John Deere и «особенности национальной эксплуатации» (ч. 1)

Р. Слепаков
Что сделал американский производитель John Deere для того, чтобы новая для России строительная техника действительно соответствовала российским «особенностям национальной эксплуатации».
Автогрейдер John Deere 772G с полным приводом
Бульдозер John Deere 850J благодаря гидростатическому приводу гусениц способен менять скорость без провалов мощности и отличается выдающейся маневренностью
Эффективная система охлаждения позволяет технике John Deere нормально работать даже в условиях сильной запыленности.
На снимке – фронтальный погрузчик John Deere 744K
Русифицированный ЖК монитор – приборная панель в кабине фронтального погрузчика John Deere
Герметичная кнопочная панель управления в кабине фронтального погрузчика John Deere позволяет запускать двигатель без ключа и управлять 24-мя функциями
Быстроразъемная муфта с электроприводом Quik-Tatch – смена оборудования из кабины одной кнопкой
Экскаватор-погрузчик John Deere 710J по глубине копания, вместимости экскаваторного и погрузочного ковша не имеет равных в своем классе
Мощная наружная выдвижная секция защищает телескопический механизм рукояти, позволяет крошить асфальт и зажимать крупные куски между рукоятью и ковшом

«Машина соответствует российским условиям эксплуатации» – эта или похожая фраза часто встречается в рекламных буклетах зарубежных производителей. И что такое российские условия эксплуатации, каковы их особенности? Вот мнение профессионала. «Из-за несоблюдения технологии на этапах хранения, транспортировки и заправки в топливные баки попадают вода, различные химические примеси и механические загрязнения, – делится опытом Василий Горкавенко, генеральный директор сервисного центра компании «Универсал-Спецтехника», официального дилера John Deere в России. – Также приходится сталкиваться с элементарным несоблюдением правил эксплуатации и требований безопасности, когда операторы перегружают машины. Иногда пытаются сэкономить на регулярном техобслуживании или попросту не могут выделить время для этой необходимой работы. Все это относится к человеческому фактору. Есть и природный фактор – низкие температуры зимой. Его усугубляет плохая организация хранения техники. Резкие колебания температуры, от оттепели до сильнейших морозов, часто вызывают отказы топливной и электронной аппаратуры».

    Итак, «особенности национальной эксплуатации» – это:
  • повышенное содержание воды, химических примесей и механических загрязнений в дизельном топливе;
  • низкая производственная культура;
  • нерегулярное сервисное обслуживание;
  • низкие температуры, резкие температурные перепады.

Новый старый знакомый

Премьера строительной техники John Deere состоялась в России в 2009 г. на выставке «СТТ». Марка John Deere известна у нас давно – более 100 лет. Еще при царе Александре II в 1880 г. в Россию впервые завезли плуги этого американского производителя. Тракторы компании John Deere поставляли Советской республике в 1920-е годы. Но все это время John Deere был известен у нас лишь как производитель сельскохозяйственной и лесозаготовительной техники, хотя строительные машины John Deere выпускает уже более полувека. Просто до недавнего времени они изготавливались в основном для стран Северной и Южной Америки.

К выходу на российский рынок John Deere подготовился тщательно. Характерен пример с экскаватором-погрузчиком John Deere 325J – «русской моделью». Эта машина специально создавалась для нашего рынка на основе 310J. Главное отличие новинки – стрела экскаватора может горизонтально перемещаться по направляющим. Именно к такой схеме привыкли наши операторы (в Америке, наоборот, популярны экскаваторы-погрузчики с неподвижным узлом крепления стрелы). Среди своих «одноклассников» John Deere 325J выделяется усилием копания ковша – 67,8 кН (это один из самых высоких показателей).

«Русская солярка»

Даже в качественном по российским меркам топливе для дизельных двигателей есть избыток воды и других примесей, например серы. Из-за этого выходят из строя топливные системы дизелей. Особенно страшны такие «горе-присадки» для современных дизелей с системой Common Rail. В этом случае последствия бывают особенно печальными. В итоге современные экологичные дизели, соответствующие нормам по выхлопу Stage IV, у нас долго не живут без ремонта.

John Deere, чтобы повысить «иммунитет» своих силовых установок, предпринял два шага. Во-первых, в дополнение к имеющимся трем ступеням фильтрации добавил четвертую – фильтр-водоотделитель и установил в топливную систему датчик присутствия воды. А во-вторых, техника для России оснащается только двигателями, соответствующими нормам ЕС Stage II и ЕС Stage III – они лучше «переваривают» отечественное топливо.

Если «мы университетов не кончали…»

На строительной технике, как правило, работают профессионалы. Сажать в кресло неквалифицированного рабочего себе дороже. Но нет правил без исключений. «Особенности национальной эксплуатации» таковы, что исключения встречаются слишком часто. И чем выше «дилетантоустойчивость» техники, тем дольше она живет на отечественных стройплощадках.

Вот как John Deere повысил стойкость к превратностям судьбы своих экскаваторов-погрузчиков. Сначала расскажем о классической конструкции телескопической рукояти экскаваторной стрелы. В ней выдвигается внутренняя часть. При втягивании рукояти внутрь стрелы втягивается и налипшая грязь – телескопический механизм рукояти изнашивается быстрее. Страдает от загрязнений и вся гидросистема, так как твердые частицы могут проникать через сальники внутрь гидроцилиндров. Кроме того, классическая выдвижная часть не рассчитана на удары.

На экскаваторах-погрузчиках John Deere наоборот – выдвигается мощная наружная часть рукояти. Она, как кожух, защищает гидроцилиндры телескопического механизма от грязи и повреждений. Выдвижная часть телескопической стрелы у John Deere является рабочим инструментом – она может крошить асфальт. Нижняя плоскость рукояти возле ковша усиленная, с зазубринами. Такая конструкция «телескопа» позволяет зажимать ковшом предметы и перемещать их на большие расстояния – в кузов самосвала или за пределы стройплощадки.

Фронтальная и экскаваторная стрелы, выдвижная телескопическая рукоять и упоры на экскаваторах-погрузчиках John Deere изготавливают в виде короба с ребрами жесткости – такая конструкция очень прочная и устойчива к деформации. Материал – низколегированная сталь. Ее прочностные свойства остаются постоянными и в жару, и в сильный мороз. Еще важная деталь – на стрелах и упорах нет поперечных сварных швов, которые могут ослабить конструкцию. Все части целиком выкраивают из катаных листов металла.

При словах «запрограммировать режимы работы» молодые, но неопытные операторы, а также опытные, но предпенсионного возраста могут испытывать беспокойство. На самом деле ничего сложного в этом нет, особенно у John Deere. На каждой кнопке панели управления фронтального погрузчика, автогрейдера и сочлененного самосвала есть пиктограмма. На картинке схематично изображено, что произойдет при нажатии на эту кнопку. Например, будет отрегулирована высота подъема ковша. Просто, понятно и, главное, быстро запоминается. Панель управления герметичная и, как показали тесты, кнопки выдерживают до 2 млн. срабатываний.

Многофункциональные дисплеи в кабине машин John Deere отображают все важные параметры и результаты оперативной диагностики – все это на русском языке. Чтобы определить состояние машины, теперь не надо открывать капот.

Без грязи

Менять навесное оборудование мини-погрузчика дело несложное, но грязное. Приходится вылезать из кабины, чтобы открыть замки, залезать обратно, чтобы сменить навеску, и опять вылезать из кабины – чтобы закрыть замки. Одно хорошо – появляется повод покурить. John Deere избавил операторов от необходимости месить грязь. На стреле установлена быстроразъемная муфта Quik-tatch с электроприводом. Смена навесного оборудования осуществляется нажатием кнопки из кабины. Кстати, вращающаяся защелка самостоятельно очищается от грязи.

Сидя в кресле, оператор мини-погрузчика John Deere может установить фиксатор стрелы. У конкурентов для этого требуется выходить на свежий воздух.

(Окончание следует)