Как правильно смонтировать гидромолот на экскаватор
Подвеска (адаптер) гидромолота

Ю. Дмитревич, канд. техн. наук, ведущий специалист ООО «Компания «Традиция-К»

После выбора модели гидромолота необходимо определить геометрические размеры узла, который обеспечивает присоединение молота к рабочему оборудованию базовой машины. Этот узел называется адаптером, монтажной плитой или просто подвеской. На площадке адаптера приваривают проушины с втулками, посадочные размеры которых должны соответствовать размерам ковша экскаватора. В этом случае для соединения адаптера гидромолота с экскаватором используют штатные пальцы и другие элементы крепления. Таким образом, для каждой модели гидромолота и конкретной модели экскаватора геометрические размеры адаптера выбираются индивидуально.

Некоторые поставщики гидромолотов, не имеющие, по-видимому, необходимых производственных мощностей, снабжают поставляемые молоты неким адаптером, изготовленным из универсальной заготовки, в проушины которого вставляют дополнительные втулки, чтобы согласовать с размером отверстия в рукояти экскаватора, а также дистанционные втулки между проушинами для согласования с шириной рукояти и тяги.

Попробуем разобраться, к каким последствиям может привести применение такой подвески. Внешний вид такой конструкции оставляет желать лучшего. Становится громоздкой конструкция и появляется масса «ненужных» элементов. Да и сам процесс монтажа гидромолота на экскаватор с многочисленными втулками гораздо сложнее, длительнее и не безопаснее. Как правило, в таких случаях длина пальцев для соединения с экскаватором отличается от длины штатных пальцев, да и сами пальцы обычно изготовлены кустарно из несоответствующей стали и без термообработки. Пока гидромолот эксплуатируется на экскаваторе, «родные» (экскаваторные) пальцы могут потеряться. Удлиненные пальцы во время работы молота нагружаются большим изгибающим моментом, что может привести к поломке деталей. При использовании такой подвески почти всегда изменяется кинематическая схема, рекомендуемая производителями экскаваторов, так как для разных экскаваторов требуется разное межосевое (межпальцевое) расстояние. При этом:

  • уменьшается рабочая зона гидромолота и, как следствие, снижается производительность из-за увеличения времени на перемещение экскаватора;
  • из-за использования такой подвески почти всегда получается неправильное транспортное положение гидромолота (неполный подворот), а это увеличивает вероятность аварии на стройке или ДТП при транспортировке;
  • при использовании так называемой универсальной подвески возможна поломка (изгиб штока) гидроцилиндра поворота ковша;
  • при подвороте гидромолота, рабочий инструмент может ударить и повредить металлоконструкцию рабочего оборудования экскаватора (были случаи, когда пикой гидромолота насквозь пробивали стенку стрелы экскаватора);
  • при меньшем межосевом расстоянии прямо пропорционально возрастает усилие, необходимое гидроцилиндру ковша для поворота гидромолота. Это приводит к повышенному выходу из строя пальцев, втулок и гидроцилиндра рукояти.

Обычно добросовестные продавцы гидромолотов не используют метод адаптации подвески из универсальной заготовки, но в погоне за прибылью и клиентами некоторые фирмы вводят покупателей в заблуждение, либо не упоминая о подвеске конкретно («есть в наличии, быстро поставим»), либо утверждая, что использование такой подвески ничем не хуже, чем оригинальной, изготовленной под заказ.

Для продавца гидромолотов использование универсальной подвески весьма привлекательно: не надо держать на складе запас подвесок для разных моделей экскаваторов, не нужны высокотехнологичный парк оборудования, квалифицированный штат сотрудников, производственные площади. Для непритязательного российского потребителя и так сойдет. Это философия временщиков 1990-х. И где они сейчас?

Создание подвески гидромолота как готового продукта Компании «Традиция-К», включает в себя целый ряд технологических операций: это разработка технической документации, резка деталей с использованием газорежущей установки, сверление, сварка на полуавтоматах, расточка отверстий под втулки. Изготовленные изделия попадают в «руки» отдела технического контроля. Проверка подвески работниками ОТК является обязательным условием и служит залогом качества предлагаемого заказчику товара. Вся перечисленная выше производственная цепочка отлажена и согласована. В этом и кроется уверенность в том, что необходимое заказчику изделие будет произведено качественно и в самые короткие сроки.

Итак, подведем итоги. Даю вам как покупателю совет: приобретая гидромолот, удостоверьтесь у продавца, что подвеска (адаптер) гидромолота изготовлена именно для вашего экскаватора, а не адаптирована из так называемой универсальной заготовки. Это требование может увеличить срок поставки, если продавец не обладает собственными производственными мощностями, однако сэкономит вам нервы и деньги.

компании по теме статьи
компании по теме статьи