ОАО «ГАЗ»: 70 лет – не старость

М. Раллиев, фото автора

Этот год для ОАО «ГАЗ» юбилейный, заводу исполнилось 70 лет и, казалось бы, логичнее начинать знакомиться с предприятием-ветераном, посетив его музей. Однако именно по производству можно судить о реальной картине развития автозавода.

Линия сборки «Газелей»

Итак, легковое производство. Честно говоря, «Волга» не совсем вписывается в понятие «коммерческий транспорт», но производство именно этих автомобилей составляет основу экономического благополучия завода.

На конвейере, а точнее на заключительной стадии сборки, первое, чему удивляешься – чистота. Большой, хорошо освещенный цех, аккуратно одетые в спецовки с логотипом ГАЗа рабочие и ИТР. Каждый выполняет свой объем работы методично и планомерно, причем, не спеша. Стало интересно. Ведь это – конвейер: чуть зазевался и, как говорят, «поезд ушел». Но картина везде была одна: неспешная методичная работа. И даже на подсборке задних мостов два рабочих четко выполняют все операции. И нигде не видно потогонной системы.

Любопытство по этому поводу удовлетворил сопровождавший меня начальник цеха. Оказывается, изменилась система сбыта, и теперь каждая «Волга», сошедшая с конвейера, принадлежит заказчику. А на конвейере никто не пытается изготовить больше машин, чем требуется. Судя по всему, на ГАЗе эта система доведена до высокого уровня, поскольку заказов много и конвейер не простаивает. И это не только на сборке легковых автомобилей, грузовое производство работает по такой же схеме.

Каждая из этих «Волг», сходящих с конвейера, уже кому-то принадлежит

Сравнительно недавно от клиентов на ГАЗ поступало очень много нареканий на плохое качество сборки автомобилей: задние мосты гудели, в такие агрегаты как коробка передач и задний мост не доливалось масло, дребезжали панели обивки салона и т.д. и т.п. Сегодня на заводе о таких вещах никто и не вспоминает – 90% брака давно устранено.

На конвейере грузовых автомобилей я прошел всю технологическую цепочку сборки «Газелей», «Соболя», ГАЗ-3307 и «Садко». Процесс сварки кабин и кузовов роботизирован. Роботы-манипуляторы, установленные в цехе, либо импортные, либо отечественные, вазовские. Качество сварки очень хорошее. А вот окраска... Нет, кузова красятся замечательно, в три слоя. Так, что к самой окраске претензий нет, зато подготовительный процесс, мягко говоря, слабоват, поскольку через лакокрасочное покрытие проступают точки контактной сварки. Дальнейший процесс идет своим рутинным чередом: сборка рам, установка на них двигателей, колес, навеска кабин...

В конце каждого конвейера – стенд с беговыми барабанами, на которых проверяют практически все основные агрегаты автомобилей: шумность редуктора заднего моста, работу коробки передач и многое другое. После такой проверки машины поступают в цех доводки, а затем – в сбыт. Огорчает одно: отсутствует электронная аппаратура для выявления дефектов, а то ведь все на слух определяют. Как-то не серьезно. Что касается остального и легковое, и грузовое производства оставили очень хорошее впечатление.

Подготовка в УКЭР «Садко» к трак-триалу

С Управлением конструкторских и экспериментальных работ (УКЭР) ОАО «ГАЗ» довелось познакомиться основательно. В принципе, подразделение известное, поскольку четверть века довелось работать в таком же, но на ГАЗе оно намного отличается от других. Прежде всего, тем, что работа ведется в двух направлениях – легковом и грузовом. И в бюро надежности на вибростолах соседствуют ГАЗ-3110 «Волга» и шасси от ГАЗ-3307.

Конструкторская и испытательная работа в УКЭР автозавода-ветерана не утихает ни на минуту. В моторных боксах гудят опытные двигатели; в модельном отделении столяры делают очередные макеты; в «жестянке» по этим макетам гнут крылья, каркасы дверей; в «малярке»... и так далее. Однако в художественно-конструкторском бюро (ХКБ) каких-то новинок по части коммерческих автомобилей нет. Одиноко стоящий «Комбат» в расчет не идет, поскольку модель сочли «бесперспективной». Хотя, по моему личному мнению, при правильной ценовой политике она могла бы иметь коммерческий успех, как у отечественных, так и у зарубежных покупателей. Так же, как и другой замороженный проект – «Атаман». Но заводчанам, конечно, видней.

В УКЭР, мозговом центре и святая святых любого автозавода, мне удалось побеседовать с бывшим главным конструктором ГАЗа, а ныне Советником генерального директора Юрием Кудрявцевым. Во время беседы присутствовали Олег Образцов, ведущий конструктор по полноприводным автомобилям, и Вячеслав Кузьмин, ведущий конструктор бюро автомобилей средней грузоподъемности. Разговор шел о «Газелях» и ГАЗ-3307.

«Егерь» в экспериментальном цехе УКЭР

По мнению Ю. Кудрявцева, на сегодняшний день альтернативы «Газели» в отечественном автомобилестроении нет, а импортные аналоги намного дороже. На базе сходящих с конвейера ОАО «ГАЗ» полуторок фирмами-партнерами изготавливается около 30 модификаций. Например, на базе ГАЗ-3302 в Арзамасе делают мусоровозы КО-440-1 и КО-440-3, а также машины для перевозки баллонов; в Вологде – машины-цистерны Г6-ОПА для перевозки молока и других пищевых жидкостей; в Гомеле (Республика Беларусь) – автомагазины ВЦ-444 и ЦС-347; в Мелитополе (Украина) – автомобили с телескопическими подъемниками АП-17А-1. Ну, и так далее. Ю. Кудрявцев подчеркнул, что это он для примера взял только «Газель», а ведь есть еще «Соболь», ГАЗ-3307 и ГАЗ-3308 «Садко».

Сейчас в УКЭР ОАО «ГАЗ» ведутся работы по несущему кузову автобуса «Газель», разработки на него независимой передней подвески.

Некоторое время назад на ГАЗе хотели полностью перейти на установку двигателей ЗМЗ-406 с впрыском, но оказалось, что моторный завод на сегодняшний день не в состоянии обеспечить ими всю производственную программу. Поэтому приходится устанавливать на «Газели» и двигатели ЗМЗ-402. С другой стороны, многие потребители боятся эксплуатировать впрысковые моторы. Из-за этого пришлось разрабатывать карбюраторный «406». Могут комплектоваться машины и дизелями серии ГАЗ-560 (M14 Steyr), но это по заказу клиента.

Испытания кузова «Соболя»

Когда разговор перешел на полноприводные автомобили, то к нему подключился О. Образцов, поскольку это его тема, как ведущего конструктора по «Садко». Когда завод перешел на выпуск ГАЗ-3307, в производстве многое поменялось. Продолжение производства легендарного ГАЗ-66 стало бесперспективным: его кабина – отдельное штамповое производство, забиравшее финансы, а модель уже устарела. Вот и решили перейти на выпуск новой модели полноприводника ГАЗ-3308 «Садко» с колесной формулой 4х4.

По своим техническим характеристикам «Садко» мало, чем отличается от своего предшественника. Хорошей проходимости на тяжелом грунте ему тоже не занимать, что наглядно продемонстрировал Чемпионат Содружества по трак-триалу, на котором заводская команда на дизельных «Садко» обогнала в своей категории С2 немецкую команду, выступавшую на знаменитых Unimog. «Садко» уже имеет несколько модификаций – грузопассажирский «Егерь» с двойной кабиной и специально разработанный по заказу МВД РФ ГАЗ-3902 «Вепрь» с модульным кузовом. Конечно же, ГАЗ-3308 «Садко», как и ГАЗ-3307 стал основным транспортным средством в российских вооруженных силах. Все перечисленные модели, как правило, оснащаются дизелями с турбонаддувом ГАЗ-562.

ГАЗ-3307 постоянно совершенствуется. Машина адаптируется также и к минским дизелям. Плюс выполнение требований сертификации. Для установки АБС, как рассказал В. Кузьмин, конструкторам пришлось разработать новую гидро-пневмосистему тормозов, поэтому на ГАЗ-3307 появился тормозной кран.

Ведущий конструктор по ГАЗ-3308 «Садко» Олег Образцов

Новая разработка ГАЗа – автомобиль средней грузоподъемности «Валдай», существует пока в опытных образцах. Разрабатываются три его модификации: бортовая; автобус с кузовом, как у «Газели»; и автобус вагонной компоновки. Цельнометаллический фургон у «Валдая» не предусматривается. Полный привод тоже не предусмотрен, поскольку тогда потеряет смысл сама идея «Валдая».

В завершение визита все-таки довелось побывать в музее завода-ветерана. Ностальгия... Она всегда связана с историей, как государства или фирмы, так и личной. «Без прошлого нет будущего». Разглядывая старые «эмки», ГАЗ-67, ГАЗ-20 «Победа», ГАЗ-51, легендарный ГАЗ-66, думалось о взаимосвязи поколений заводчан прошлых лет и сегодняшних. Великие конструкторы Андрей Липгарт, Петр Музюкин, Владимир Соловьев, Юрий Сорочкин и другие, всех перечислить просто невозможно, создавали отечественную историю автостроения, историю ГАЗа. И президент ОАО «ГАЗ» Николай Пугин – достойный приемник этой когорты творцов, так же как и Ю. Кудрявцев. Сегодня, в сложнейших условиях рынка, предприятие с 70-летней историей работает, постоянно совершенствуя модельный ряд. Много ли сейчас таких автозаводов в нашей стране?

В заключение немного статистики: в 2000 г. на ГАЗе собрано 116 319 легковых автомобилей и 111 354 грузовых, 2001 г. ознаменовался сборкой 80 692 легковых и 110 800 грузовых автомобилей. А в 2002 г. ОАО «ГАЗ» планирует выпустить 84 031 «легковушек» и 117 498 грузовиков.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материалов пресс-службу ОАО «ГАЗ» во главе с Инной Петровой, а также начальника информационно-аналитического отдела УКЭР ОАО «ГАЗ» Алексея Липмана.