Полигоны ТКО сегодня и завтра

Человек далеко зашел в преобразовании природы, создавая антропогенный ландшафт, а в одном некогда цветущем регионе уже завершил преобразование и живет теперь посреди свалки. Справедливости ради стоит отметить, что проблемы с вывозом твердых коммунальных отходов (ТКО) периодически возникают и в других регионах: Московской, Кировской, Архангельской, Магаданской областях и др., главным образом по организационным причинам – из-за смены оператора.

По данным публичной правовой государственной компании «Российский экологический оператор» (ППГК РЭО), на российской территории образуется порядка 65 млн т ТКО, то есть по 450 кг на человека. Самый большой объем ТКО генерируют Москва и область, за ними следуют Краснодарский край, Самарская область, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Иркутская область и Республика Дагестан. Надо полагать, что это самые зажиточные регионы или в остальных частях страны мусор считают по-другому. Наиболее проблемным регионом с точки зрения утилизации была и остается Московская область, к собственным отходам которой добавляются столичные, и общий объем ТКО Московского региона превышает 4 млн т ежегодно. О проблемах с московским мусором не понаслышке знают жители довольно отдаленных от столицы регионов.

Терминология согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «Об отходах производства и потребления»:

обработка отходов – предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

утилизация отходов – использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки.

Переработать нельзя хоронить

Из всего объема ТКО в обработку идет не более 10%, остальное, плюс хвосты, после переработки едет на полигоны ТКО и свалки, которые уже занимают 4 млн га, что сопоставимо с территорией среднеевропейской державы, и ежегодно прирастают на 10%. Проблема достигла уровня экологической катастрофы не только в отдельно взятых регионах, но и в Российской Федерации в целом и требует решений, которые бы не просто сократили, а полностью ликвидировали потребность в полигонах.

На решение проблем с ТКО и возвращение вторичных материальных ресурсов (ВМР) в хозяйственный оборот направлен стартовавший в 2019 г. Федеральный проект «Комплексная система обращения с ТКО» Национального проекта «Экология» со следующими целевыми показателями, которых надлежит достигнуть к концу 2024 г.:

  • увеличение доли ТКО, направленных на обработку, в общем объеме образованных ТКО до 60%;
  • увеличение доли ТКО, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных ТКО до 36%;
  • снижение доли импорта оборудования для обработки и утилизации ТКО до 22%.
Для приготовления компоста из «отсева» после сортировки требуется ворошительная и просеивательная машина

Всего на реализацию проекта запланировано 296 млрд  руб., в том числе 182 млрд  руб. из внебюджетных средств, то есть 61%. По заключению Счетной палаты РФ, по нацпроекту «Экология» отсутствует механизм привлечения внебюджетных средств. Сфера обращения с отходами представляет собой достаточно рискованную зону для инвестиций при отсутствии инструментов управления рисками либо требующих дополнительных затрат, не покрываемых тарифом. Плюс неурегулированные риски, такие как протестное движение, снижают инвестиционную привлекательность отрасли, которая к тому же отличается низкой рентабельностью (IRR – внутренняя норма доходности – 6–8%). К этому стоит добавить снижение собираемости платежей с населения, отказы банков региональным операторам в заемных средствах ввиду некредитоспособности последних. Таким образом, Федеральный проект «Комплексная система обращения с ТКО» будет выполняться за счет федерального бюджета и запланированная сумма еще и увеличится вдвое.

Как показывает опыт регионов, в которых налажено извлечение и возврат ВМТ в хозяйственный оборот, есть некоторые проблемы. Для обработки необходимо организовать раздельный сбор коммунальных отходов жителями, для чего инвестировать в отдельные контейнеры и такие же отдельные мусоровозы либо в мусоровозы с кузовами, разделенными на отсеки для разных видов отходов: пластика, стекла и для всего остального. Это самая благодатная для телевизионной картинки часть технологической цепочки, на другом конце которой должны быть готовые изделия из вторсырья, номенклатура которых невелика, качество условное, потребность у населения и бизнеса в них невысокая, соответственно срок окупаемости мощностей по переработке стремится к бесконечности.

Крюковые погрузчики KROMANN не боятся работы по полигоне

Европа не указ

В решении проблем в сфере обращения ТКО сложно опираться на мировой опыт. В результате торговой войны между США и КНР выяснилось, что чистота и высокие показатели переработки обеспечены тем, что десятилетиями индустриальные страны экспортировали свои отходы в Китай, который с 1992 г. принял почти половину мировых отходов. С января 2018 г. Китай не принимает 24 категорий ТКО, включая некоторые виды пластика, бумаги и текстиля. Свое решение покончить с импортом чужого мусора руководство Китая обосновало проблемами, связанными с окружающей средой и здоровьем.

В ответ на этот демарш в США вновь открыли прием ТКО на полигоны, в некоторых штатах сняли ограничения на прием перерабатываемых ТКО на полигоны, вокруг предприятий по переработке растут запасы вторсырья. Вскрылась также упомянутая выше проблема низкого качества вторсырья. При этом население с прежней педантичностью продолжает разделять бытовой мусор по фракциям, которые затем вывозят на полигон.

Некоторые развитые страны переориентировались на других импортеров отходов – Малайзию, Таиланд, Вьетнам. Так, экспорт британских отходов в Малайзию утроился, так как собственная перерабатывающая промышленность физически не в состоянии с ними справиться. Таким образом, чистый фасад индустриальных стран оказался обманкой, а экспорт ТКО в страны Юго-Восточной Азии своеобразной формой колониализма.

Бюджетный автопоезд KROMANN в составе мультилифта МАЗ-631226 с двигателем Weichai и 3-осного прицепа перевезет на полигон 65 м[sup]3[/sup] отходов в двух контейнерах

Выход есть! Есть выход!

Государственная Дума нашла решение, приравняв сжигание к переработке. Положительный экологический эффект от сжигания ТКО сомнителен. Если полигоны ТКО называют химической бомбой замедленного действия, то мусоросжигательный завод – бомбой действия моментального. Но видимо, это единственный радикальный способ справиться с океаном мусора.

За сжигание говорит и то обстоятельство, что, хотя последние десять лет генерация ТКО не растет, но растет их неперерабатываемая доля – органика и контактировавшие с ними твердые отходы. Сжигание также поможет при ликвидации стихийных свалок и наведении порядка в стране.

Четыре завода по термической переработке отходов в энергию общей мощностью 2,8 млн т ТКО в год с получением 280 МВт электрической мощности строят в Московской области. Завод мощностью по переработке 550 тыс. т в год с получением 55 МВт электрической мощности строят в Казани. Этот проект реализует компания «РТ-Инвест». Заводы должны заработать в конце 2023 г.

Далее, еще 25 мусоросжигательных завода построят в городах с населением не менее полумиллиона человек и в крупных туристических центрах. Точных данных по этому проекту, в котором участвуют «Ростех», «Рос­атом» и ВЭБ.РФ, пока нет.

Мягкая сила

Сокращению генерации ТКО может поспособствовать, причем весомо, сокращение потребления изделий из пластика: пакетов, одноразовой посуды, бутылок, упаковки и переход на альтернативные решения из стекла и вторичной бумаги. Было бы весьма разумным возродить опыт использования в качестве упаковки вторичной бумаги, бумажных пакетов, а также стандартизацию стеклотары, ее сбор и вторичное использование. И… как тут не вспомнить сумки-авоськи. Такие реформы принесли бы даже больше пользы, чем раздельный сбор ТКО.

 

Суть проектов в том, что все отходы должны так или иначе перерабатываться, а не хорониться в бесконечных мусорных пирамидах. Тем не менее полигоны ТКО будут с нами еще долгие годы, и им должно уделять пристальное внимание региональным властям и прокуратуре для контроля тарифов, технологии захоронения отходов и последующей рекультивации полигона. И отрасль обращения с отходами всегда будет нуждаться в эффективной технике, прежде всего транспортной.

Техника KROMANN для полигонов

Группа компаний KROMANN проектирует и реализовывает готовые транспортные решения на базе мультилифтов для полигонов ТКО. Современные высокопроизводительные комплексы по переработке отходов (КПО) имеют четко выстроенный технологический процесс переработки твердых коммунальных отходов, включающий приемку, взвешивание, сортировку, отбор вторичного сырья и захоронение «хвостов», позволяющую обслуживать большие территории образования отходов.

Мультилифт МАЗ-6516, 8х4 с крюком KROMANN 26 т и контейнером 37 м[sup]3[/sup] для транспортировки ТБО на  полигон

Для снижения транспортных затрат на доставку отходов на КПО специалисты KROMANN предлагают свои готовые решения: использовать автопоезда в составе трех- и четырехосных мультилифтов и трехосных прицепов с контейнерами длиной 6 и 7 м. Один такой автопоезд способен доставить на полигон до 78 м3 ТКО массой до 45 т. В бюджетном исполнении автопоезда используется мультилифт МАЗ с трехосным прицепом. Трехосный мультилифт МАЗ-6312 полной массой 33,5 т комплектуется крюковым погрузчиком грузоподъемностью 22 т, а на четырехосном МАЗ-6516 полной массой 44,8 т используются 26- или 30-тонные крюки KROMANN. Двигатель ЯМЗ-653, изготовленный по лицензии Renault, мощностью 422 л.с. и более мощный Weichai WP12.430E50 – 430 л.с., установленные на этих машинах, хорошо зарекомендовали себя на дальних перевозках с прицепом. Заказчикам с большим бюджетом в качестве тягача предлагается мультилифт Scania 8х4 полной массой 44–50 т.

Мультлифт КАМАЗ-6522, 6х6 с крюком KROMANN L22S для тяжелой работы

Широкая линейка крюковых погрузчиков KROMANN тяжелой серии позволяет оснастить эти мультилифты крюками грузоподъемностью 22, 26 или 30 т с рабочей длиной в зависимости от колесной базы тягача и длины контейнера.

Низкорамный прицеп мультилифт полной массой 30 т имеет 11-тонные осевые агрегаты Ceylan (Турция) с EBS (ABS) на рессорной или пневматической подвеске, двускатную ошиновку с шинами размерностью 17,5 дюймов, 12-тонный опорно-поворотный круг с механизмом блокировки, тормозную систему Wabco с электронным блоком АБС, импортную оптику. Рама прицепа с интегрированными накатными площадками для контейнера представляет собой закрытую коробчатую конструкцию с внутренними усилителями из высокопрочной листовой стали S500MC. За счет этого снижена снаряженная масса прицепа и увеличена грузоподъемность. В качестве опции доступна пневматическая подвеска BPW/SAF с подъемной средней осью (позволяет снизить расход топлива автомобиля на холостом пробеге).

ТКО доставляется этими автопоездами на КПО, где имеется площадка для разгрузки прицепов. Контейнеры необходимо снять с прицепа и направить на приемную площадку сортировочной линии. Для этого на КПО имеется мультилифт для внутренних перевозок. Оптимальным решением является мультилифт КАМАЗ-6520 с крюковым погрузчиком KROMANN L22S или более мощным 26-тонным для работы с контейнерами длиной до 7 м. Как одиночный бюджетный автомобиль он эффективен для внутренних перевозок по технологическим дорогам полигона с твердым покрытием. Запас мощности крюка позволяет обеспечить все внутренние потребности.

Мультилифт КАМАЗ-43118 KROMANN для экстремальных условий эксплуатации

Важной задачей является ритмичный, без задержек вывоз контейнеров с «хвостами» после сортировки на карту полигона. Если дорога туда не имеет твердого покрытия из бетонных плит, то в период межсезонной распутицы, чтобы не остановить вывоз «хвостов», важно иметь технику высокой проходимости с полным приводом на все колеса. В основе готового решения мультилифта для таких условий используется шасси КАМАЗ-6522, 6х6 полной массой 33,1 т с двускатной ошиновкой и рисунком протектора повышенной проходимости. Перед установкой крюковой системы на этом шасси дополнительно увеличивается колесная база. Жаль, что завод «КАМАЗ» до сих пор не имеет этого шасси в нужном исполнении. Мультилифт комплектуется крюковой установкой KROMANN L22S, имеющей 10%-ный запас грузоподъемности и способной работать со сторонними 7-метровыми контейнерами объемом до 37 м3.

Основную массу «хвостов» и готового компоста в 6-метровых контейнерах вывозят на карту полноприводные мультилифты на шасси КАМАЗ-43118 с односкатной ошиновкой, оснащенные 18-тонными крюкам KROMANN ML18S. Такая машина способна работать в экстремальных условиях бездорожья, а запас подъемной мощности ее крюковой системы позволяет не беспокоиться о массе груза в контейнере.

Перспективным решением от KROMANN является использование 4-осных шасси КАМАЗ 8х8 с полным приводом на все колеса. Грузоподъемность таких шасси – от 17 до 24 т. Колесная база и длина рамы позволяют установить на него крюк с большой рабочей длиной и расширить возможности автомобиля для работы с 7-метровыми контейнерами. Альтернативный мультилифт на шасси Scania 8х8 стоит почти в два раза дороже.

Новая техника KROMANN для нового КПО в Подмосковье

Сменные контейнеры для мультилифта также входят в состав готовых решений KROMANN. Линейка контейнеров включает контейнеры объемом 15–37 м3. Модели V15, V18, V20 имеют исполнение с задними распашными воротами и подвесным бортом, используются для накопления и перевозки тяжелых отсортированных фракций (металл, стекло, кирпич/ бетон), а также используются для перевозки грунта для пересыпки карты. Контейнеры объемом 27, 30, 37 м3 с внутренней длиной 6 и 7 м используются для накопления и перевозки отсева и «хвостов».

Компания «Грузавтомаркет» предлагает готовые решения KROMANN действующим и строящимся полигонам. Фирменный «Монтажный центр КРОМАНН Сервис» в г. Бор изготавливает мультилифты высокой проходимости и сменные контейнеры. Эксплуатация таких автомобилей началась на одном из новых полигонов в Московской области.

компании из статьи
Грузавтомаркет
KROMANN - разумный выбор для вашего бизнеса
www.kromann.ru
компании из статьи
Грузавтомаркет
KROMANN - разумный выбор для вашего бизнеса
www.kromann.ru