Уход за резиновой обувью
Практические советы по эксплуатации шин
Аккумуляторные батареи – что нового?
Преимущества и недостатки AGM аккумуляторов
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 1)
Критерии работы фильтров
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 1)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Современный пневмотранспорт в аграрном секторе
По материалам выставки «Золотая осень-2007»
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 3)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Фрезы 24 часа, 7 дней в неделю
Обзор холодных фрез на российском рынке
Воров просят не беспокоиться (ч .2)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
Ковши «обратная лопата»
Сменное рабочее оборудование гидравлических экскаваторов
Дисковые тормоза для грузовиков
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 1)
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 5)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения

На западном рынке без перемен

А. Рикошинский

Современные строительные машины, востребованные на мировом рынке, это наукоемкая и довольно дорогая продукция, производство которой требует существенных производственных и финансовых ресурсов. В последние годы лидерами в производстве и поставках на мировой рынок строительных машин и оборудования были США, Германия и Япония, чья активная производственная и маркетинговая политика позволяет им оставаться ведущими странами – производителями строительной техники.

Следующую группу составляют такие страны, как Франция, Великобритания и Италия, чье место в мировом производстве стабильно и достаточно велико. Масштаб присутствия страны в мировом производстве определяется не только размером и специализацией национальной экономики, но и эффективностью деятельности в области производственной кооперации и международного разделения труда. Предметом рассмотрения данной статьи является не анализ производства, а западноевропейский рынок новой строительной и дорожной техники, т. е. объемы и динамика продаж на внутренних рынках пятнадцати европейских стран.

Как известно, в прошлом году практически вся мировая экономика и ее составная часть – строительное производство находились в состоянии спада. В строительной отрасли стран Западной Европы – потребителя строительной техники – в 2003 году продолжилось сокращение темпов роста строительного производства, начавшееся три года назад. На этот процесс повлияли состояние экономического климата и бюджетные ограничения в странах – членах ЕС и в США, война в Ираке и высокие цены на нефть. Рост строительного производства в реальном выражении в 2001 году составил 0,7%, в 2002-м – 0,6%, а в 2003-м – 0,5%. Наилучшие показатели наблюдались в Испании и Великобритании, где в 2003 году увеличение объемов строительства составило соответственно 3,8 и 4,4%. В Италии рост составил 1,7%. Небольшой подъем был в Швеции и Финляндии. Во Франции зафиксирован спад на уровне 0,7%, в Германии – примерно 2%. В Ирландии спад составил более 5%.

По отдельным секторам строительного производства в 2003 году в Европе наблюдалось снижение как жилищного строительства на 0,8%, так и частного нежилого строительства на 1,5%. Однако государственные ассигнования возросли на 2,8% в нежилом строительстве и на 3,1% в сфере объектов инфраструктуры.

Состояние строительной отрасли нашло свое выражение в конъюнктуре рынка строительной и дорожной техники. Так, в 2003 году объемы продаж новой строительной и дорожной техники в Западной Европе составили около 92% от уровня 2002 года (данные английской фирмы Off-Highway Research). Падение продаж в прошлом году по сравнению с 2002 годом было практически по всем основным видам дорожной и строительной техники.

Из 15 рассматриваемых западноевропейских стран уровень продаж 2002 года был превышен в 2003 году лишь в четырех – Австрии, Великобритании, Ирландии и Норвегии. Наибольшее падение – почти на 40% было зафиксировано в Португалии. Влияние на сложившуюся в отдельных странах ситуацию оказали сразу несколько факторов.

По группе стран, где был отмечен рост продаж. В Австрии общий рост продаж строительной и дорожной техники был обеспечен имевшим место 30%-ным ростом продаж гусеничных экскаваторов.

В Великобритании рост продаж в первую очередь был обусловлен ростом государственных расходов на строительные работы (так, на строительство дорог было выделено дополнительно 7 млрд. ф. ст.), что дало возможность обновить и увеличить машинный парк. Годовой объем продаж мини-экскаваторов превысил 9 тысяч, причем замена ручного труда инициировала рост продаж новых моделей массой до 800 кг. Пользовались повышенным спросом экскаваторы, самосвалы и погрузчики с «обратной лопатой».

Самый высокий темп прироста продаж строительных машин был зафиксирован в Ирландии – свыше 11%, однако по абсолютному объему продаж страна занимает лишь 7-е место. Положительное влияние на состояние в строительной отрасли оказывали благоприятные перспективы экономического развития и низкие процентные ставки банковских кредитов.

Норвежский рынок строительной и дорожной техники, по объему занимающий 12-е место из 15 рассматриваемых стран, является традиционно стабильным. В наибольшей степени увеличился спрос на мини- и среднегабаритные экскаваторы и погрузчики с бортовым поворотом.

По группе стран, где отмечено падение продаж. В Бельгии общий экономический спад привел к существенному (17%) уменьшению спроса практически на все виды строительной техники.

В Дании в настоящее время завершены крупные строительные проекты конца прошлого века, что привело к падению спроса прежде всего на крупногабаритную технику. Спросом на рынке пользуется мини-техника.

В 2002 году в Испании был достигнут рекордный уровень продаж строительной техники. Имевшее место в 2003 году 3%-ное сокращение объемов продаж на рынке явилось закономерным итогом снижения объемов строительных работ. В Испании имеется большой спрос на крупную технику, который поддерживается проведением правительством страны большого количества работ по государственному заказу.

После семи лет роста продаж строительной техники в Италии в 2003 году произошло снижение продаж гидравлических экскаваторов – на 30%, колесных погрузчиков – на 25%. На сокращение продаж строительной и дорожной техники оказала влияние, кроме низкой степени использования уже имеющейся техники, еще и отмена правительством налоговых льгот на продажу.

Общий спад нидерландской экономики и «молодой» и достаточный по количеству и структуре парк строительной техники не предполагают роста спроса. Плохое финансовое положение как правительства Португалии, так и частных потребителей привело к самому большому сокращению покупок строительной техники. В Финляндии уже три года подряд продолжает действовать тенденция сокращения продаж строительной техники.

После нескольких лет подъема спроса на строительные машины в 2003 году во Франции спрос сократился почти на 18% (от 6 до 20% в зависимости от вида оборудования). Снизился оборот и продавцов, и лизинговых компаний. Интерес к приобретению новой техники падает.

Германия является крупнейшим производителем строительно-дорожной техники в Европе, но спад объемов строительных работ обусловил снижение объемов продаж строительной техники на внутреннем рынке на 4%.

В Швейцарии в связи с завершением нескольких крупных строительных проектов произошло 14%-ное снижение спроса на строительную технику. В Швеции низкая деловая активность в жилищном строительстве привела к снижению спроса на мини-экскаваторы и погрузчики с «обратной лопатой». Промышленность и сельское хозяйство предъявляют спрос на колесные погрузчики и телескопическое погрузочно-разгрузочное оборудование.

Объем продаж на западноевропейском рынке определяется объемами продаж в четырех странах – суммарно доля Великобритании, Италии, Франции и Германии составляет 72%. Небольшой рост продаж в Великобритании не смог компенсировать падение в трех других странах. По прогнозам экспертов, объемы продаж строительной техники в Европе в 2004 году будут на уровне 2003 года: если в Великобритании и Италии возможно некоторое снижение потребности внутреннего рынка в новой строительной и дорожной технике, то во Франции рыночная ситуация предполагается стабильной, а в ФРГ прогнозируется небольшой рост объемов продаж.



А. Рикошинский Основные Средства 08'2004 14 декабря 2004

Комментарии (1)

Надежда, nna_nkpssp@mail.ru
Здравствуйте. Я просмотрела практически все выпущенные номера и ни в одном я не нашла информации о сварочном оборудовании. Неужели наша промышленность не выпускает и не продает СВП. Вы каждый месяц затрагиваете одну и ту же информацию. Перейдите на продукты сварочного производства.
19 ноября 2005 – 07:49 Ответить