрузчиков Volvo составили различные модификации моделей BL71 и BL61, из которых первая является наиболее популярной.

Теперь перейдем, пожалуй, к главному «возмутителю спокойствия» на рынке экскаваторов-погрузчиков в январе–июне 2013 г. Рост поставок техники Hidromek на 55% обеспечил 3-ю позицию и максимальную долю для участника рынка из Турции. Отметим, что активно экскаваторы-погрузчики Hidromek начали поставлять на российский рынок в конце 2010 г., что уже тогда позволило войти бренду в десятку ведущих марок, обойдя некоторых крупных мировых производителей. А уже в 2012 г. объемы импорта вплотную приблизились к показателям ведущей пятерки. Наиболее популярными моделями, по данным за 1-е полугодие 2013 г., стали Hidromek HMK102B и Hidromek HMK102S, однако особо отметим несколько поставок компактных экскаваторов-погрузчиков 62SS.

С 2011 г. наблюдается постепенное снижение поставок экскаваторов-погрузчиков Terex, которое по итогам 1-го полугодия 2013 г. составило 29,9%.

Переходя к анализу стран, в которых были собраны экскаваторы-погрузчики, впоследствии импортированные в Россию, выделим значительную долю Великобритании, которая по итогам 1-го полугодия 2013 г. составила 60%. При этом заметим, что кроме основного поставщика рассматриваемой техники JCB, в Британии находятся заводы еще двух крупнейших представителей данного рынка – Caterpillar и Terex. Практически все экскаваторы-погрузчики Terex, за исключением двух, собраны именно на заводе Terex United Kingdom Ltd (г. Ковентри, Великобритания).

Италия находится на 2-й позиции, однако в лидерах среди производителей совсем не итальянский бренд. В г. Эсте (Италия) расположен завод Komatsu Utility Europe, который кроме экскаваторов-погрузчиков выпускает еще гидравлические экскаваторы малого и среднего классов, а также погрузчики с бортовым поворотом. Именно на этом заводе было выпущено 96,4% всех ввезенных в Россию экскаваторов-погрузчиков Komatsu за рассматриваемый период 2013 г. А вот уже далее в списке присутствуют итальянские компании New Holland и Case.

Объемы импорта экскаваторов-погрузчиков Hidromek, MST и С,ukurova вывели Турцию на 3-е место. Благодаря выпуску рассматриваемой техники Volvo во Вроцлаве Польша закрепилась на 4-й позиции в пятерке лидеров, которую замыкает Китай, из основных производителей которого отметим LiuGong и XCMG.

Всего участниками импорта экскаваторов-погрузчиков в Россию по итогам января–июня 2013 г. стали 309 компаний и индивидуальных предпринимателей. Из 114 компаний, которые импортировали экскаваторы-погрузчики марки JCB, две находятся в ведущей пятерке получателей. Первая из них – ЗАО «Лонмади» (JVM Group) – является поставщиком дорожно-строительной, дробильно-сортировочной, бетоноукладочной, лесозаготовительной, землеройной и грузоподъемной техники, компрессоров и дизельных электростанций. По итогам 1-го полугодия компания снизила объемы импорта экскаваторов-погрузчиков на 22,9%. Вторая – ООО «Предприятие «Стройкомплект», основанная в 1991 г., занимается продажей и обслуживанием дорожно-строительной техники, подъемно-транспортного оборудования, автобусов. По итогам сравниваемых периодов 2013 и 2012 гг. объем растаможенных данной организацией экскаваторов-погрузчиков увеличился на 18,7%.

Положительная динамика импорта экскаваторов-погрузчиков Caterpillar была бы невозможной без умелой работы специалистов компании «Цеппелин-Русланд», которая по итогам января–июня 2013 г. вышла на 2-е место, укрепив свои позиции на рынке. ЗАО «Вольво Восток» и ООО «Терекс Рус», являющиеся представительствами соответствующих брендов в России, также вошли в пятерку ведущих импортеров.

Одной из наиболее заметных тенденций последних лет на рынке экскаваторов-погрузчиков является перераспределение долей основных участников рынка. Сокращение долей одних компаний и постепенное наращивание объемов ввоза другими в равной степени позволяет держать рынок на одном уровне. Если ведущие мировые бренды, среди которых отметим JCB, Caterpillar, Volvo и др., уже успели зарекомендовать себя в качестве надежных партнеров, то некоторым «новичкам» рынка еще только предстоит доказать свою состоятельность и конкурентоспособность на российском рынке. При этом не стоит упускать из вида производителей из Китая, которые еще несколько лет назад проводили единичные поставки экскаваторов-погрузчиков, а сейчас уже имеют стабильные квартальные показатели.

Немаловажными являются планы иностранных производителей по организации в России собственных производств. Из последних примеров отметим компании Terex (компания «РМ-Терекс» открыла новые современные сборочные производства экскаваторов-погрузчиков) и С,ukurova (организация производства на базе елабужского завода из компонентов компании С,ukurova).

РЫНОК (статистика, анализ) СТРОИТЕЛЬСТВО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Экскаватор-погрузчик
А. Ловков, исследовательская компания ID-Marketing Основные Средства 11'2013 8 ноября 2013

Комментарии (0)