2
Что такое дизтопливо и как с ним... бороться?
Характеристики дизельного топлива
Не страшна нам зима!
Советы опытного автомобилиста по запуску двигателя в мороз
 1
Тяжелый металл (ч. 1)
Обзор рынка бульдозеров
Что проверять?
Два взгляда на обследование конструкции стрелового крана
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 4)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 2)
Воздухоочистители
 1
Ведущие мосты грузовиков
 1
Мониторинг российских производителей тракторов для села в 2010 г.
О выборе гидромолота
Как очистить солярку от воды
Фильтры-сепараторы Fleetguard из материала StrataPore
Выбираем лизинговую компанию
Как правильно выбрать лизинговую компанию и получить оптимальный эффект от финансовой аренды
Антифриз (ч.2)
Техническое обслуживание систем охлаждения тяжелой техники

Зарубежные гусеничные бульдозеры

Типоразмерные ряды, состояние и тенденции развития

В. Ковригин, ведущий научный сотрудник ЗАО «ВНИИСтройдормаш»















В настоящее время на отечественном рынке бульдозеров представлен ряд зарубежных фирм, от всемирно известных до мало знакомых российскому потребителю. Ведущие позиции на отечественном рынке бульдозеров продолжают занимать четыре ведущие компании, определяющие технический уровень и политику в этой области машиностроения: это Caterpillar, Komatsu, Dressta и Liebherr.

Из этой четверки выделяются Caterpillar и Komatsu, у которых доля производства землеройного, строительного и горного оборудования в общем стоимостном объеме производимой продукции составляет соответственно 59 и 70%. Доля экспорта данных видов техники у этих фирм составляет 54…55%. Типоразмерный ряд гусеничных бульдозеров, выпускаемых компанией Caterpillar, включает 9 классов.
На машинах первых трех классов сохранена традиционная ходовая система с овальным контуром гусеничного обвода. Последующие классы имеют ходовую систему с треугольным гусеничным обводом.
Имеющийся разрыв между базовыми моделями D5GXL и D6RXL серии III фирма заполнила модификациями D6KXL (93 кВт) и D6NXL (112 кВт) также с треугольной ходовой системой. Необходимо отметить, что фирма сохранила в производстве классические модели D6G серий II и III (119 и 138 кВт) и D7G серии II (150 кВт), пользующиеся спросом на мировом рынке.
Распределение выпускаемой землеройной, строительно-дорожной и горной техники по отраслям-потребителям характеризуется следующими данными:
• крупные строительные объекты с большими объемами работ – 31%;
• гражданское строительство – 30%;
• горнорудная промышленность, включая открытые горные работы – 20%;
• другие отрасли – 19%.
Caterpillar оценивает и рекомендует ориентироваться на амортизационные сроки эксплуатации своих бульдозеров в зависимости от условий эксплуатации.
Фирма отмечает, что рекомендуемые сроки эксплуатации никак не связаны с какими-либо налоговыми факторами, а представляют собой как бы график списания, базирующийся исключительно на количестве лет или часов, в течение которых владелец надеется с прибылью эксплуатировать конкретную машину.
Komatsu аналогично Caterpillar установила рекомендуемые сроки эксплуатации своих бульдозеров, которые в принципе имеют ту же градацию по характеристикам условий эксплуатации.
Завод Huta Stalowa Woła был основан в 1937 г. для выпуска военной техники. В послевоенные годы по мере снижения напряженности в мире компания постепенно поменяла профиль на производство строительных и горных машин. Она стала одной из первых центральноевропейских промышленных компаний, которые решились на сотрудничество с хорошо известными западноевропейскими компаниями, такими как Jones Cranes Ltd. – 1969 г., Stetter GmbH – 1970 г., Coles Cranes, Ltd. – 1971 г. и компаниями из США Clark Equipment Co. – 1972 г., International Harvester Co. (IHC) – 1972 г. В начале 1980-х годов партнером HSW вместо IHC стала Dresser Industries, а затем и Komatsu America International Company. В 2005 г. истек срок партнерского соглашения между Dressta/HSW и Komatsu America International Company.
Фирма Liebherr является одной из ведущих компаний по производству строительной, дорожной и землеройной техники. Наряду с производством строительных кранов, карьерных экскаваторов и самосвалов фирма в конце 1970-х приступила к производству гусеничных тракторных бульдозеров. Разработанный фирмой совместно с фирмой Linde гидростатический привод (трансмиссия) лег в основу трансмиссий многих машин, в том числе гусеничных бульдозеров. В этом плане компания Liebherr стала первой, кто применил гидростатические трансмиссии на землеройных тягово-энергетических средствах.

Как видим, наиболее полную гамму гусеничных бульдозеров имеет Komatsu. Другие фирмы-производители бульдозерно-рыхлительных агрегатов, такие как Mitsubishi, New Holland, Shantui, не имеют достаточно развернутых типоразмерных рядов бульдозеров, ограничиваясь выпуском машин не более четырех классов в легкой и средней категориях.
Производство бульдозерных агрегатов в странах ближнего зарубежья не получило широкого развития. В основном такое оборудование выпускает на Украине Харьковский тракторный завод, который по заказу освоил производство бульдозеров на базе гусеничных тракторов ХТЗ-150Д-03 и -05-09 (160 и 175 л.с.) массой 8,8 т. На киевском ЗАО «АТЕК» был создан бульдозер АТЕК-351 мощностью 235 л.с., с гидростатической трансмиссией на базе гидромоторов Mannesmann Rexroth.
В Белоруссии Минский тракторный завод разработал конструкцию гусеничного промышленного трактора МТЗ-1502 с двигателем Д260.4 мощностью 212 л.с., синхронизированной трансмиссией, обеспечивающей 12 передач переднего и 6 передач заднего хода, с гусеницей, оснащенной резинометаллическими шарнирами. Масса трактора – около 12,3 т. Трактор оснащается прямым бульдозерным отвалом.
Рассматривая технический уровень гусеничных бульдозеров ведущих производителей, надо отметить достаточную полноту выпускаемых ими типоразмерных рядов. Анализ структур этих рядов бульдозеров, рассмотренных как геометрические прогрессии и оцениваемых по двум параметрам – мощность и эксплуатационная масса, позволил установить некоторые зависимости между ростом мощности и массы при переходе от одного класса машин к другому.
Достаточно затруднительным шагом в такой оценке могут стать вопросы, связанные с равноценной комплектацией бульдозеров одним и тем же видом бульдозерных отвалов, а также определение эксплуатационной массы машин, так как практически все производители не указывают, для какой рабочей комплектации приводятся весовые параметры. В этой связи при проведении оценки были сделаны следующие допущения:
• агрегатирование базовых моделей с тем или иным видом бульдозерного и рыхлительного оборудования принималось по данным фирмы;
• эксплуатационная масса приведена по фирменным данным без детального указания комплектности базовых тракторов.
Оценка уровня пропорциональности между ростом мощности и массы машин проводилась для трех категорий: легкая (массой до 20 т), средняя (20…40 т) и тяжелая (свыше 40 т).
В среднем удельная материалоемкость бульдозеров в зависимости от вида бульдозерных отвалов колеблется в пределах 120…150 кг/кВт, а энергонасыщенность – от 6,6 до 8,3 кВт/т.
Следует отметить, что для бульдозеров тяжелой категории характерно повышенное значение удельной материалоемкости и пониженное значение энергонасыщенности.
Обработка первичных данных импорта бульдозеров позволила установить следующее. За период 2000–2005 гг. объем импорта бульдозеров распределился таким образом: 53% приходилось на новые машины и 47% на машины вторичного рынка. Доля ежегодного объема импорта по сравнению с объемом ежегодного производства колебалась в значительных пределах – от 4% в 2000 г. до 25% в 2005 г. При этом необходимо отметить, что снижение объемов производства отечественных бульдозеров приводило к росту объемов их импорта.
Анализ распределения суммарного объема импорта между основными фирмами за этот период показал, что первое место среди импортеров занимает Komatsu с долей около 53%, на втором месте находится Caterpillar с долей около 27%, третье и четвертое места занимают Dressta и Liebherr, каждая с долей около 6%, на долю остальных фирм приходится около 8%.

Типоразмерный ряд гусеничных бульдозеров Caterpillar

Базовая модель Мощность, кВт Масса, т Тип отвала
D3GXL 52 8,3 Отвал «Р» 6-позиционный
D4GXL 60 8,9 То же
D5GXL 67 10,5 »
D6RXL сер. III 149 20,1 Прямой неповоротный отвал
D7R сер. II 179 25,1 То же
D8R (Т) 228 (231) 37,6 (38,5) »
D9R (Т) 306 49,5 (47,9) Полусферический отвал и однозубый рыхлитель
D10Т 433 66,5 То же
D11R 634 104,6 Сферический отвал и однозубый рыхлитель

Типоразмерный ряд базовых моделей бульдозеров Komatsu

Базовая модель Мощность, кВт Масса, т Тип отвала
D21A 29 3,7 Отвал «Р»
D31E-20 52 6,3 Поворотный
D37E-21 63 7,4 »
D39EX-21 71 8,5 Отвал «Р»
D65E-12 135 19,8 Полусферический
D85A-21 168 23,5 Прямой
D155A-5 225 38,7 Сферический, с трехстоечным рыхлителем
D275A-5 306 50,9 Полусферический и однозубый рыхлитель
D375A-5 391 67 То же
D475A-5 664 108,4 »
D575A 784 118,4 Сферический, с однозубым рыхлителем

Структура базовых моделей гусеничных бульдозеров Dressta

Базовая модель Мощность, кВт Масса, т Тип отвала
TD-7M 55 7,3 Отвал «6-way»
TD-8M 63 7,9 То же
TD-9M 69 8,7 »
T-10M 76 8,8 »
TD-15M Extra 142 20,6 Полусферический
TD-20M Extra 179 27,3 Полусферический, трехстоечный рыхлитель
TD-25M Extra 246 41,5 Полусферический, одностоечный рыхлитель
TD-40E Extra 384 67,7 То же

Структура базовых моделей гусеничных бульдозеров Liebherr, оснащенных гидростатической трансмиссией

Базовая модель Мощность, кВт Масса, т Тип отвала
PR712B 77 12,05 Отвал «Р»
PR724 118 16,7 То же
PR734 147 20,5 Полусферический
PR744 184 27,9 Полусферический, трехстоечный рыхлитель
PR754 250 38,6 Полусферический, одностоечный рыхлитель
PR764 310 49 То же

Сравнительная структура типоразмерных рядов гусеничных бульдозеров

  Komatsu Caterpillar Dressta Liebherr
Характеристика структуры типоразмерного ряда        
Число базовых моделей в типоразмерном ряду всего 11 9 8 6
В том числе:        
легкой категории 4 3 4 2
средней категории 3 3 2 3
тяжелой категории 4 3 2 1
Диапазон мощности, кВт 29…784 52…634 55…384 77…310
То же легкой категории, кВт 29…71 52…67 55…76 77…118
То же средней категории, кВт 135…225 149…231 142…179 147…250
То же тяжелой категории, кВт 306…784 306…634 246…384 310
Диапазон массы бульдозеров легкой категории, т 3,7…8,5 8,3…10,5 7,3…8,8 12,05…16,7
То же средней категории, т 19,8…38,7 20,1…38,5 20,6…27,3 20,5…38,6
То же тяжелой категории, т 50,9…118,4 47,9…104,6 41,5…67,7 49

Оценка уровня пропорциональности между ростом мощности и массы машин

Наименование Caterpillar Komatsu Dressta Liebherr
Среднее значение коэффициента роста для всего ряда по мощности 1,4 1,41 1,33 1,32
То же по массе 1,39 1,45 1,38 1,3
Среднее значение коэффициента роста для легкой категории по мощности 1,14 1,37 1,24 1,53
То же по массе 1,13 1,34 1,3 1,41
Среднее значение коэффициента роста для средней категории по мощности 1,24 1,29 1,3 1,31
То же по массе 1,39 1,42 1,34 1,31
Среднее значение коэффициента роста для тяжелой категории по мощности 1,43 1,38 1,63 1,24
То же по массе 1,45 1,34 1,69 1,28
Среднее значение коэффициента роста при переходе от легкой категории к средней по мощности 2,22 1,9 1,34 1,24
То же по массе 1,91 2,23 1,37 1,24
Среднее значение коэффициента роста при переходе от средней категории к тяжелой по массе 1,32 1,36 1,63 1,24



ТЕХНИКА (обзоры) РЫНОК (статистика, анализ) СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО Бульдозер
В. Ковригин, ведущий научный сотрудник ЗАО «ВНИИСтройдормаш» Основные Средства 08'2008 23 марта 2009

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru