2
Что такое дизтопливо и как с ним... бороться?
Характеристики дизельного топлива
 1
Чтобы колеса не оторвались
Полезные советы
 1
Гидроборта (ч. 1)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
 1
Сочлененный самосвал – для опытного водителя
Рекомендации по приемам работы на сочлененном самосвале
Покупаем предприятие
Оценка технического состояния машин и оборудования на предприятии
 1
В борьбе за кубовидность
Дробилки для производства высококачественного щебня
 1
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 2)
Транспорт для подземных горных работ
Обзор подземных самосвалов и погрузочно-доставочных машин
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 4)
Фильтры гидравлической жидкости
Техника для холодного ресайклинга
Обзор российского рынка
Рентабельность капитальных вложений в линии BRT
Продлить ресурс сложно, но можно
Советы по эксплуатации гусеничной техники

Технологии системы контроля расхода топлива FMS для горной техники

П. Владимиров

Системы автоматического контроля и учета различных эксплуатационных параметров оборудования известны давно. Широкое распространение в последнее время получают системы автоматического учета расхода топлива и режимов работы автотранспортных средств. Возможность вести точный учет расхода топлива, проводить анализ комплексной работы автомобиля за любой период времени позволяет существенно оптимизировать затраты на эксплуатацию.

Транспорт традиционно считается наиболее затратным по потреблению топлива, и системы, предлагаемые сегодня на рынке, наиболее приспособлены для установки на транспортные средства. Однако в последние годы на предприятиях разных отраслей увеличивается количество современной техники, оборудованной мощными двигателями внутреннего сгорания. На строительных площадках и в карьерах работает мощная землеройная и мобильная дробильно-сортировочная техника, которая потребляет значительный объем дизельного топлива, зачастую превышающий объем потребления топлива транспортом.

Проблема контроля и учета эксплуатационных параметров высокопроизводительных машин, задействованных в технологической цепочке предприятия, является довольно острой. Не располагая объективными данными по нормам расхода топлива, трудно планировать работу оборудования, учитывать реальные издержки. Появляется возможность для различных злоупотреблений при распределении топлива и его хищения. Отсутствие качественного учета рабочего времени (работа под нагрузкой, холостой ход) не позволяет в полной мере оценить эффективность использования техники. Похожая ситуация сложилась на предприятии ОАО «Недра» в Карачаево-Черкесии (Северный Кавказ). В состав предприятия входит карьер по добыче известняка (Джегутинское месторождение) и фабрика по выработке шлама на цементный завод. При введении на предприятии прогрессивной безвзрывной технологии послойной разработки с использованием горных комбайнов Wirtgen 2200 SM специалисты столкнулись с проблемой планирования затрат на новую технологию, и поскольку опыт применения этих комбайнов в схожих условиях еще не наработан,
перспективный расчет эксплуатационных параметров оказался далек от действительности. На практике получилось, что расход топлива завышен по сравнению с расчетными показателями.

Возникли также трудности с расчетом эксплуатационной производительности. В связи с этим специалисты управляющей компании приняли решение установить автоматическую систему учета необходимых рабочих параметров на все машины карьерного комплекса – комбайны, самосвалы БелАЗ, бульдозеры и погрузчики. С этой целью были изучены различные предложения от специализированных фирм – производителей данных систем. В результате сравнительного анализа предложений выбор был сделан в пользу Системы контроля расхода топлива и комплексной работы автомобиля FMS (Fuel Monitoring System) от компании OmniCOMM. Система FMS оказалась наиболее бюджетной версией, обеспечивая при этом контроль всех необходимых параметров.

Комплект оборудования FMS, установленного на технике ОАО «Недра», состоит из четырех компонентов. Устройство FMS – бортовой самописец, который устанавливают в кабине на специальную платформу и присоединяют к бортовой сети машины. Самописец накапливает данные в течение двух месяцев работы, а с самописца данные периодически снимаются через устройство считывания на любой компьютер. Для более точного учета расхода топлива применяется емкостный датчик уровня топлива OmniCOMM, который устанавливают непосредственно в топливный бак, откуда он подает сигнал на самописец.

Установку комплектов FMS на машины предприятия – а это более 30 ед. техники – проводили в два этапа: установка и пусконаладочные работы. В течение двух недель бригада специалистов компании OmniCOMM оборудовала все подготовленные машины и провела пуск систем, персонально вводя в эксплуатацию систему на каждом транспортном средстве.

Уже первые результаты работы системы FMS вызвали немалое удивление у заинтересованных лиц. В первую очередь удивил разрыв между данными по расходу топлива комбайнами Wirtgen 2200 SM, полученными через FMS, и нормативными данными, по которым на протяжении года проводили отчет и списание топлива. Согласно показаниям датчиков реальный расход топлива оказался в 2 раза меньше, чем расход нормативный. Такого «эффекта» не ожидал никто. Были сделаны определенные оргвыводы, скорректированы нормативы потребления топлива и для самосвалов БелАЗ, естественно, тоже в меньшую сторону.

На основе данных FMS, используя программное обеспечение OmniCOMM, можно получать аналитические таблицы и графики разных рабочих параметров, таких как пробег, машино-часы, скорость передвижения, время заправки и слива топлива, рассчитать удельный расход топлива. Система FMS доказала свою эффективность применительно и к тракторно-бульдозерной технике.

На первом этапе имело место несоответствие показаний датчика, когда во время движения машины по неровному профилю в баке в результате колебаний менялся уровень топлива, а потому компьютерная программа учитывала колебания уровня топлива как слив и заправку соответственно. После перенастройки программы данные несоответствия удалось убрать. Настройку сделали таким образом, чтобы в процессе подсчета изменения уровня топлива программа пропускала кратковременные всплески-падения этого уровня.

В настоящее время управляющая компания ОАО «Недра» рассматривает возможность оснащения системой FMS технологического оборудования на других своих предприятиях. В список планируемой к оснащению системой FMS техники входят мобильные дробильно-сортировочные комплексы, тепловозы, дизель-генераторы и другое технологическое оборудование с приводом от двигателей внутреннего сгорания.

Производитель оборудования Системы контроля расхода топлива FMS ООО «Омникомм Технологии»,
г. Москва Тел.: (495) 788 9110, 788 9182, 771 1640


П. Владимиров Основные Средства 05'2007 11 декабря 2007

Комментарии (0)