Новые возможности
Разработка крепких горных пород гидравлическими экскаваторами
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.2)
 1
Микротоннелирование
Технология прокладки коммуникаций в условиях плотной застройки
 3
На летнем топливе – зимой
Способы борьбы с замерзанием топлива
Провозная способность линий BRT
Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 7)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
Аккумуляторы «залежались»
Спад на рынке АКБ
 1
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 1)
Обзор типов сменного рабочего оборудования
Стремление к универсальности
Сменные рабочие органы мини-погрузчиков
Мониторинг технического уровня перспективных отечественных тракторов для аграриев
Обзор тракторной промышленности России
Воров просят не беспокоиться (ч .2)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений

Рынок прицепной автотехники в 2002 г.

В. Салыгин

Стремительное развитие российского рынка прицепной автотехники в предыдущие два-три года сменилось в истекшем 2002 г. заметным спадом. Объем продаж отечественных прицепов и полуприцепов снизился более чем на 7%. Всего, включая импорт, продано немногим более 12 тыс. единиц прицепной автотехники (спад более 13%). Рыночные цены в течение 2002 г. росли монотонно с темпом, близким к уровню инфляции в стране.

«Охлаждение» рынка прицепной автотехники вызвано рядом причин и, в первую очередь, макроэкономических: снижением темпов роста российской экономики, высоким уровнем инфляции, замедлением роста грузооборота автомобильного транспорта. По данным Минтранса РФ, перевозки грузов всеми автотранспортными организациями и индивидуальными предпринимателями в период январь – октябрь составили 5 202,6 млн. т (против 5 205,1 млн. т в 2001 г.), а грузооборот снизился до 130 330,5 млн. т-км (99,7% от аналогичного периода предыдущего года).

Заметное насыщение рынка прицепной техники заставило отечественные предприятия скорректировать параметры своей производственно-экономической деятельности. В итоге годовой выпуск большинства заводов-производителей автоприцепов существенно отличается от цифр первоначальных планов. Наиболее значительно снизили производство челябинский «Уралавтоприцеп», «Ирбитский автоагрегатный завод», орский «ОЗТП-Сармат», «Тавдинский мехзавод». Сокращение общего выпуска прицепов и полуприцепов в стране составило более 9%. За счет реализации остатков предыдущего года уровень продаж незначительно превысил объем производства.

Вместе с тем ряду предприятий удалось не только сохранить темп производства предыдущего года, но и нарастить выпуск. В течение последних трех лет уверенно увеличивает производство прицепной техники ОАО «Автоприцеп-КамАЗ» (Ставрополь). Ее выпуск вырос с 2000 по 2002 гг. почти в 1,5 раза и достиг 4 тыс. шт. Опережающими темпами в 2002 г. росло производство прицепов (прирост более 20%), в том числе самосвальных СЗАП 8551, СЗАП 8543. На долю «Автоприцеп-КамАЗ» приходится более 40% общего объема продаж отечественной прицепной автотехники.

Существенно выросло производство нефтекамского АО «НЕФАЗ». Выпуск 2002 г. составил более 500 прицепов (прирост 62,3%). При этом производство бортовых НЕФАЗ-8332 увеличилось более чем в 2 раза, самосвальных НЕФАЗ-8560 – на треть. Доля прицепной техники нефтекамского предприятия в общем объеме продаж отечественных прицепов увеличилась с 3,8 в 2001 г. до 4,5%. Возросший спрос на легкие грузовые прицепы способствовал ускоренному росту выпуска прицепов УАЗ-8109 Ишимским машзаводом. Их производство увеличилось более чем в 5 раз. После значительного сокращения производства прицепной техники Саранским заводом автосамосвалов в 2001 г. (до 62 шт. против 181 шт. в 2000 г.), выпуск вновь вернулся к прежнему уровню. Прежний объем производства сохранил Сердобский машзавод, намеревавшийся ранее втрое (до 280 ед.) увеличить выпуск прицепной техники.

Динамика рыночных цен на прицепную автотехнику в отличие от динамики цен на грузовые автомобили носит более устойчивый характер. Можно выделить три этапа в изменении годовых цен. Первый, с января по март, был неустойчивым – январский спад сменился затем заметным ростом. Основная причина некоторого снижения рыночных цен в январе, а по некоторым моделям и в феврале, заключается как в низкой деловой активности и спаде в реальном секторе экономики, так и в наличии значительных остатков произведенной, но не реализованной в предыдущем году автотехники. Стремление дилеров избавиться от них способствовало увеличению скидок и в итоге снижению уровня цен.

Второй период (апрель – сентябрь) характеризовался стабильностью. Колебания цен не превышали 1 – 1,5%. Третий период (октябрь – декабрь) был отмечен некоторым повышением рыночных цен (до 1,5% ежемесячно). В целом за прошлый год прирост рыночных цен не превышал уровня инфляции. По большинству марок (моделей) прицепной техники годовой индекс цен составил 1,05 – 1,09. При этом несколько быстрее росли цены на самосвальную технику, медленнее – на контейнеровозы и полуприцепы-цистерны.

Для стимулирования продаж некоторые заводы и дилеры вводили шкалу скидок на приобретаемую прицепную технику. В частности, при покупке изделий Красноярского завода на 900 – 1 000 тыс. руб. при предоплате за 5 – 10 дней до отгрузки скидка могла составить 5%, за 30 дней – 6%.

Следует отметить, что существенную конкуренцию отечественной прицепной технике по-прежнему составляет белорусская и, в первую очередь, минского автозавода. До 70% продукции РУП «МАЗ», выпустившего в 2002 г. около 3,5 тыс. единиц прицепной техники, направляется в Россию. Цены на мазовскую технику в течение года росли медленнее. Их прирост по большинству моделей составил лишь 3 – 6%.

Что касается продукции западноевропейских фирм, то объем ее продаж в России по-прежнему незначительный (менее 10% рынка). Основной причиной, сдерживающей рост импорта прицепов, является их высокая цена. Заметным спросом стала пользоваться техника новгородского АОЗТ «Новтрак», изготавливаемая из высококачественных зарубежных комплектующих. Предприятие со 100%-ным иностранным капиталом, входящее в состав группы фирм SOMMER, специализируется на производстве стальных и тентовых кузовов различных типоразмеров, а также большегрузных полуприцепов. Цены на ее продукцию несколько ниже цен на импортные прицепы. Выпуск автотехники на новгородском предприятии в 2002 г. вырос более чем на 20% – изготовлено более 260 прицепов.

Прогнозируя ситуацию на рынке прицепной автотехники в наступившем 2003 г., можно выделить следующие моменты.

Наблюдаемый спад, обусловленный определенным насыщением рынка прицепной техники, является, видимо, временным. В текущем и последующих годах следует ожидать его оживления. В частности, по оценке Минтранса РФ, в ближайшие три-четыре года сохранится тенденция роста перевозок. В 2003 г. увеличение объема перевозок грузов ожидается на уровне 2 – 3%. При этом, по словам министра транспорта С. Франка, опережающими темпами будут расти грузовые перевозки автомобильным транспортом. Этому будет способствовать и рост транзитных перевозок через Россию, связанный с более активным использованием международных транспортных коридоров.

Усиливающаяся конкуренция, прежде всего между отечественными производителями, а также между предприятиями России и Белоруссии, будет способствовать расширению номенклатуры производимой продукции и повышению ее качества. Использование новых технологий и современных материалов неизменно приведет к росту отпускных, а следовательно, и рыночных цен.

С учетом сказанного в 2003 г. темп роста рыночных цен может быть выше, чем в предыдущем (12 – 15% в годовом исчислении). Для увеличения продаж предприятия (дилеры) будут шире практиковать перспективные формы оплаты, в том числе лизинг, активнее использовать рекламу и другие пути продвижения своей товарной продукции.



В. Салыгин Основные Средства 02'2003 2 февраля 2005

Комментарии (0)