Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 1)
Бульдозер зимой. Работать надо – нельзя сломать
Эксплуатация бульдозера при низких температурах окружающей среды (от 0 °С до –30 °С)
Седлать тягачи! (ч.2)
Седельно-сцепное устройство (ССУ)
 9
Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т
Ремонтопригодность экскаваторов
Мобильность как преимущество
Мобильные установки дробления и грохочения
 5
Выбираем манипулятор
Разбор конструкций, ва­ри­ан­тов и опций КМУ
6х6
Шарнирно-сочлененные самосвалы
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 7)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 4)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Экскаваторы на горных работах
Обзор экскаваторного парка горных предприятий
Силу «Богатыря» – в мирных целях
МЗКТ-7930 и МЗКТ-79306 полноприводные тяжеловозы «двойного назначения»

Для нужд города

В. Аляев

Автомобили для муниципальных служб на шасси «Бычка»

Никто, наверное, не будет возражать, что сложному многоотраслевому хозяйству современного города нужна самая разнообразная техника. О некоторых типах зиловских машин, предназначенных для этих целей, – эвакуаторах, мусоровозах, машинах для уборки улиц и дорог – наш журнал уже рассказывал (№5, май 1998). Однако перечень коммунальной техники, производимой АМО ЗИЛ в тесной связи с партнерами-изготовителями специального оборудования, этими автомобилями далеко не исчерпывается.

Такой автомобиль быстро доставит ремонтников к месту аварии

Основная масса коммунальных забот связана с ремонтом и техническим обслуживанием различных сооружений – сетей водо-, тепло- и энергоснабжения, зданий, канализации и всевозможных транспортных. Какие же машины нужны для решения этих задач? Прежде всего это так называемые «летучки». В этом качестве большим спросом пользуются «Бычки» со сдвоенной кабиной и кузовами– фургонами.

Основные заказчики подобных машин – Мосводоканал, Мосгаз, энергетические и другие службы. Просторная и светлая семиместная кабина позволяет принять целую бригаду ремонтников. А в фургонах городские службы по своему усмотрению располагают электрогенераторы, компрессоры, оборудуют слесарные или сварочные мастерские, устанавливают подъемно-транспортное оборудование (например, ручные лебедки), переносные и стационарные насосы, или просто перевозят наборы разнообразного инструмента и приспособлений.

Юркий самосвал требуется при ремонте жилищного фонда

Такой автомобиль быстро и удобно доставит специалистов к месту аварии. Примером «летучек» могут служить малогабаритная автомастерская АМ-02, изготовленная НПВФ «Оса», входящей в объединение «Профмаш».

Вторая группа машин требуется для выполнения ремонтно-строительных работ. Это – автомобили – самосвалы, или бортовые, оборудованные краном-манипулятором. Хорошим примером подобной техники может служить самосвал ЗИЛ-ММЗ 2502, изготовленный на базе ЗИЛ-5301 АО «Метровагонмаш» (г. Мытищи).

Автомобиль грузоподъемностью 2,5 т имеет цельнометаллический кузов и может за 15 с производить разгрузку на любую из трех сторон. Объём кузова с основными бортами составляет 2,3 м3, а с надставными – 7,21 м3. Но это – не предел. На кузове предусмотрена установка металлических дуг и тента, что позволяет «превращать» самосвал в простой грузовик для перевозки легковесных грузов, сохраняя их от непогоды.

Ураган, пронесшийся над Москвой этим летом наглядно продемонстрировал ценность машин с краном-манипулятором

Второй пример – бортовой ЗИЛ-5301ТО, который для облегчения погрузки-разгрузки может снабжаться краном-манипулятором, способным поднять до полутора тонн. Пронесшийся этим летом над нашей столицей ураган продемонстрировал особую ценность подобных машин для городского хозяйства. Ведь они позволяли убирать части распиленных деревьев без привлечения тяжелой специальной техники.

Все знают, какую беду приносят пожары. Особенно они опасны в старых районах с узкими улочками, где многие здания имеют деревянные конструкции. Тяжелая основная пожарная техника с трудом пробирается или даже вовсе не может попасть к месту пожара. Вот здесь и неоценима помощь «Бычка».

Совместная работа специалистов АМО ЗИЛ и ВНИИПО МВД России превратила трехтонку в юркий пожарный автомобиль АЦ15–30/4. Его цистерна вмещает 1,5 м3 воды, а пожарный насос НЦПК-40 (центробежный, двухступенчатый), разработанный специалистами НПЦ «Инфра» (г. Миасс), позволяет создать напор в 400 метров водяного столба.

Такая машина легко подъезжает туда, куда тяжелой технике не добраться

Отсеки рабочего каркаса пожаротехнического вооружения закрыты алюминиевыми шторными механизмами, а в двухрядной кабине размещаются 7 человек боевого расчета. Первые образцы этих автомобилей проходят испытания в старинных городах – Туле и Клину и уже получили положительную оценку.

Совсем другое назначение имеет подъемник АТП-17, в который превратили шасси ЗИЛ-5301 на объединении «Пожтехника» (г. Торжок). 17-метровая высота, на которую поднимается люлька, позволяет обслуживать линии электропередач, фасады зданий, эвакуировать попавших в беду людей или решать другие задачи.

Разумеется, перечисленные автомобили не способны решить всех проблем, возникающих в большом городе. Но поскольку всякий мегаполис обладает собственными немалыми производственными возможностями, его нужды легко удовлетворяются благодаря использованию шасси «Бычка» со стандартной или удлиненной базой.

В. Аляев Основные Средства 09'1998 10 ноября 2005

Комментарии (0)