Строительные гусеничные экскаваторы

Леонид Малютин

Caterpillar 320D

Caterpillar 345CL в исполнении для разрушения

Komatsu PC200

Liebherr R924 Compact

Terex TC260LC

Hitachi ZX225US LC-3

New Holland E215B

JCB JS290LC

Doosan DX225NLC с двухзвенной стрелой

Hyundai R290LC-7A

Doosan DX225LC с моноблочной стрелой

(Окончание. Начало см. «ОС» № 10, 2008 г.)

У Caterpillar в диапазоне от 13 до 70 т 15 базовых моделей, и каждая базовая модель может насчитывать до десятка готовых модификаций, а под заказ изготовят экскаватор в индивидуальной комплектации. Гусеничные экскаваторы выпускают заводы корпорации в Японии, Франции, Бельгии, Бразилии, США, Индонезии, Китае. Основной поставщик экскаваторов в Россию – завод в Акаши (Япония). В 2006 г. Caterpillar запустила серию D в наиболее востребованном диапазоне 20...37 т, и завод в Акаши перешел на производство экскаваторов этой серии. «Младшие» модели 312, 313, 314, 315, 318, 319 и «старшие» 345 и 365 пока не обновлены и принадлежат к предыдущему поколению – серии С. О массе экскаватора можно судить по двум последним цифрам в маркировке. К трехзначной маркировке прибавляют букву серии – С или D, затем идет буквенное обозначение модификации:
L – удлиненная гусеничная тележка;
LN – удлиненная узкая гусеничная тележка;
RR (Reduced Radius) – уменьшенный радиус поворота платформы, т. е. платформа несколько короче стандартной;
CR (Compact Radius) – компактный радиус поворота платформы, т. е. при повороте платформа незначительно выходит за габариты гусеничной тележки;
VA – двухзвенная стрела;
МА – стрела для массовых земляных работ;
ES – гусеничная тележка для особо тяжелых условий.
«Младшие» модели выпускают заводы в Акаши и в Гренобле (Франция), причем линейка японского завода значительно шире: так, в Японии выпускают «313-ю» и «314-ю» модели с компактным радиусом поворота. Остальные модели с полноразмерной платформой. На экскаваторах этого ряда использованы силовые агрегаты Caterpillar (на мини-экскаваторы устанавливают двигатель Mitsubishi).
Особый акцент корпорация делает на среднеразмерный ряд 20...37 т, который обновили в течение 2006–2007 гг. Основные направления модернизации – силовая установка, рабочее место оператора, удобство и упрощение обслуживания. В этом ряду семь базовых моделей – 320D, 321D, 323D, 324D, 325D, 328D LCR и 330D. Для них предлагается разнообразная комплектация с несколькими вариантами ходовой части, рабочего оборудования и дополнительного оснащения. Силовые агрегаты – дизели Caterpillar c технологий ACERT, отвечающие требованиям норм Stage 3A. Стоит упомянуть, что у двигателей Stage 2 свои преимущества – лучшая топливная эффективность, в среднем расход топлива на 7% меньше, и широкий температурный диапазон, допустимая внешняя температура 52 °C против 43 °C.
Все модели среднего ряда за исключением 328D LCR (Япония, США) выпускают с полноразмерной платформой. Платформа 328D LCR выполнена с компактным радиусом поворота, что позволяют этому 35-тонному экскаватору (как видим, в маркировке масса занижена) работать в стесненных условиях с большими объемами грунта. Устойчивость обеспечена удлиненной гусеничной тележкой от «330-й» модели.
«Старшие» модели 345С и 365С в нескольких модификациях выпускают заводы в Акаши, Гренобле и Гослисе (Бельгия). Эти тяжелые машины, работающие с ковшами в диапазоне 0,9...5,0 куб.м, комплектуют дизелями С13 и С15 ACERT Stage 3A мощностью 240...300 кВт. Машины поставляют со стрелой стандартной длины либо с удлиненной, либо со стрелой для массовых земляных работ. Для каждой стрелы предлагают от одного до трех вариантов рукоятей.
Komatsu начала поставки в Россию экскаваторов последнего поколения Dash-7. Линейка насчитывает восемь моделей массой от 12,6 т (РС130-7) до 74 т (РС750-7) в комплектациях со стандартной или удлиненной гусеничной тележкой и разными вариантами рабочего оборудования на выбор. Их двигатели Komatsu соответствуют требованиям Stage 2, что является преимуществом, так как двигатели экономичнее и менее требовательны к качеству топлива, чем агрегаты Stage 3A. Система управления включает «высокопроизводительный» режим с приоритетом на выполнение тяжелых работ и «экономичный» режим с приоритетом на топливную экономичность. В дополнительном «грузоподъемном» режиме, предназначенном для подъема тяжелых грузов, на стреле увеличивается усилие на 7% и пропорционально снижается скорость движения рабочего оборудования. Из комфортабельной кабины хороший обзор – убрана правая средняя стойка, пространства достаточно для оператора крупного телосложения или высокого роста. Опыт эксплуатации на Севере и в Сибири показывает хорошую изоляцию кабины и эффективность системы отопления. К достоинствам Komatsu относятся также большой ресурс и надежность техники.
Линейка экскаваторов, которую американская корпорация Terex предлагает российскому и европейскому рынку, очень отличается от американской. Линейка для рынка США насчитывает 13 только базовых моделей последнего поколения массой от 14 до 48 т, а для Старого Света только 4 модели предыдущего поколения в диапазоне 22,2...26,6 т – ТС210, ТС225, ТС240 и ТС260. Эту линейку с 2005 г. выпускает завод Atlas-Terex в северной части Германии, поглощенный американской корпорацией в 2002 г.
Экскаваторы оснащены 6-цилиндровым дизелем Cummins (раньше использовали Deutz) и гидроаппаратурой Bosch Rexroth. Микропроцессорная система АЕМ регулирует работу двигателя и гидронасоса в трех предварительно настроенных режимах – «точном», «экономичном» и «максимальной мощности». Экскаваторы поставляют с удлиненной или удлиненной узкой гусеничной тележкой за исключением ТС260 (его комплектуют только удлиненной ходовой частью), а также со стандартной или удлиненной моноблочной стрелой или с двухзвенной. Для каждой стрелы предусмотрены два-три варианта рукоятей на выбор.
Недавно обновленная линейка экскаваторов Volvo CE серии С насчитывает 12 моделей массой от 14,8 до 71,7 т, в том числе модели ECR145CL (масса 14,8...15,8 т) и ECR235CL (масса 23,8...26,1 т.) с уменьшенным радиусом поворота платформы. При модернизации компания особое внимание уделила условиям работы оператора, соответствию двигателей нормам Stage 3A, эффективности гидропривода, прочности несущих конструкций и удобству в обслуживании. Рабочее место оператора – кабина Care Cab отличается от серии В большим внутренним пространством, лучшим обзором, комфортабельностью, легкостью и удобством управления. Дизели V-ACT последнего поколения более мощные и одновременно экономичные. Двигатель и интеллектуальная гидравлика работают под контролем микропроцессорной системы. Гусеничные тележки, поворотные платформы, стрелы и рукояти дополнительно усилены, особенно углы платформы и опоры стрелы. Точки обслуживания сгруппированы и доступны с уровня земли. Система самодиагностики с дисплеем в кабине облегчает контроль состояния экскаватора.
Модели с сокращенным радиусом поворота платформы и рабочего оборудования ECR145CL и ECR235CL разработаны для применения в стесненных условиях. Их противовес при повороте выходит за боковой габарит гусеничной тележки на 180…185 мм. Компания декларирует такую же производительность этих моделей, как и экскаваторов аналогичной массы с полноразмерной платформой.
Пока доступны для заказа и модели предыдущего поколения – серии В.
Liebherr предлагает развитый модельный ряд – 12 базовых моделей массой от 14,2 до 76,9 т, в том числе модель R924 Compact (масса 23,9...27,7 т) с уменьшенным радиусом поворота платформы. Модельный ряд начинается с R313 Litronic массой 14,2...16,7 т и R317 Litronic (масса 17,4...20,5 т). Особенность «младшеньких» моделей – в двигателе Deutz, для остальных моделей завод компании в Бюлле (Швейцария) изготавливает двигатели собственной разработки. Компания использует также собственную гидроаппаратуру. Liebherr – известный разработчик и поставщик гидропривода для авиастроения и свой уникальный опыт в гидравлике и электронике в полной мере использует при строительстве наземной техники. С одной стороны, компания обеспечивает наилучшее сочетание силовой установки, гидропривода и электроники, а с другой – клиент попадает в полную зависимость от компании и не может использовать альтернативные источники запчастей, как было бы в случае с Bosch Rexroth, Deutz и Cummins.
Основные варианты комплектации складываются из нескольких типов гусеничных тележек – стандартной, удлиненной, для тяжелых условий, с узкой колеей, с широкой колеей, моноблочной или двухзвенной стрелы, нескольких рукоятей разной длины, с постоянным рабочим орудием либо с механизмом быстрой смены (механическим или гидравлическим), а также дополнительными контурами для привода гидромеханических навесок.
В диапазоне от 16 до 70 т у Hitachi СМ полностью новая серия Zaxis-3, первые модели которой были представлены в 2006 г. В этом диапазоне 13 базовых моделей, экскаваторы до 40 т компания позиционирует как «средние», свыше 40 т – как «карьерные». Серия Zaxis-3 – это новое, полностью переработанное поколение экскаваторов. Среди главных особенностей – двигатели Isuzu Common Rail с рециркуляцией охлаждаемых выхлопных газов, использованные для всех моделей в этом диапазоне масс. Работу двигателя и гидросистемы нового поколения HIOS III регулирует бортовой компьютер. В результате крутящий момент, генерируемый механизмом поворота платформы, увеличен на 10%, тяговое усилие гусеничной тележки – на 15%. Производитель усилил гусеничную тележку и рабочее оборудование, освежил дизайн. Экскаваторы получили новую унифицированную кабину Cres II, оборудованную в соответствии с современной «экскаваторной» модой. В элегантный пульт управления вмонтирован многофункциональный широкоэкранный LCD-монитор, по умолчанию отображающий текущие стандартные параметры, а с помощью меню можно контролировать межсервисные интервалы, расход топлива, диагностировать неисправности и др. При установке видеокамеры заднего вида на дисплей передается с нее изображение.
У Hitachi две модели с уменьшенным радиусом поворота платформы в одном классе 22...24 т. У ZX225USR-3 радиус поворота платформы 1990 мм, рабочего оборудования – 3180 мм. Модель ZX225US-3 компактнее, у нее радиус поворота платформы 1680 мм, рабочего оборудования – 2370 мм.
New Holland выпускает гусеничные экскаваторы в альянсе с японской компанией Kobelco, одним из лучших разработчиков и производителей экскаваторов в мире. Линейка New Holland насчитывает 12 моделей серии В массой от 15 до 50 т, за исключением E145 и Е485 , которые принадлежат еще к предыдущему поколению. Три «младшие» модели E135B SR (масса 16,6 т), E145 (15,2 т) и E150 Blade Runner (16,2 т с бульдозерным отвалом), а также две средние E225B SR (23,4 т) и E235B SR (26,4 т) выполнены с сокращенным радиусом поворота платформы и рабочего оборудования. Особенность экскаваторов New Holland за исключением «младших» моделей и E485 – наличие режима Continuous Power Boost (непрерывное усиление мощности). Бортовая программа настроена так, что двигатель может работать на полной мощности без ограничения времени. Силовые установки самые разнообразные. E135B SR оснащен двигателем Mitsubishi, E150 Blade Runner и Е485 – двигателями Isuzu, E225B SR и E235B SR – двигателями HINO, остальные модели – 4- и 6-цилиндровыми дизелями CNH. Из рабочего оборудования на выбор моноблочная или двухзвенная стрела, рукояти разной длины, для ряда моделей – бульдозерный отвал.
JCB разрабатывает экскаваторы в альянсе с другим японским лидером экскаваторостроения – Sumitomo. JCB создала обширную линейку – 16 моделей от 14 до 47 т и продолжает пополнять ее. Ряд моделей – JZ140 (масса 14...15,9 т), JZ235 (23,2...23,7 т) и JZ255 (24,4...24,8 т) с уменьшенным радиусом поворота платформы, при этом у «младшей» модели JZ140 полноразмерная кабина. Компания использует двигатели Isuzu, полагая, что это лучшее решение для экскаваторов. Гидропривод также построен на японских агрегатах. Фирменная микропроцессорная система AMS согласует работу двигателя и гидравлики. Кабины, которые, кстати, изготавливает для JCB специализированная фирма, остаются одними из лучших в отрасли по комфорту, а их броский интерьер стал визитной карточкой компании.
Экскаваторы комплектуют моноблочной или двухзвенной стрелой, рукоятью на выбор из нескольких вариантов. Компания предлагает обширный список навесных орудий – ковшей, гидромолотов, грейферов, механизмов для разрушения и др.
У Hyundai СЕ две линейки экскаваторов – серия 7А и серия 7 для стран с жесткими экологическими требованиями и не очень жесткими. В диапазоне от 11 до 50 т в серии 7 насчитывается 12 базовых моделей плюс модификации и специсполнения, в серии 7А базовых моделей 10, в ней не достает 17- и 30-тонной моделей. Основное отличие серий в силовой установке: для серии 7 это двигатели Stage 2, для серии 7А – Stage 3A, при этом на экскаваторы массой до 20 т ставят двигатели Mitsubishi, свыше 20 т – Cummins. На выбор покупателя – моноблочная или двухзвенная стрела, рукояти, башмаки разной ширины.
У Doosan Infracore аналогичная ситуация с двумя сериями – Solar и DX, хотя для нас актуальной становится DX. Экскаваторы Solar хорошо себя зарекомендовали, и даже как-то жалко с ними расставаться.
Линейка DX включает 10 базовых моделей от DX140LC (масса 14 т) до DX520LC (50,7 т). Машины нового поколения, включая «старшую» модель DX520LC, оснащены двигателями собственной разработки и производства с аккумуляторной системой впрыска, 4 клапанами на цилиндр, улучшенной по характеристикам и упрощенной в обслуживании системой охлаждения с возможностью реверса вентилятора. Двигатель агрегатирован с регулируемым тандемным насосом. Блок управления каждым насосом, входящим в тандем, связан и управляется микропроцессорной системой e-Epos, которая в свою очередь связана с блоком управления двигателем шиной CAN, что позволяет тонко настроить систему двигатель–гидравлика, оптимально используя мощность двигателя и гидросистемы. Основные несущие конструкции экскаваторов – рамы гусеничной тележки и поворотной платформы, стрела и рукоять спроектированы с применением средств расчета по методу конечных элементов и предполагают увеличенный вдвое ресурс.
В основное рабочее оборудование входит моноблочная стрела. Для средних экскаваторов предлагают также двухзвенную стрелу. На выбор два-три варианта рукоятей и несколько ковшей, а также разных по ширине башмаков.

Таким образом, на российском рынке представлены все ведущие производители экскаваторов мира. Не забывает о нем и отечественное машиностроение, хотя предложения фрагментарны. В любом типоразмере присутствуют несколько поставщиков, что создает жесткие конкурентные условия. Выбор широкий, на любой вкус и карман. И главным фактором при выборе становятся не характеристики, дизайн и комплектация, а доступность и качество сервиса, оперативность поставок запчастей и даже такие элементарные вещи, как вежливость при телефонном разговоре.

 

компании по теме статьи
компании по теме статьи