Пришествие Китайского Дракона

В. Перелыгин

В России начали строить. Пока не слишком системно, но массово. Ушло в прошлое «смутное время» 1990-х годов, когда все в стране массово и не системно рушилось. Мы, наконец, опять строим дороги, жилье и даже принялись за заводы. Потребовалась новая строительная техника, и здесь стало понятно, что отечественные машиностроительные предприятия не в состоянии удовлетворить возросший спрос. Образовались уже подзабытые очереди на покупку импортной техники. Срок на поставку бульдозеров среднего и тяжелого тяговых классов у отдельных известных брендов превышает год.

На рынке спецтехники бум. Спрос рождает предложение. Казалось бы, наступила золотая пора для российского машиностроения. Но «наши», как обычно, в силу объективных причин опять не используют исторический момент, и мы в который раз становимся свидетелями новой массовой зарубежной экспансии. На покупателя в полном смысле слова опрокинули рог изобилия, доверху наполненный техникой, только вот названия фирм – производителей этой самой техники слишком уж непривычны и режут слух.

Презентация возможностей машиностроительных концернов КНР была проведена быстро, мощно и проникновенно.

Годы 1990-е многие запомнили еще и потому, что с образованием целого «класса» в России – «челноков» – на наш рынок хлынул поток ярких и дешевых китайских товаров народного потребления. Наибольший интерес вызывает то, как китайская промышленность была мгновенно сориентирована на рынок СНГ. В то время как наши фабрики сами собой задохнулись от безденежья и прекратили существование, многие китайские фирмы расцвели буквально на пустом месте. А еще с тех самых времен мы запомнили, что китайское – значит, некачественное. Так сложилось, что в Россию хлынул поток самых дешевых товаров, произведенных в кустарных условиях бесчисленными китайскими артелями.

Улицы китайских городов заполнены лишь китайской техникой! А у нас?..

И вот новый виток российско-китайских отношений. Мы поняли, что в Китае существует машиностроение, и не просто существует, а готово завалить своей продукцией весь мир в рекордно короткий срок, причем презентация возможностей машиностроительных концернов КНР была проведена быстро, мощно и проникновенно. Многочисленные дилеры и дистрибьюторы всех мастей, появившиеся как-то вдруг, как по волшебству, наперебой предлагают разнообразную технику и оборудование от «ведущего» китайского производителя. Новые «челноки» на новом витке истории.

Насколько качественная и надежная в наших условиях китайская техника, говорить рано:
мало статистики, необходимо поработать с ней не один год.

Выставка «СТТ-2007», прошедшая в Москве, ярко характеризует процесс вхождения Великого Дракона на российский рынок. Яркие стенды, большое количество техники, разнообразие марок – все это производило требуемое впечатление. И тенденция уже определена, хотя пока бесспорные лидеры, такие как Caterpillar, Komatsu, Volvo, Liebherr, занимают больше выставочного пространства. Китай намерен потеснить и их, и наших производителей.

Первая причина прогнозируемого успешного выхода фирм из Поднебесной на внешний рынок – это, конечно, цена. Китайцы напропалую рекламируют уровень своих цен: прямо на выставке можно было получить распечатку на всю поставляемую технику интересующего вас производителя. Вспомните, кто еще готов так быстро и без проволочек предоставить вам прайс-лист на технику? Не важно, дробильный это комплекс или тяжелый трубоукладчик, а китайцы цену называют сразу, не особенно интересуясь, кто вы, собственно, такой и откуда.

Автомагазин в Китае. На выбор – любая техника, китайская

Так какие еще преимущества дает потребителю китайский поставщик? Это дешевая эксплуатация за счет опять-таки низких цен на запасные части и расходные материалы. Это широкий модельный ряд и большое разнообразие дополнительного оборудования. А чем рискует российский покупатель, приобретая китайскую технику? многим. Насколько она качественная и надежная в наших условиях, говорить рано: мало статистики, необходимо поработать с ней не один год. Тем более, что есть довольно противоречивый опыт эксплуатации китайских легковых автомобилей.

Настоящая борьба за качество продукции начинается в момент выхода на внешний рынок.

КНР является крупнейшим в мире производителем зерна, мяса, овощей и фруктов, хлопка. Кроме того, КНР входит в пятерку крупнейших мировых производителей свинца, цинка, алюминия, никеля, угля, ведется массовая добыча нефти, газа, редкоземельных полезных ископаемых. На многочисленных китайских предприятиях проходит начальную апробацию техника собственного производства. Казалось бы, обкатка на внутреннем рынке должна
способствовать производству надежной и недорогой техники, которую можно смело экспортировать, но на деле все не так однозначно. Очень часто настоящая борьба за качество продукции начинается в момент выхода на внешний рынок. Так было и в Японии, и в Южной Корее. Кто знал в тот период становления современные японские и корейские мега-бренды? Многие дилеры уверяют, что, покупая «китайца», вы берете тот же самый Komatsu или Hitachi, ну, если говорить без обиняков, его точную копию. Мол, китайские спецы со штангенциркулем в руке облепляют любое новое чудо западной цивилизации, обмеряют его и создают на своих заводах точную копию, продавая уже готовую машину по честной китайской цене знающему толк в машинах покупателю – то есть вам. Невольно вспоминаешь рассказ о группе ремесленников, которые, снимая мерки со скрипок Страдивари, делали их точные копии, пригодные лишь для игры в балагане.

Китайский самосвал Steyr. Знает ли о нем его австрийский «родственник»?

На металлургических комбинатах КНР существуют проблемы с контролем качества: часто разные партии неравнозначны по качественным показателям.

Одно дело изготовить копию и совсем другое – создать культуру производства, на что в развитых странах ушли десятилетия. Это не пошив джинсовых брюк с лейблом Gucci, когда копия действительно может не уступать оригиналу. Вообще копирование не всегда единственно правильный путь. Зачастую собственные «ноу-хау» позволяют получить больший эффект. Пока остается много вопросов и по материалам, в том числе сталям, идущим на изготовление машин. По-видимому, на металлургических комбинатах КНР существуют проблемы с контролем качества, так как часто разные партии неравнозначны по качественным показателям. Много вопросов также и по термообработке деталей, по защитным покрытиям и покраске машин. Точность изготовления элементов трансмиссии, в том числе зубчатых передач, тоже не всегда соответствует современным требованиям, необходимо ее повышать. Для этого надо вводить прогрессивные методы поверхностной обработки, что требует более высокой квалификации персонала и нового оборудования.

В Китае существуют разные пути в «искусстве построения машин». Например, использование ответственных агрегатов производства известных фирм: гидравлика от Kawasaki, дизель от Cummins или Deutz, элементы трансмиссии от ZF (Германия) и т. п. Конечно, это способствует повышению надежности машины, но и выводит на новый ценовой уровень, сравнимый уже с уровнем цен на продукцию фирм с мировым именем.

Важно отметить практически полное отсутствие на территории СНГ развитой сервисной сети для обслуживания техники китайского производства. Создание развитой сервисной сети, как это организовано у того же Caterpillar при содействии его дилеров, еще довольно далекая перспектива. Сегодня, делая дорогостоящие вложения, покупатель рискует остаться один на один с проблемами эксплуатации незнакомой техники. Это не Т-170, который любой слесарь РМУ знает как свои пять пальцев.

Вот так они въезжают к нам – один на другом...

Кажется, что сложностей с продвижением китайской техники на российский рынок много, но при всем том китайских товаров становится все больше! Технику покупают. Она работает там, где должны были бы работать наши машины. Гениальный китайский маркетинг...

В странах СНГ практически нет развитой сервисной сети для обслуживания техники китайского производства.

Апатия отечественных машиностроителей изумляет. В то время как в соседнем Китае буквально из ничего вырастают заводы, у нас нет возможности провести серьезную модернизацию существующих предприятий. Предприятий со славным прошлым и традициями. Неужели проще создавать новое на пустом месте, как в период индустриализации 1930-х годов, когда люди падали от голода, но за короткий срок налаживали серийный выпуск столь необходимых стране тракторов? Неужели лет через десять вместо привычных «чебоксарцев», «челябинцев», КамАЗов и «Уралов» мы так же привычно будем наблюдать за работой MITSUBER или LiuGong, DONGFENG, FAW, HOWO? Что надо, чтобы излечить апатию нашей индустрии? Призыв к профессиональной гордости уже не срабатывает, ведь проблема не в наших инженерах и рабочих. Проблема в общем управленческом кризисе. Пора это признать: причина плачевного состояния дел на российских предприятиях – неэффективный менеджмент, не способный управлять производством в условиях живого рынка, не умеющий использовать благоприятное время для развития. Впору поучиться у китайцев.

Китай
В. Перелыгин Основные Средства 09'2007 11 марта 2008

Комментарии (0)