Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 2)
 3
На летнем топливе – зимой
Способы борьбы с замерзанием топлива
Не улучшишь – не поедешь
Как улучшить дизтопливо, или Советы перфекционисту
«Автомат» или «робот»? (ч. 2)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков
К летнему сезону
Обзор новинок асфальтоукладчиков
 1
Коробки передач компании EATON
Китайские внедорожные самосвалы (ч.2)
Дракон готовится к прыжку...
 1
Снижение токсичности отработавших газов современных дизелей
Эксплуатируем импортный кран
Вопросы эксплуатации кранов на спецшасси
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 2)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Гусеничные краны-трубоукладчики
Обзор российского рынка

Зарубежный опыт сбора и вывоза ТБО (ч.1)

И. Варывдин
Как ни удивительно, за рубежом производится намного больше отходов, чем в России. Где-то населения больше, особенно относительно занимаемой страной территории, где-то уровень жизни выше, больше покупок, больше и отходов. И многие разработанные за границей способы сбора и вывоза отходов до нас по разным причинам пока не дошли или так слабо применяются, что практически незаметны. Познакомимся с некоторыми из них.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гиганты и карлики

Нет, не знаем мы, что такое теснота на самом деле, никакая московская пробка не сравнится с теми условиями, в которых приходится работать лондонским, мадридским и прочим «итальянским» коммунальщикам. У нас-то, что людей смешить, нагнал в узкие дворы бесправных гастарбайтеров с мешками да метлами, и никакого расхода топлива, и воздух чистый (условно). В Европе «несчастные» люди живут, работодатели обязаны предоставлять рабочим достойные условия труда, обычные обыватели (в отличие от наших), если увидят «грязнулю», волокущего мешок с отходами, сразу донесут, а там сразу разберутся. Вот и приходится «изобретать велосипед», конструировать мусоровозы микроразмеров. Случалось ли вам видеть настоящий мусоровоз с прессованием и механизированной погрузкой с габаритами меньше легкового автомобиля, например, на шасси Isuzu Elf? У нас даже 5-кубовые мусоровозы на шасси Isuzu NQR бесполезными игрушками считают. Что уж говорить о еще меньших машинах, но уже без прессования и кантователей для баков, совсем им в Европе тачки катать расхотелось? Повсюду снуют мотороллеры типа нашего «Муравья», только с цивильной кабиной, кубовой клеткой кузовом и грузоподъемностью 700 кг! Стоит чуть больше 200 «тыщ» на наши деньги. Поезжай и собирай п/э пакеты с мусором у жилых ворот или по обочинам, потом на базе «сливай» это все в большую пресс-камеру и на полигон. У нас для тех же целей умудряются «КамАЗ»-самосвал использовать, который солярки от мешка до мешка съест столько же, сколько английский «Муравей» за полный круг. Но кузов-клетка – это решение не только для «малышей». Известно, что обрезь ветвей городских деревьев и кустарников вывозить дорого, не загрузишь их толком, не спрессуешь. Один способ – применять установки-«крашеры», превращающие ветки в опил. Другой вариант – выбрать такой кузов, который, полностью груженный рыхлыми ветками, составит максимальный вес, на который рассчитано шасси. Например, кузов-клетка на шасси Isuzu NQR. Кроме веток подойдет для пластика, другого легкого мусора, который нетрудно грузить вручную. Ну, о том, что в Европе те же ветки после сбора или сожгут в печи, или пустят на пеллеты, чтобы у нас меньше нефти и газа покупать, и напоминать не стоит.

Над мифом, что маленький мусоровоз может быть только с задней загрузкой, смеются западные коммунальщики. Да и опять же, что это за шасси, «Газели» нашей меньше! Кантователи для баков кажутся непропорционально большими на таких машинках! В чем их смысл? Во-первых, хватать контейнеры сбоку безопасней, чем катать их назад, к проезжей части. А с профсоюзом (не с нашим, конечно) не поспоришь. Второе – опять экономия места, «сайдлоудер» подбирает баки прямо с тротуара, не нужны специальные площадки.

Демократия – главный враг прибыльного бизнеса, это очевидно. Вот у нас: выбрал место недалеко от дороги поудобней – готов полигон! Местные жители из ближайших деревень даже пикнуть не посмеют, они еще прибегут на поле металл искать, а порядочные граждане, ясно, в центре живут. Да и те по большому счету все обочины дорог так закидали «бычками», стаканчиками – тот же полигон. А в Европе что? В каждой деревне уважаемые жители права свои знают, мусор столичный вдыхать не хотят, а места там мало, все хорошие земли под полигоны русские еще при Иване Грозном себе захватили. Что делать, приходится и за тридевять земель на полигоны возить, и переработкой ТБО заниматься, а переработка – значит, вези еще дальше, каждый завод под свой вид сырья. Городская теснота да плечи дальние привели к появлению уже известных у нас, но все еще непривычных «перегружаемых» мусоровозов. В России их предлагают такие компании, как «Коминвест-АКМТ» (итальянские мусоровозы Farid), «РГ-Групп» (немецкие мусоровозы Zoeller). У всех у них существует два основных типа мини-мусоровозов. Кузов самосвального типа для шасси полной массой 7–8 т и мусоровоз с задней загрузкой с характерной, загнутой кверху формой пресс-камеры для шасси полной массой до 12 т. Оба типа собирают мусор в тесных городских «джунглях», а потом выгружаются в большой, или, иначе говоря, «полноразмерный», мусоровоз с задней загрузкой. И вот тут приходит очередь гигантов. Чтобы уменьшить расходы на топливо при вывозе мусора на дальние расстояния, используют машины не о трех, а о четырех осях, а то и вовсе огромные мусоровозы с задней загрузкой на шасси полуприцепа. Когда же дело доходит до вывоза щепы, строят дороги от мест сбора опилок до завода без пересечений с проводами и эстакадами. И пускают по тем дорогам сцепки из контейнеров невиданной высоты или мусоровозы со специальными кузовами выше лондонских двухэтажных автобусов.

Айсберги подземелья

То, что у нас частенько называют «подземными контейнерами», всего-навсего «заглубленный полипропиленовый чулок». Настоящий подземный бункер для отходов – это когда на улице лишь небольшая урна с крышкой, часто и с замком, или с отверстием бутылки, газеты при селективном сборе. Сам контейнер, как и основная часть подводного айсберга, находится под землей, выдавая свое наличие отличающейся от дорожного покрытия металлической крышкой. Вот уж где настоящая экономия места и абсолютная чистота, а устанавливать их можно хоть на автобусных остановках! Контейнер снабжается датчиком наполнения и при условии культурного обращения позволяет полностью исключить полупустые рейсы, демонстрируя логистические схемы высшего уровня.

Всего существует три основных варианта подземных контейнеров. Один из них – пресс-компактор, перевозится автомобилем с крюком типа «мультилифт», наиболее трудоемкий при постройке, но и наиболее вместительный. Требует постоянного источника питания и потому подходит не для всех мест. Идеален для гипермаркетов, где образуется много картонных отходов от упаковки, а на больших открытых территориях наземные контейнеры портят эстетический вид.

Второй способ – мусоровоз с задней загрузкой и КМУ, контейнер металлический, с открываемой нижней частью. Оператор с помощью дистанционного пульта поднимает урну-контейнер, открывает нижнюю крышку, содержимое попадает в приемную камеру, размеры которой увеличены за счет воронкообразного кожуха. Если собираются отходы, которые не надо прессовать, например стеклобутылка, вместо мусоровоза с КМУ приходит машина с КМУ и открытым кузовом-контейнером, обычно с системой «мультилифт».

В третьем же варианте применяется мусоровоз с боковой загрузкой, но не знакомый нам отечественный, а тот, что загружает большие контейнеры, до 5 м3, например Farid модели FMO. Оператор работает не покидая кабины, контролируя все операции с помощью семи видеокамер и двух мониторов. Подъехав к месту, 24-вольтный разъем автомобиля соединяется с портом контейнера, чтобы откинуть крышку с урной. По бокам крышки из мусоровоза выдвигаются барьерные ограждения для обеспечения безопасности. После этого манипулятор цепляет сам бак, поднимает его и высыпает содержимое в приемную камеру. Быстро, чисто, безопасно и выгодно. Понятно, что такое чудо техники не для каждой нашей деревни пригодится, ну хотя бы в Москве, в Питере, в Сочи, наконец, показать иностранцам, что не лыком шиты, а?

Крутой подъем для крупного мусора

О сменных кузовах для системы «мультилифт» и об их применении для вывоза различных отходов, чаще строительных, мы наслышаны. Крюковый «мультилифт» все чаще применяют на наших большегрузах, но, говоря о заграничном опыте, стоит в очередной раз вспомнить о том, как относятся там к своим дорогам, – 30-тонные контейнеры на трехосниках не возят. А ведь нашим перевозчикам ни европейский с двумя управляемыми осями, ни американский с одной ленивой осью 4-осники не нужны. А зачем, когда давление в шинах можно подкачать, а дорожных весов тут никогда не было!

Пользуясь возможностью, еще раз надо похвалить европейцев за неприязнь к тяжелому неквалифицированному ручному труду. Посмотрите на контейнер для системы «мультилифт», на который смонтирован еще и подъемник с гребенкой для небольших пластиковых евроконтейнеров. Можно собирать отсортированный культурными европейцами мусор, который не обязательно прессовать, или можно страховаться на случай простоя основного мусоровоза. А так посмотришь, в аккурат та же высота, что у нашего «КамАЗа» с наращенными бортами. Один наверху, другой внизу, баскетбол унитазами…

В Соединенных Штатах, где даже после ипотечного кризиса большинство граждан не переселилось в типовые многоэтажки, а по-прежнему живет в «частном секторе», для вывоза крупногабаритного мусора, который обычно образуется в любом крепком хозяйстве, есть интересный способ. Жители покупают большую полипропиленовую сумку, примерно 4–5 м3, под названием Bagster. Когда она заполнится, приезжает грузовик с КМУ и контейнером на тросовом «мультилифте» (в Штатах их предпочитают крюковым), грузит сумку целиком и уезжает. Реклама такого способа звучит буквально: «Купил, Заполнил, Исчезло!» Вот бы нам сюда их сумки, их дома и их кризисы... Ну хотя бы сумки…

ТЕХНОЛОГИИ КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Мусоровоз
И. Варывдин Основные Средства 12'2012 13 декабря 2012

Комментарии (0)

Компании
ООО «ПАЛФИНГЕР КРАН РУС» (812) 303-82-64, (812) 303-82-64 www.palfinger.com
ООО «Грузавтомаркет» (495) 221-59-43, (499) 400-32-66 www.kromann.ru