Лесной комплекс или комплекс проблем?
Проблемы лесозаготовительной отрасли и их решения
Для создания новых производств потребуются прежде всего инвестиции – от отечественного бизнеса либо от предпринимателей из «дружественных» стран. Вот где пригодились бы наши $300 млрд, «зависшие» в банках США. Да что об этом говорить!
Если необработанный лес вывозить запретили, его нужно перерабатывать в стране. А с этим, как говорят специалисты отрасли, тоже большие проблемы. Запад отказался от закупок наших продуктов переработки древесины (фанеры, деревоплиты), и в этом году падение в данном секторе производства составляет до 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Переориентировать импорт на «дружественные» страны, которые с охотой взяли бы нашу продукцию, тоже пока не удается: нужно снижать таможенные пошлины и тарифы на перевозки, т.к. расстояние до Индии и Китая значительно больше, чем до Европы.
Станки, на которых перерабатывается древесина и изготавливается фанера и деревоплита, тоже, как можно догадаться, в большинстве своем иностранные, и что теперь будет с запчастями для них, совершенно не ясно. В «Стратегии развития лесного комплекса до 2030 года» об обработке древесины упоминается, но «Стратегия…» разрабатывалась задолго до весны 2022 г. и там не учтено изменение обстановки в связи с ограничительными санкциями. Теперь стратегию нужно пересматривать коренным образом.
Как же получилось, что станочный парк деревообрабатывающих предприятий у нас почти сплошь импортный? Последовавший за крахом СССР развал крупных лесопромышленных предприятий на множество мелких, их переходы из одних рук в другие лишили отечественные предприятия лесного машиностроения подавляющего большинства потребителей их продукции. В те годы владельцы лесных предприятий не строили долгосрочных планов развития предприятий, не озадачивались проблемой обновления машинного парка. Они стремились «урвать» побыстрее и побольше, используя оставшиеся со времен СССР машины и оборудование. Лишившиеся заказов отечественные производители и разработчики (отраслевые НИИ) деревообрабатывающих станков разорялись и закрывались. В результате станков для производства продукции деревообработки сегодня в России практически нет.
Конечно, нельзя сказать, что деревообрабатывающие станки в стране не производятся совсем. Так, на выставке «Лестех-2021» в декабре 2021 г. Н.А. Бегов, зам. начальника отдела развития станкоинструментальной промышленности Минпромторга России, отметил, что за последний год направление производства станков для деревообработки показало положительную динамику, и подчеркнул, что государство готово поддерживать тех, кто намерен развивать компетенции и пытается составить конкуренцию иностранным компаниям в области технологий и инноваций.
Немногочисленная продукция отечественного лесного машиностроения, по отзывам специалистов, не отличается высоким качеством, гусеничные трелевочные тракторы отечественного производства также зарекомендовали себя как машины с низкой степенью надежности, а стоимость единичных форвардеров и харвестеров отечественного производства из-за высокого процента импортных комплектующих сравнима с зарубежными аналогами. Теперь еще к этим сложностям добавились санкционные запреты на поставки комплектующих из недружественных стран.
Отечественные лесные машины, по отзывам лесозаготовителей, имеют низкий уровень сервисного гарантийного и постгарантийного обслуживания. Стоимость отечественных запасных частей невелика, но частые поломки и простои машин сводят это преимущество на нет.
На универсальной базе МСН-10 производятся или дооборудуются чокерные и бесчокерные трелевочные тракторы, харвестер, форвардер, челюстные лесопогрузчики, лесохозяйственный и лесопожарный гусеничные тракторы, техника для создания минерализованных противопожарных полос. Более 80% навесного (рабочего) оборудования производится непосредственно на заводе, что позволяет предлагать заказчикам минимальные сроки поставки и вполне конкурентноспособные цены. Предприятие активно проводит модернизацию выпускаемой продукции, используя современные технические решения при производстве и разработке. Помимо техники для лесной отрасли АЗСМ «Прогресс» изготавливает и монтирует на шасси МСН-10 различное оборудование, которое используется при строительстве, ремонте и обслуживании ЛЭП и магистральных нефтегазопроводов, а также в геологоразведке.
Предприятие активно участвует в государственных закупках на поставку техники для предотвращения и тушения лесных пожаров по национальному проекту «ЭКОЛОГИЯ».
Трансмиссия трактора механическая с понижающим рядом передач, тип подвески – рычажно-балансирная. Для эффективного запуска ДВС в минусовых температурных условиях все машины штатно оборудуются предпусковым жидкостным подогревателем и топливным фильтром с подогревом. Кабина оператора одноместная или трехместная с улучшенными показателями эргономики, комфорта и безопасности, оборудуется комфортным поворотным сиденьем и дополнительным задним постом управления навесным оборудованием, имеет эффективную систему обогрева и вентиляции, встроенный каркас безопасности, а также высокопрочные стекла «триплекс». Современные светодиодные приборы освещения обеспечивают хорошую видимость в рабочей зоне в темное время суток. Бесчокерные машины типа ЛП-18 и гусеничные форвардеры оснащаются гидроманипуляторами различных отечественных производителей, в том числе ММЗ (г. Майкоп), что играет большую роль в нынешних реалиях в период санкций.
Заметим, что ранее «АЗСМ «Прогресс» назывался «Леспожмаш».
Проблемы лесозаготовительной отрасли
Лесная промышленность Российской Федерации занимает ведущие позиции в общемировом масштабе. Россия входит в пятерку стран по общим объемам лесозаготовок и по объемам производства делового круглого леса.
В частности, «Люфтэра» разрабатывает решения по таксации лесных участков для лесозаготовительных компаний, предоставляя заказчикам данные о лесе, рельефе местности и характеристиках лесного полога.
Компания производит несколько беспилотных летательных комплексов разного типа и назначения, которые позволяют решать задачи по геодезии, маркшейдерии, геологоразведке, картографии, сельскому хозяйству, строительству, проводить мониторинг промышленных объектов.
С целью инвентаризации лесных участков и определения таксационных характеристик проводится съемка в видимом и инфракрасном спектрах, воздушное лазерное сканирование (ВЛС) и наземное лазерное сканирование (НЛС) для верификации данных ВЛС. В результате получают цифровой ортофотоплан и облако точек лазерных отражений, что позволяет, например, подробно изучить каждое дерево на участке, измерять диаметры стволов на любой высоте и т.д.
Однако помимо вышеназванного дефицита отечественного лесозаготовительного и деревообрабатывающего оборудования, в отрасли имеется еще целый букет серьезных проблем. Во многих лесных массивах, особенно в Северо-Западном федеральном округе и вблизи развитой инфраструктуры, запасы качественной спелой древесины истощены и часто состоят из удаленных, небольших по площади и объему древесины лесосек. В результате плечо вывозки постоянно растет. На ряде лесозаготовительных предприятий оно уже превышает 250 км. Приходится часто перевозить лесозаготовительную технику на удаленные друг от друга лесосеки. Это, в свою очередь, поднимает себестоимость заготовки древесины и снижает рентабельность работы лесозаготовительных предприятий, делает невыгодным использование дорогих высокопроизводительных машинных комплексов.
Отечественному лесозаготовителю предлагаются сортиментовозы на шасси УРАЛ и КАМАЗ, сортиментовозные площадки трех видов, монтирующиеся на разные шасси высокой грузоподъемности, лесовозы на шасси КАМАЗ и УРАЛ с гидроманипулятором или без него, хлыстовозы с разным техническим оснащением на шасси КАМАЗ и УРАЛ, а также других марок, прицепы-роспуски грузоподъемностью до 17 т с телескопическим или складывающимся дышлом, перегружатели леса с гидроманипуляторами ВЕЛМАШ, универсальные полуприцепы-щеповозы с расчетным объемом вывоза щепы 70 м3 и сплоточные агрегаты, предназначенные для формирования плотов при сплавлении леса по рекам. Предлагается множество вариантов комплектаций транспортных средств.
Практически любой потребитель сможет подобрать из этого многообразия вариант, наиболее подходящий для конкретных условий работы на его предприятии.
Отсутствие в стране комплексной системы восстановления лесных насаждений и отдельных мероприятий по лесовосстановлению привело к тому, что на месте хвойных массивов сейчас смешанные леса или произрастают вторичные лиственные деревья, которые непригодны для промышленной заготовки.
ЧЕТРА Т9 – один из самых востребованных бульдозеров у представителей лесной отрасли. Это заслуженный лидер и базовая машина для защиты зеленых насаждений. Возведение заградительных полос при борьбе с пожарами, формирование технологических дорог, земляные работы – здесь наилучшим образом раскрываются все преимущества ЧЕТРА Т9.
Т9 – самый маленький в линейке бульдозеров ЧЕТРА. За счет небольшого веса и габаритов бульдозер мобилен при транспортировке (доставить до места эксплуатации его можно даже вертолетом) и легко справляется с задачами в ограниченном пространстве.
Бульдозер ЧЕТРА Т9 предназначен для эксплуатации в самых экстремальных температурных режимах – с полной нагрузкой он способен работать на морозе до –50°. Основные узлы – рабочее оборудование, трансмиссия, ходовая система, кабина, элементы управления, система охлаждения – выполнены в виде модульных конструкций. Такой инженерный подход значительно сокращает расходы на техобслуживание и ремонт бульдозеров.
ЧЕТРА Т9 – одна из самых популярных моделей бульдозера в лесных хозяйствах страны. В последние годы десятки региональных лесничеств приобрели подобные машины по национальному проекту «Экология». Бульдозер Т9 может быть изготовлен в исполнении с дополнительной защитой кабины, капота и передних гидравлических элементов от возможного падения стволов и веток деревьев. По заказу потребителя также устанавливаются дополнительные опции, такие как лесопожарный плуг, отвал-корчеватель, лебедка, дополнительное освещение рабочей зоны и др.
С какими еще проблемами сталкиваются отечественные лесозаготовители? Лесозаготовительные фирмы – в основном мелкие предприятия, которые не имеют финансовых возможностей для постройки лесовозных дорог, эффективной переработки отходов и низкосортной древесины. В отрасли отмечается нехватка инвестиций. Как уже было сказано выше, отечественные лесозаготовительные предприятия страдают от недостаточного технического оснащения – большинство оборудования устарело и изношено, а на современную иностранную технику рассчитывать не приходится и вследствие санкций, и из-за высоких пошлин. Отсутствие хороших дорог порождает неритмичность, сезонность работы, скачки цен на заготовленный лес. Как известно, самый дешевый лес традиционно заготавливается зимой, а самый дорогой лес рубится в межсезонье, когда дожди и мокрый снег делают дороги непроезжими.
В производственной программе компании большой выбор прицепов и полуприцепов-сортиментовозов с 2, 3, 4 и 5-ю осями. Грузоподъемность конструкции, количество осей, тип подвески (рессорная или пневматическая), варианты систем крепления груза (ремни, тросы, цепи, лебедки), а также дополнительное оборудование выбираются по согласованию с заказчиком. Прицепы комплектуются кониками собственного производства «Meusburger Новтрак» (разборными или цельными).
В основе полуприцепов-сортиментовозов – фирменное «неубиваемое» шасси с дополнительными усиливающими элементами, повышающими жесткость, прочность и «живучесть» конструкции, что позволяет претерпевать порой чрезмерные нагрузки. Полуприцепы-сортиментовозы производятся с различными техническими характеристиками: габариты, высота ССУ, грузоподъемность, комплектация, доп. оборудование и т.д.
Щеповозы «Meusburger Новтрак» также производятся по индивидуальным заказам, то есть исполняются по техническому заданию клиента с подходящими ему габаритными параметрами. Таким образом, длина, высота, объем кузова и другие характеристики могут быть разными в зависимости от требований заказчика.
Правительству следует немедленно обратить внимание на решение проблем лесной отрасли. Прежде всего разработать действенную и подробную программу модернизации оборудования и комплексной переработки древесного сырья. Практика показала, что доля частного бизнеса в отрасли должна снижаться. Мелкие предприниматели не в состоянии создать эффективную структуру использования и восстановления лесных насаждений. Контроль за вырубкой леса должен быть жестче, а наказания за незаконную вырубку серьезнее. Необходимо на совершенно новый уровень поднять лесоохрану, эффективнее бороться с лесными пожарами, устранять их причины (и в том числе намеренные поджоги).
Если проблемы лесной отрасли будут в очередной раз проигнорированы, а бесконтрольное уничтожение лесных массивов продолжится, в конце концов в стране может разразиться экологическая катастрофа.
Рынок лесозаготовительных машин
Если во времена СССР подавляющее большинство лесозаготовительной техники имело отечественное происхождение, то с начала 1990-х гг. в отрасль стали постепенно проникать транснациональные корпорации, постепенно замещая машины российского (советского) производства. До начала эпидемии COVID ежегодный прирост импорта лесозаготовительной техники в страну доходил до 20%.
Уже к 2013 г. общий объем продаж лесозаготовительной техники российских производителей составлял менее 6% от общего объема внутрироссийского рынка. На выставке «Лестех-2021» свою продукцию представляли десятки компаний из Финляндии, Германии, Италии и других стран.
В отличие от некоторых других отраслей на рынке лесозаготовительной техники отсутствуют сильные самостоятельные российские «игроки», которые бы выпускали лесозаготовительные машины современного уровня собственной разработки, образовывали бы совместные предприятия с ведущими мировыми корпорациями или обладали бы собственной глобальной стратегией развития, наподобие тех, которые существуют, например, в Китае.
Иностранные же компании-участники российского рынка лесозаготовительных машин также не вышли на следующий уровень работы – открытие собственных или совместных производств лесозаготовительной техники в России.
Ассортимент выпускаемой продукции за последние годы значительно возрос. Производятся три модификации валочно-пакетирующих машин на базе ЛП-19: с пильной шиной, с погрузочным навесным оборудованием (эти два варианта могут переоборудоваться один в другой) и с накопителем.
Харвестерная машина, в зависимости от выбранной на предприятии технологической схемы, может использоваться как для получения сортиментов непосредственно у пня, так и для получения хлыстов или сортиментов на верхних складах или непосредственно вблизи погрузочной площадки. А также как трелевочная техника на базе нескольких тракторов и кусторезная машина.
Кроме того, предприятие выполняет капитальный ремонт валочно-пакетирующих машин ЛП-19.
Анализ состояния рынка лесозаготовительных машин показывает, что российские предприятия в текущий момент не могут оказывать серьезную конкуренцию мировым лидерам в этом секторе. Еще недавно, буквально до марта 2022 г., специалисты отрасли прогнозировали: «Машины российских производителей –гусеничные трелевочные трактора, концептуальные конструкции которых разработаны еще в середине прошлого века (и к текущему моменту эти конструкции прошли только некоторую модернизацию), скорее всего, будут занимать долю не более 5% от общего рынка лесозаготовительных машин». Другие же специалисты придерживаются, в общем, противоположного мнения: «Несмотря на то, что в общем и целом российских лесозаготовительных машин на отечественном рынке пока больше, чем иностранных, объем техники зарубежного производства в нашей стране год от года растет. Однако производители отечественных машин для лесного дела разрабатывают новые модели и предлагают компромиссные варианты с использованием импортных комплектующих».
В настоящее время в России действуют различные по ежегодным объемам заготовки древесины предприятия – арендаторы лесных участков. Очень крупные предприятия с объемами заготовки свыше 500 тыс. м3 составляют 20%, крупные (100–500 тыс. м3 в год) – 32%, предприятия среднего размера (20–100 тыс. м3) – 31% и мелкие (менее 20 тыс. м3) – 17%.
Понятно, что основными потребителями и «двигателями» рынка новой современной лесозаготовительной техники являются очень крупные и крупные лесозаготовительные предприятия. Средние и мелкие предприятия в основном приобретают машины с наработкой или новые, но бюджетного ценового уровня.
Захват трелевочный легкий ЛТ-150 предназначен для сбора деревьев, древесных хлыстов или сортиментов и их транспортировки к месту переработки или погрузки на транспортные средства. Благодаря своей простоте, универсальности и невысокой стоимости ЛТ-150 получил широкое распространение среди лесозаготовителей. Диаметр трелюемого дерева составляет от 70 до 800 мм. В комплект поставки ЛТ-150 входит гидрозамок, исключающий возможность самопроизвольного открытия захвата без команды оператора. Причем всю работу оператор выполняет не выходя из кабины. Трелевочный захват имеет 3-точечную навеску и предназначен для использования с тракторами Беларус 80.1, Беларус 82.1, Беларус 1221, ДТ 75(ВТ-90).
Также на «Лесмашпром» производится отвал лесной ОЛ-1,8. КЛ усиленной конструкции, рассчитанный на работу в тяжелых условиях лесозаготовительных участков.
В связи с последними изменениями в экономической ситуации назрела острая необходимость избавить зависимость рынка лесозаготовительной техники от поставок западных компаний. Правительством РФ планируется предусмотреть поддержку процессам импортозамещения техники для лесозаготовительной промышленности. Аналитики рекомендуют Правительству РФ принять следующие меры, которые будут способствовать восстановлению лесного машиностроения в России:
- субсидирование или льготное кредитование приобретения машин, произведенных российскими производителями;
- открытие новых или развитие уже существующих производственных площадок на территории России по выпуску современных лесозаготовительных машин с участием инвесторов из КНР и других «дружественных» стран представляется перспективным направлением в сложившейся ситуации, чтобы исключить зависимость отрасли от западных корпораций;
- стимулирование разработок отечественных отраслевых информационных технологий в направлении концепции «умная лесосека», создание отечественных цифровых систем управления технологиями лесозаготовительного производства.
Также в производственной программе завода лесохозяйственная пожарная гусеничная машина ТЛ-4 с пожарным, бульдозерным оборудованием и плугом и гусеничный трактор ТЛС-5.01 «Барнаулец» в лесопожарном исполнении, предназначенный для прокладывания противопожарных полос и пр.
Правительство РФ уже принимает меры для поддержки промышленных предприятий. В рамках программы «Формирование компонентной и ресурсной базы» льготное заемное финансирование предоставляется производителям импортозамещающей продукции на приобретение критически важных комплектующих, материалов, сырья, запчастей и оснастки, производство которых в России ограничено или отсутствует. Сумма займа по новой программе составляет от 10 до 500 млн руб. сроком на 3 года под 5% годовых.
Линейка колесных полноприводных харвестеров «АМКОДОР» из четырех моделей с вылетом стрелы 7130 и 9500 мм отличается большой многофункциональностью. Машины способны выполнять четыре и более операций (валка, обрубка сучьев, подтрелевка, раскряжевка, сортировка).
Форвардеры «АМКОДОР» (4 модели) развивают скорость до 33 км/ч. Дорожный просвет в 600 мм под днищем машины обеспечивает высокую проходимость форвардеров. Колесная формула 6х6 и блокируемый дифференциал заднего моста значительно повышают тягово-динамические показатели и проходимость машин.
Трелевочные тягачи (2 модели) и лесопогрузчики (3 модели) предназначены в основном для хлыстовой технологии лесозаготовки. Объем трелюемой пачки может достигать 10 м3. Лесопогрузчики способны выполнять множество работ за счет установки сменного рабочего оборудования.
Рубильная машина предназначена для измельчения порубочных остатков и оснащается поднимаемым и опрокидываемым контейнером-накопителем емкостью 16 м3.
Гидроманипуляторы
Хотелось бы отдельно остановиться на одном из важных видов лесозаготовительного оборудования, которому в специализированной литературе не всегда уделяется должное внимание. Работа на лесозаготовке связана с большим риском, и чтобы обезопасить работников, операции по спиливанию, обрезке и погрузке стволов деревьев в современных машинах выполняются при помощи специализированных гидроманипуляторов.
Харвестеры, как известно, находятся в самом начале технологической цепочки лесозаготовки. Эти машины валят деревья, срезают с них сучья и делят ствол на несколько частей. Выполняются все эти (и другие) операции при помощи харвестерной головки, которая через ротатор устанавливается на гидроманипуляторе или, как его еще называют, стреле харвестера. Широкое распространение на харвестерах получили гидроманипуляторы комбинированного типа – шарнирно-сочлененная стрела с телескопической рукоятью, и параллельного типа – стрела из рычагов в виде параллелограмма с телескопической рукоятью. Вылет гидроманипуляторов харвестеров составляет до 12 м, грузовой момент – от 80 до 300 кН.м.
Предприятие предлагает лесовозы и сортиментовозы на шасси УРАЛ и КАМАЗ, а также оборудование для лесовозов и сортиментовозов, лесные тракторные прицепы и лесопосадочные машины.
Гидроманипуляторы серии VPL с одной или двумя телескопическими секциями комплектуются лесопогрузочным грейфером VPL Х-35 с увеличенной площадью захвата до 0,35 м3. Они предназначены для погрузки-разгрузки лесных материалов: сортиментов, хлыстов, пиломатериалов, дров при температуре окружающего воздуха от +40 до –40 °С.
Вал механизма поворота колонны (стойки) гидроманипуляторов VPL смонтирован на подшипниках качения, а не на подшипниках скольжения (лента), как у других производителей, что значительно превышает срок службы данного узла. Во всех шарнирных соединениях установлены подшипники скольжения с перфорированной бронзовой поверхностью трения для лучшего распределения смазки.
В гидрооборудовании манипуляторов использовались импортные компоненты, которые теперь, очевидно, будут заменяться.
Сбором, сортировкой сортиментов после работы харвестера и перевозкой леса к месту складирования занимаются форвардеры. И на этой машине все операции выполняются гидроманипулятором, но с грейферным захватом. В соответствии с назначением у форвардерных гидроманипуляторов вылет составляет до 10 м, а грузовой момент – от 40 до 160 кН.м.
Лесовозы, которые занимаются сбором, погрузкой и перевозкой лесоматериалов, также часто оснащаются собственными гидроманипуляторами с грейферным захватом. Ну и многие типы и модели валочных машин также оснащаются гидроманипуляторами.
Таким образом, высококачественные, мощные и надежные гидроманипуляторы – это исключительно важное оборудование лесозаготовительных машин.
В линейке гидроманипуляторов «МАЙМАН» имеются модели для монтажа на тракторы и автомобили, с прямой стрелой и с Z-образным складыванием. Металлоконструкции изготавливают из высокопрочной стали S500 вместо 09Г2С, что позволило увеличить прочность и снизить массу каждой установки серии «МАЙМАН» на 400–500 кг. Усовершенствована и конструкция колонны: устранена склонность к образованию трещин. Угол поворота манипулятора увеличен на 25° в обе стороны.
В базовую комплектацию гидроманипуляторов входят гидропривод выдвижения балок опор, цельный корпус напорного фильтра и система контроля и безопасности М-STAR. Система безопасности M-STAR позволяет контролировать уровень загрузки гидроманипулятора, наработку в машиночасах, температуру рабочей жидкости в баке, а также информировать оператора о необходимости проведения очередного технического обслуживания.
Валочные машины на базе экскаватора
Специалисты утверждают, что широкозахватные валочные машины целесообразно создавать на базе серийных гусеничных экскаваторов.
Такие машины будут надежными, а запчасти и сервис для них доступными. Эксплуатационные затраты у них ниже, чем у специализированных машин. К тому же и цены на серийные экскаваторы на 30–50% ниже, чем на мелкосерийные специализированные лесные машины.
При этом, как показала практика, производительность валочных машин на базе экскаватора не меньше, чем у специализированной техники. За счет полноповоротной надстройки экскаватор меньше передвигается по участку, а обзор с места оператора в поворачивающейся кабине экскаватора лучше.
Экскаваторы, предназначенные для лесозаготовительных работ, комплектуются удлиненной ходовой частью с более широкими гусеничными лентами, чтобы обеспечить высокую устойчивость и проходимость машины. Кабины оснащаются защитой FOPS/ ROPS/ OPS.
Компания предлагает семейство гусеничных экскаваторов-харвестеров XE135F, XE210UF и XE300UF эксплуатационной массой от 17,5 до 38,5 т. Машины оснащаются лесозахватом и по выбору покупателя могут комплектоваться харвестерными головками от известных поставщиков: WARATAH, Log Max, PONSSE. Кабина оснащается защитой (спереди, сверху и сзади) и кондицинером. Управление осуществляется джойстиками. Нижняя рама машин усилена, герметизированная пылезащищенная кабина с избыточным давлением оснащается защитой FOPS и бронированным стеклом.
Также XCMG выпускает семь моделей фронтальных погрузчиков с лесными захватами (бревнозахватами) эксплуатационной массой от 11,22 до 35,3 т. Диаметр охвата бревнозахватом: от 830 до 1000 мм. Грузоподъемность машин – от 3 до 11 т, мощность двигателя – от 92 до 291 кВт. Погрузчики комплектуются автоматической трансмиссией, электрогидравлической системой управления и системой контроля передаваемого момента. Имеется функция kick-down, которая переключает трансмиссию на более низкую передачу для увеличения тягового усилия.
Навесное оборудование на стреле экскаватора можно заменять и использовать машину в лесозаготовке как процессор, погрузчик, а в строительстве как обычный экскаватор. За счет многофункциональности рентабельность эксплуатации машины увеличивается.
Помощь в решении этих и других подобных проблем предлагает АО «ИНЛАЙН ГРУП» (Inline Group, г. Москва)
Специалисты «ИНЛАЙН ГРУП» готовы оказать техническую и консультационную поддержку по вопросам функционирования существующей ИТ-инфраструктуры или оперативного импортозамещения ИТ-решений с переходом на решения, свободные от санкций, в частности, миграции на российские программные платформы и решения.
Итак, мы видим, что российский рынок может предложить отечественным лесозаготовителям определенный ассортимент техники. Однако до того, чтобы полностью стряхнуть с него зависимость от поставщиков из «недружественных» стран, нужно еще много потрудиться – и административным органам, и производителям техники, и научным кадрам, и инвесторам.