Через тернии к Galaxy

Ю. Петров

Рынок шин для спецтехники, имеющий более чем 150-летнюю историю, прошел длинный и сложный путь от примитивных грузолент (разновидность массивных шин дискового типа) до износостойких бескамерных радиальных покрышек с высокими сцепными свойствами. В начале прошлого века только появившиеся пневматические шины составляли одну из главных статей расходной части в эксплуатации техники. В настоящее время все большее внимание уделяется производству высококачественных бюджетных индустриальных шин, обеспечивающих необходимые эксплуатационные свойства при минимальных затратах.

Рынок импортной спецтехники в России является одним из самых динамично развивающихся: приходят новые производители, расширяется модельный ряд, значительно увеличивается количество поставляемой техники. При этом одна из главных проблем, с которой сталкиваются продавцы и эксплуатирующие организации, – обеспечение надежными и качественными специальными шинами, максимально соответствующими условиям работы, что вкупе с понятным желанием не переплатить является непростой задачей.

Эту задачу призвана решить продукция, производимая американской компанией Galaxy Tire & Wheel, Inc. Марки Galaxy и Constellation ранее были известны в России только узкому кругу специалистов. Увеличение закупок иностранной техники, отсутствие в модельных рядах отечественных шинных заводов продукции нового типоразмера и вялая конкуренция позволяют Galaxy Tire & Wheel, Inc. закрепиться в сегменте рынка индустриальных шин для спецтехники. Так, уже в 2005 году некоторые отечественные производители начали оснащать свои автогрейдеры шинами Galaxy, производимыми в Сербии. Начались также поставки шин на предприятия, имеющие большой парк специальной техники, такие, как крупные нефтегазовые компании и дорожно-строительные организации.

Интересно, что компания Galaxy Tire & Wheel, Inc. прошла долгий и тернистый путь от восстановления шин до собственного высокотехнологичного производства широкого ассортимента самой современной шинной продукции на предприятиях, расположенных в разных странах, и ее многолетняя история заслуживает того, чтобы рассказать о компании более подробно.

Парадоксально, но что бы ни говорили апологеты защиты окружающей среды, им следует знать, что в нашей галактике проблемы утилизации и вторичного применения использованной продукции пока решаются на самом раннем этапе спиралевидной эволюции технологии. В течение первой жизни новой шины расходуется только около 30% ее потенциала. Восстановление шин уменьшает их количество на свалках, гарантируя бережливый подход к ограниченным природным ресурсам. Развитие техники и расширение модельных рядов неминуемо ведет к увеличению номенклатуры расходных материалов, что в свою очередь заставляет мелкие компании выбирать себе подходящую специализацию. В применении к шинному производству это неминуемо заставляет каждую компанию, реинкарнирующую б/у шины, специализироваться на определенном сегменте рынка автотехники. Восстановление шин считается весьма специфическим и рискованным видом бизнеса, который становится прибыльным лишь при определенных условиях и работе с рядом типоразмеров шин. Одна из таких фирм Gans Tire Salvage, основанная в 1922 году Луи Гансом, в качестве главной специализации выбрала ремонт и восстановление автопокрышек специального назначения. К 1960-м годам фирма стала одним из самых крупных независимых шинных дилеров, специализирующихся в области продаж и ресайклинга сельскохозяйственных, индустриальных и внедорожных шин.

Аграрный сектор в ту пору переживал настоящую революцию – новые технологии выращивания культур и механизация животноводческого хозяйства заставили производителей перейти от металлических колес на выпуск прицепного оборудования и тягового состава на пневмошинах, требования к которым тогда еще не сформировались.

В то время компания Gans Tire одной из первых начинает восстанавливать авиационные шины от перронной техники для эксплуатации на сельскохозяйственных прицепных агрегатах и орудиях. Для инженеров Gans Tire было очевидным – можно продлить срок жизни широкопрофильных б/у авиапокрышек, приспосабливая их к более щадящим условиям эксплуатации1, где также требовались широкие покрышки. Проведенные испытания с шинами конкретных марок и производителей, с составом смеси сырой резины и рельефным рисунком протектора дали положительный результат. Примеру Gans Tire последовали ведущие резинотехнические компании и тресты США.

Переломной вехой в истории фирмы можно считать середину 1980-х, когда в компании было принято беспрецедентное решение о создании собственного научно-технического центра и организации выпуска шин с целью своими эксклюзивными разработками расширить бизнес и обновить ассортимент продукции. Для этого в 1986 году компания приобрела у BF Goodrich 450 пресс-форм для изготовления сельскохозяйственных, индустриальных и внедорожных шин. Так началась трансформация Gans Tire от шинного дилера к производителю. В 1990 году, используя пресс-формы компании BFG, Gans Tire разработала собственную линейку шин класса «премиум» под брендом Galaxy для конкретных рыночных ниш. После реорганизации производства в 1993 году компания Galaxy Tire уже производит полный ассортимент сельскохозяйственных и индустриальных шин под маркой Galaxy на разных заводах по всему миру под строгим контролем своих технических специалистов. Одновременно с этим открывается европейский центр Galaxy Tyre Europa GmbH в Германии, а продукция поставляется в 30 стран мира.

Обновление и расширение ассортиментного ряда шин Galaxy невозможно представить без собственных разработок в области совершенствования существующего и создания нового технологического оборудования, результатом чего в 1994 году стало принятие соглашения с компанией Case Corp. (CNH) о поставке шин Galaxy Beefy Baby для мини-погрузчиков с бортовым поворотом. Эти шины имеют максимальную глубину протектора, усиленную боковину, защиту обода, расширенное ребро в плечевой зоне и в пятне контакта. Чтобы иметь возможность предлагать производителям автодорожной техники автошины в сборе с колесами, в 1997-м компания Gans Tire приобретает компанию Redco Wheel, а уже через два года Gans Tire поменяла свое название на Galaxy Tire & Wheel, Inc., что лучше отражало ее текущее положение как производителя автошин и колес.

Компания Galaxy постоянно реинвестирует прибыль в дальнейшие исследования и модернизацию производственных мощностей. Для решения этой стратегической задачи в 2003 году она приобрела шинный завод в Сербии, чтобы обеспечить постоянный и надежный источник автошин для своих клиентов – производителей автодорожной техники. Этот шаг ознаменовал трансформацию шинного дилера в производителя автошин. В октябре того же года фирма John Deere выбрала Galaxy в качестве поставщика шин для своей новой линейки компактных многофункциональных тракторов, и менее чем за пять месяцев команда инженеров компании Galaxy спроектировала, разработала и обеспечила производство восьми новых типоразмеров шин для компании John Deere. Ускорение в работе над проектированием пресс-форм достигается за счет применения систем трехмерного моделирования шин и колес в программах AutoCAD, ProEngineer и ICEM.

На данный момент компания Galaxy располагает достаточными собственными ресурсами, чтобы обеспечечить полный цикл проектирования и разработки шин и колес для специального применения – дорожного и капитального строительства, для операций с сырьем и материалами на складах и портах, в горном деле и карьерах, в сельском и лесном хозяйстве, тяжелой промышленности, в сфере туризма и отдыха, а также для специальных прицепов.

В списке основных потребителей шин Galaxy и Constellation на сегодняшний день значатся Bobcat, Case, Cameco, Caterpillar, CMI, Econoline, Genie, Hamm, JCB, John Deere, Kubota, New Holland, Pettibone, Redneck, Terex, Ty-Crop и др. Кроме того, заводы Galaxy Tire & Wheel выпускают широкий ассортимент покрышек для спецтехники Fairchild, FIAT-Kobelco, Hitachi, Holder, Hyster, Kawasaki, Komatsu, Volvo и многих других.

Компания предлагает потребителям шины двух брендов. Основная линейка – Galaxy, куда входят прочные шины «супер-премиум» и специального применения семейств Hulk, King Kong, Hippo, Beefy Baby, Marathoner, Mighty Mow. Вторая линейка – Constellation – представляет собой новый суббренд шин бюджетного класса для строительной спецтехники и подъемно-транспортных машин. Шины Constellation представляют собой недорогую «облегченную» версию шин Galaxy, адресованную потребителям, эксплуатирующим технику в щадящих условиях: заболоченный грунт, песчаные смеси, мелкофракционные грунты, рыхлая земля, а также на гладких полах складов и терминалов – т. е. там, где физический износ покрышек минимальный, а срок службы шины соответствует времени безопасной и эффективной эксплуатации резины на открытом воздухе. Вторая причина, побудившая компанию начать выпуск бюджетных шин с пониженным ресурсом, заключается в том, что даже в тяжелых условиях эксплуатации в горном производстве и на разработке горной массы в карьерах на шинах колесных бульдозеров и погрузчиков используются стальные цепи, предохраняющие протектор от истирания (например, на добыче гранита или мрамора).

Удешевление производства шин Constellation достигнуто благодаря применению альтернативных технологий, таких как кевларовое армирование (например, шины LS2 для лесохозяйственных машин), меньшая толщина протекторного слоя. Сразу отметим, что по требованиям грузоподъемности шины Constellation, например R-4 Industrial Lug, соответствуют мировым требованиям, и их использование позволяет экономить средства на содержание техники предприятиям с невысокой занятостью парка в течение смены.

Для потребителей, у которых цена простоя техники является критичной величиной и которые ведут работы на рассредоточенных объектах, шины Galaxy класса «премиум», наоборот, будут предпочтительнее. В ряду Galaxy для бэклоддеров (экскаваторов-погрузчиков) предусмотрено несколько десятков типоразмеров шин, специально разработанных для работы на легких грунтах и песке, но они, в отличие от Constellation, имеют повышенную износоустойчивость при езде по дорогам общего пользования, что позволяет снизить издержки на содержание техники в строительных организациях и коммунальных службах.

Для техники, интенсивно используемой для работ на грубых, абразивных поверхностях, компания выпускает широкую гамму шин. Одна из них – Galaxy Double Width Lug (L5) – разработана специально для высокопроизводительных погрузчиков, задействованных на интенсивных работах. Конструкция шины с единым стальным сердечником, связывающим все слои борта, характеризуется высокой стойкостью к порезам, ударам, проколам и большим пятном контакта, что благоприятно сказывается на выносливости шины, управлении, устойчивости техники в работе, комфортабельности и безопасности оператора.

Для ричстакеров, больших вилочных автопогрузчиков производят шины высокой грузоподъемности, для которых характерны продольная устойчивость и высокие сцепные свойства. Одна из таких шин, серии Giraffe, выпускается в нескольких типоразмерах и исполнениях по назначению.

Немало шин Galaxy адресует дорожным строителям. Компания Caterpillar для своего пневмоколесного катка PS360B использует шины Galaxy Smooth Compactor (C1). Для таких катков характерны устойчивость к высоким температурам, высокая нагрузка на колесо и равномерное ее распределение на все колеса вне зависимости от внешних условий. К тому же к шинам для катков предъявляются особые требования, поскольку движитель тоже выступает в роли рабочего органа. Предприятие также выпускает шины для ведущих колес комбинированных виброкатков и дорожных ресайклеров, например Galaxy Giant Hippo (E-2/L-2) – шины этого типа отличаются уникальным распределением давления, зависящим как от давления накачивания шины, так и от нагрузки на колесо. Распределение давления в поперечном и продольном сечениях редко бывает равномерным, но в большинстве случаев при обычной работе дорожно-строительной машины за один проход давление, оказываемое на грунт, будет близко к максимальному, поэтому такие шины выпускают с изрядным запасом прочности.

Высокая гарантия качества выпускаемых шин подтверждается на уровне производителей спецтехники – после аудиторской проверки качества, проведенной на заводе компании в г. Рума (Сербия и Черногория) в октябре 2003 года представителями крупнейшего в США производителя спецтехники John Deere, они дали очень высокую оценку всему производству в целом. Компания Bobcat Co., входящая в концерн Ingersoll-Rand Company Limited, солидную часть своих мини-погрузчиков комплектует шинами Galaxy.

В 2003 году эта компания представила совершено новый модельный ряд полноуправляемых мини-погрузчиков серии A с бортовым поворотом. Примененный режим поворота позволяет эксплуатировать погрузчик на газонах полей для гольфа, футбола, тенниса, а также в парковом хозяйстве. Шины Galaxy Mighty Mow (R3), специально разработанные для Bobcat серии A, во многом схожи с шинами Galaxy Golf & Turf Special, используемыми на парковых тракторах John Deere. Благодаря им можно эксплуатировать мини-погрузчик без серьезного повреждения зеленого покрова, при этом шины сохраняют высокие сцепные свойства и проходимость.



Выводы и рекомендации

Интеграция России в международное сообщество предопределяет дальнейшее расширение парка используемой внутри страны спецтехники, производимой по всему миру. Своевременные поставки качественных и надежных запасных частей и расходных материалов помогут в обеспечении бесперебойного функционирования этой техники. Использование индустриальных шин, хорошо зарекомендовавших себя во всем мире на протяжении многих лет, без сомнения, станет разумным выбором руководителей предприятий.