Гусеничные краны-трубоукладчики
Обзор российского рынка
 1
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 1)
Обзор типов сменного рабочего оборудования
Седлать тягачи! (ч.1)
Седельно-сцепное устройство (ССУ)
Влияние гидромолота на базовую машину
Виброзащитная подвеска гидромолота
Прокладка стальных футляров
Технологии закрытой прокладки защитных кожухов при бестраншейной прокладке трубопроводов
 1
Коробки передач компании EATON
Интервал по топливу считают (ч. 2)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Восемь элементов
Советы по эксплуатации спецтехники
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 4)
Фильтры гидравлической жидкости
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.1)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
 1
Мониторинг российских производителей тракторов для села в 2010 г.
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 2)
Факторы, влияющие на износ ходовой части

Истоки рек бетонных

Л. Толмачёв

В современном строительстве бетонные работы относятся к разряду наиболее трудоемких. Объем этих работ в России постоянно растет, поскольку набирает темпы монолитное домостроение. Для повышения производительности широко внедряются новые передовые технологии и средства механизации работ, в том числе автобетононасосы.

Автобетононасосы применяют для транспортировки бетонной смеси к месту укладки в опалубку с помощью стрелы или бетоновода. У такой технологии есть ряд преимуществ по сравнению с традиционной. При подаче бетонной смеси бетононасосом производительность одного рабочего достигает 58 м3 бетона в смену, башенным краном с бадьей – 7,6 м3, транспортером – 5,8 м3. Автобетононасос позволяет подавать бетонную смесь в труднодоступные для крана места, причем доставлять непрерывно и сохранять качество смеси. Несомненное его достоинство – мобильность: свобода перемещения по строительной площадке и скорость на дорогах с твердым покрытием до 80 км/ч. С помощью такой машины в зависимости от мощности установленного на ней насоса и длины стрелы возможна подача бетонной смеси до 190 м3/ч на высоту до 57 м, а в случае подключения к бетоноводу – на расстояние по горизонтали до 500 м и по вертикали до 100 м.

Машина состоит из трех частей – базовый большегрузный автомобиль, насосное оборудование и раздаточная стрела. Шасси используются от автомобилей отечественного и зарубежного производства достаточной грузоподъемности.

Рабочая зона автобетонанасоса

Бетононасосы по принципу работы могут быть поршневые и роторные (шланговые). Поршневые насосы обычно двухцилиндровые. У поршневых бетононасосов диаметр поршня бывает в пределах 150...250 мм, ход поршня – 1000...2000 мм. В роторном насосе бетонная смесь из приемного бункера засасывается в гибкий шланг, а затем при вращении ротора обрезиненными роликами выжимается в бетоновод. Изношенный шланг легко демонтировать и заменить новым. Как показал опыт эксплуатации, без замены шланг обеспечивает подачу 2000...3000 м3 бетонной смеси. Шланг имеет длину 1,5...3,0 м и внутренний диаметр 100 мм.

Современные автобетононасосы оснащают обычно трех-, четырех- или пятисекционной поворотной стрелой, способной подать бетонную смесь в любое место возводимой конструкции в пределах зоны действия. Металлический бетоновод прокладывается вдоль стрелы и заканчивается резиновым рукавом. С помощью рукава рабочие-бетонщики направляют поток бетонной смеси в нужное место.

При работе автобетононасоса для повышения устойчивости с развернутой стрелой с помощью гидропривода выдвигаются выносные опоры. Для установки требуется площадка с твердым покрытием и уклоном не более 3%. Автобетононасосом дистанционно управляет один человек (оператор-водитель машины) с выносного кнопочного пульта. Загрузка насоса бетонной смесью производится непосредственно из автобетоносмесителя по лотку в приемный бункер.

Автобетононасосы могут перекачивать бетонную смесь с осадкой конуса от 6 см, но наиболее предпочтительны пластичные бетоны с осадкой 12...16 см. Пластичную бетонную смесь легче перекачать насосом и уложить в короткое время, увеличивая производительность автобетононасоса и сокращая на этом расходы на его аренду. Перекачиваемая бетонная смесь не должна содержать в себе щебня размером более 1/3 диаметра бетоновода.

Перерывы в работе автобетононасоса допускаются не более получаса, а при пуске через бетоновод для его смазки должно быть пропущено цементное молочко. Допускается эксплуатация машины при температуре не ниже –10 °С и скорости ветра не более 10 м/с.

Сегодня на российском рынке строительной техники автобетононасосы отечественного производства представляет Туймазинский завод автобетоновозов (ОАО «ТЗА») под торговой маркой «ТСТ» («Туймазинская строительная техника»), расположенный в г. Туймазы (Башкортостан). Это производство было организовано еще в самом начале 1980-х годов. В последние годы модельный ряд туймазинских автобетононасосов значительно обновлен и расширен, в том числе за счет машин с распределительными стрелами, обеспечивающими подъем бетонной смеси на высоту 21, 32, 33, 37, 42 и 47 м. Выпускается новая серия автобетононасосов АБН 75/33, АБН 75/37, АБН 75/42 и АБН 75/47 совместно с итальянской фирмой Antonelli, которая, в частности, изготавливает наиболее ответственные металлоконструкции – бетонораспределительные стрелы.

С туймазинскими автобетононасосами конкурирует продукция многих известных зарубежных фирм, имеющих большой опыт производства бетононасосной техники, таких как немецкие Schwing, Putzmeister, итальянские CIFA, SERMAC и многие другие, в том числе южнокорейские HANWOO (ранее известная под маркой DAEWOO) и Samsung. Фирма Schwing-Stetter GmbH является ведущим в мире производителем строительной техники по работе с бетонными смесями. Ее высококачественные автобетононасосы представлены более чем десятком моделей с подачей бетона стрелой от 90 до 164 м3/ч на высоту от 23 до 61 м.

Главное достоинство туймазинских бетононасосов – их дешевизна по сравнению с импортными. Однако на рынке довольно широко представлены импортные автобетононасосы, бывшие в употреблении, которые в 2...3 раза дешевле новых. Основные технические характеристики автобетононасосов некоторых фирм приведены в табл. 1.

Некоторые зарубежные фирмы в целях снижения цены производят автобетононасосы по заявкам потребителей на базе отечественных и белорусских автомобилей.

Основными параметрами при выборе автобетононасоса для возведения определенной конструкции являются прежде всего возможность подавать бетонную смесь на требуемую высоту, производительность, репутация производителя и, конечно, цена приобретения или аренды. Автобетононасос – довольно дорогая машина, поэтому вопрос эффективного его использования особенно актуален.

Главнейший технический параметр автобетононасоса – высота, на которую можно подать стрелой бетонную смесь, т. е. какой высоты здание или сооружение он может возводить. Увеличение этого параметра означает усиление как бетононесущей стрелы, так и всех конструкций машины, иногда вплоть до базового шасси, что приводит к ее удорожанию. Несомненным преимуществом автобетононасосов большой мощности и высокой подачи является их возможность возводить высокие здания, а также то, что они обеспечивают более быструю разгрузку автобетоносмесителей при бетонировании крупных массивов, например, при подаче бетононасоса 120 м3/ ч, т. е. 2 м3/ мин автобетоносмеситель со смесительным барабаном вместимостью 10 м3 будет разгружаться в течение 5 минут. Это важно, так как автобетононасос обслуживается несколькими автобетоносмесителями, непрерывно доставляющими бетонную смесь с растворного узла.

Тем не менее стремление к применению бетононасосов высокой производительности не всегда оправданно. Автобетононасос, разумеется, может обслужить сооружения, по высоте значительно ниже своих возможностей, но это недостаточно эффективно, если с такой работой может справиться аналогичная машина, меньших размеров и более дешевая. Бетононасосы с подачей 100 м3/ч и более могут эффективно использоваться при бетонировании больших массивов, например фундаментной плиты толщиной 80 см и более под монолитный дом.

Когда же речь идет о возведении стен и перекрытий жилого дома, где толщина конструкций 16...20 см, которые густо армированы и имеют много пересечений, звено квалифицированных бетонщиков успевает в среднем принять 30...35 м3/ч пластичной бетонной смеси и, таким образом, использовать мощность 100-кубометрового автобетононасоса только на 30...35%, т. е. с явной недогрузкой. В этом случае целесообразно применять автобетононасос в пределах возможной для него высоты подачи и с производительностью, которую способно реализовать звено бетонщиков.

Итак, эффективность использования автобетононасоса обусловлена правильным подбором его мощности, квалификацией и опытом работы бетонщиков, а также обслуживающего его водителя-оператора, который должен уметь выбрать оптимальный режим работы, оперативно устранять неисправности в случае их возникновения (чаще всего это пробки, образующиеся в бетоноводе).

Автобетононасосы довольно дороги, и далеко не каждой строительной фирме необходим собственный парк таких машин. Есть и иные формы использования автобетононасосов в строительном производстве. Все зависит от финансовых возможностей, характера строительства и перспектив развития фирмы. Можно получить автобетононасос в пользование по лизингу, т. е. в долгосрочную аренду с правом выкупа, а арендные платежи производить из прибыли, получаемой от эксплуатации машины. Лизинг позволяет более эффективно использовать финансовые средства.

Схема длинноходного бетононасоса Р2525Н

Наиболее распространенный способ привлечения автобетононасосов к выполнению строительных работ – использование услуг фирм, специализирующихся на их эксплуатации, которые имеют парк автобетононасосов различной мощности, осуществляют текущий ремонт, техническое обслуживание и выполняют на стройках подачу бетонной смеси на основе договоров со строителями. Оплата этих работ, как правило, посменная или почасовая. В Москве, например, есть несколько таких конкурирующих между собой фирм, где на начало этого года сложились приблизительно следующие цены работы автобетононасоса в течение 1 часа или смены в зависимости от длины его стрелы (табл. 2).

В цену смены (8 ч) входит 1 ч доставки и промывки автобетононасоса. По договору с заказчиком возможен сбор магистрали бетоновода до 100 м. Цена 3-метровой трубы или отвода – 380 руб. В договоре на использование автобетононасоса определяются обязанности сторон. Поставщик отвечает за его техническую часть и своевременность прибытия на строительную площадку (время, потраченное на строительной площадке на ликвидацию неисправностей, поставщику не оплачивается). Заказчик автобетононасоса отвечает за организационные меры, обеспечивающие бесперебойную работу машины.

Ввиду того что при аренде автобетононасоса его простои по вине строителей оплачиваются ими полным рублем, как и работа, для эффективного использования машины на стройке должны быть осуществлены следующие организационные меры: подготовлена захватка для бетонирования (установлена опалубка, арматура, трубные разводки, остающиеся в теле бетона, закладные детали); заказано по расчету необходимое число автобетоносмесителей, обеспечивающее темпы бесперебойного бетонирования; организован подъезд автобетононасоса и подготовлена площадка с твердым покрытием для его стоянки; созданы условия для маневрирования автобетоносмесителей при подаче бетонной смеси в бункер насоса; звено рабочих, принимающих и укладывающих бетонную смесь, должно быть укомплектовано из расчета использования максимальных возможностей автобетононасоса, проинструктировано о действиях в случае сбоя подачи.

Для строительной фирмы-заказчика рационально заключить договор, по которому имелась бы возможность использования различных автобетононасосов на разных этапах возведения сооружения: на нижних ярусах – более дешевые модификации с небольшой подачей, а на следующих – с более длинной стрелой.

Лизинг и аренда дают возможность многим строительным фирмам, имеющим небольшой капитал, со значительным эффектом использовать автобетононасосы на своих стройках.

 

ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО Бетоносмеситель/Бетононасос
Л. Толмачёв Основные Средства 07'2007 20 февраля 2008

Комментарии (0)