Междугородные (туристические) автобусы из Германии

И. Никитина

Cуществует огромное разнообразие междугородных (туристических) автобусов (Reisebusse): короткие и длинные, высокие и низкие, дорогие и дешёвые, от cредних девятиметровых до гигантских двухэтажных.

Автобус Bova Futura пользуется успехом, особенно за счет своего футуристического дизайна

Междугородные автобусы являются предметом гордости каждого автотранспортного предприятия, занимающегося пассажирскими перевозками. Они считаются «королями» среди автобусов. Предлагаемые машины отличаются друг от друга также как и люди, которых они перевозят.

Большинство автобусов этого класса в настоящее время имеют несущий кузов. Лишь испанская компания Noge выпускает машины рамной конструкции, в то время как Berknof и Ernst Auwarter используют шасси в качестве базы для своих несущих кузовов. Общим для всех автобусов в Германии является применение переднего моста с независимой подвеской колес, способствующей комфортабельности машины.

Автобус Setra 411 HD

Насколько велика модельная палитра самих автобусов, настолько удивительно мал выбор двигателей и коробок передач. Используются в основном моторы компаний MAN и Mercedes. Исключением являются автобусы Irisbus, на которых устанавливают двигатели французской компании Renault. Шведские изготовители Scaniа и Volvo используют агрегаты собственного производства, которыми пользуется и компания Bova. Голландцы с давних пор успешно применяют двигатели DAF, также устанавливаемые на польские автобусы Solaris Vacanza.

Ещё меньший выбор коробок передач. Исключение составляют шведы, использующие собственные разработки. Остальные применяют, наряду с 6-ступенчатой коробкой Mercedes-Benz, агрегаты ZF: 6-ступенчатая ZF 6 S 1600 предназначена для работы с двигателями с максимальным крутящим моментом 1 800 Нм, 8-ступенчатая ZF 9 S 180 – до 2 000 Нм. Обе коробки управляются встроенной электропневматической системой Servoshift и могут поставляться со встроенным гидродинамическим тормозом-замедлителем Retarder, развивающим тормозную мощность до 500 кВт и тормозной момент до 3 200 Нм.

Рабочее место водителя в современном междугородном автобусе

Кроме того, предлагается единственная полностью автоматическая коробка передач AS-Tronic компании ZF, предназначенная для автобусов, двигатели которых имеют максимальный крутящий момент до 2 300 Нм. Аналогичный агрегат предлагает только Scania – это Opticruise.

Классифицировать междугородные автобусы очень трудно, однако они характеризуются многими качествами, присущими только автобусам этого класса. Машины различаются высотой, которая становится решающей для величины багажного отделения и соответственно пригодности для дальних путешествий. Самыми простыми являются автобусы с высоким полом Mercedes Travego RH, Bova Futura FLD или Temsa Safari. Габаритная высота, меньше 3,5 м, позволяет также эксплуатировать их на междугородных маршрутных перевозках.

Значительная часть автобусов выпускается в настоящее время с габаритной высотой от 3,55 до 3,70 м. Вместимость багажных отделений в этом случае от 10 до 11 м3 дает возможность дальних поездок. К таким автобусам относятся Berknof Axial 50, Irisbus Illiade, MAN Lion’s Coach, Mercedes Travego, Neoplan Euroliner, Starliner и Cityliner, Setra Comfort и Top-Class и Volvo 9900.

Автобус Neoplan Cityliner

Важнейшим преимуществом супервысоких автобусов (габаритная высота от 3,70 до 3,85 м) является большая вместимость отделения для багажа (12 м3) и размещение большего количества сидений. К достоинствам таких машин относится и то, что расстояние до двигателя и мостов способствует низкому уровню шума в салоне. Супервысокими автобусами являются Ernst Auwarter Eurostar, Mercedes Tourismo SHD, Neoplan Starliner, Noge Touring Star, Scania Century, Setra-Top Class 400 HDH и Solaris Vacanza.

Самые высокие двухэтажные автобусы имеют габаритную высоту 4,0 м. Объём европейского рынка двухэтажных автобусов оценивается в 500 шт. в год, и его делят между собой Neoplan Skyliner, Setra 328 DT, Van Hool T9 Astromega и Berknof Axial 100 DD. Недавно на этот рынок пришёл новый двухэтажный автобус Setra S 431 DT. Двухэтажные автобусы вмещают до 90 пассажиров. Однако недостатком таких автобусов является их небольшое в сравнении с высокой провозной способностью багажное отделение.

Пассажиры в автобусах обеспечены удобными сиденьями

Междугородные автобусы можно классифицировать по региональной цене, по которой изготовитель их размещает. Единого ценового класса не получается, и машины можно разделить на классы низкобюджетных, средних, люкс и премиум, что позволяет очень близко подойти к сравнению рынка.

К самой низшей категории относится автобус Temsa Safari, который стоит в пределах 150 тыс. евро. Однако Bova Futura, также с простым оснащением, обойдётся уже в 200 тыс. евро. Эта цена проводит границу для среднего класса, за который надо выложить примерно 235 тыс. евро. К ним относятся автобусы Bova Futura, турецкая модель MAN Lion’s Coach, Mercedes Tourismo, Scania Century, а также Neoplan Euroliner.

По цене до 250 тыс. евро продаются автобусы класса люкс с базовым оборудованием, которые составляют наиболее многочисленную категорию. Mercedes Travego, Man Lion’s Star, Neoplan Cityliner, Bova Magiq, Irisbus Illiade и Solaris Vacanza являются типичными представителями этой группы. Соответственно дороже стоят автобусы Premium-класса. Их цена начинается с 250 тыс. евро и выше, причём верхний предел не установлен. К этой категории относятся автобусы Auwarter Eurostar, Neoplan Starliner, Setra Top-Class 400.

При классификации по цене надо иметь в виду, что некоторые изготовители, например, Scania или Noge, а также Mercedes (Tourismo) и MAN (Lion’s Coach) в базовую цену полностью закладывают стоимость кухни, туалетного блока и видеоаппаратуры, другие же предусматривают это лишь в качестве заказного оборудования. Однако с оборудованием или без, длинные или короткие, высокие или низкие, двухэтажные автобусы только из-за своего внушительного вида и более комфортабельной ходовой части, а также удобного и приятного оснащения превращаются в предмет гордости каждого парка.



И. Никитина Основные Средства 12'2002 26 января 2005

Комментарии (0)