Бульдозер зимой. Работать надо – нельзя сломать
Эксплуатация бульдозера при низких температурах окружающей среды (от 0 °С до –30 °С)
Раздаточные коробки грузовых автомобилей повышенной проходимости
Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 1)
Земная составляющая лунной программы
ЗИЛ-135Ш – транспортер-тяжеловоз для транспортировки крупногабаритных блоков ракетоносителей
Всё по-взрослому
Телескопические и прочие компактные подъемные краны
О приемах против «ломов» (ч.2)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
 3
Приборы безопасности автокранов
Критерии выбора лесных машин
Карбюраторы малых грузовых и грузопассажирских автомобилей
Конструкции карбюраторов К-126Г, К-131, К-151 АО «ПеКар» для двигателей ЗМЗ и УМЗ
 2
Поиск и устранение неисправностей гидропривода
Метод прокола
Виброудурная бестраншейная технология
Вся правда о ямочном ремонте (ч.3)
Дорожный ремонт

Рынок дорожно-строительных машин

Р. Кулапин, канд. экон. наук

На протяжении длительного времени в России продолжался спад в дорожно-строительном машиностроении. Ежегодно индексы физических объемов производства относительно предшествующих периодов сокращались на 15 – 20%. Это объяснялось как спадом общего спроса на продукцию машиностроения из-за отсутствия оборотных средств у основных покупателей, так и курсом доллара относительно отечественного рубля, что влияло на объемы продаж отечественной продукции, проигрывавшей в конкурентоспособности зарубежным аналогам.

При строительстве новых и реконструкции старых автомобильных дорог у наиболее финансово-благополучных регионов и в Федеральной дорожной службе РФ предпочтение отдавалось закупке импортной техники, что в тех условиях было вполне логичным. Проигрывая в стоимости, импортная техника за счет лучших технических характеристик и эксплуатационной надежности окупала дополнительные затраты на их закупку.

После финансового кризиса 1998 года основные покупатели вынуждены были переориентироваться на приобретение отечественных машин и оборудования. Учитывая дальнейший рост курса доллара, можно предположить увеличение спроса на отечественную продукцию и в будущем. К тому же положительную роль сыграет все большее понимание необходимости поддержки отечественных производителей. В первую очередь, это должно, на наш взгляд, касаться государственных структур в дорожно-строительном комплексе, наиболее платежеспособных, от которых и будет зависеть развитие отечественного производства вообще и выпуск дорожно-строительной техники в частности.

Рассмотрим состояние и перспективы развития наиболее важных позиций в дорожно-строительной технике – рынок бульдозеров, автогрейдеров и экскаваторов.

Бульдозеры

Спрос будет определяться состоянием действующего парка бульдозеров в государственном и частном секторах России. Ежегодно парк сокращается на 6 – 8% за счет износа и недостаточной замены выбывающих из производства машин новыми.

По нашей оценке, в текущем году произойдет меньшее сокращение парка за счет роста закупок у отечественных производителей, что будет способствовать увеличению производства и оживлению рынка бульдозеров в России.

Начиная с 1992 года происходил постоянный спад производства, до 1997 года он имел постоянную тенденцию к уменьшению этого спада в абсолютном выражении. В 1998 году снова произошло значительное падение производства из-за резкого сокращения сбыта готовой продукции вследствие известных кризисных явлений в экономике страны. В 1999 году складывается положительная динамика в росте производства, обусловленная некоторыми позитивными факторами в общей экономике России, но тем не менее объемы производства в 1999 году, по оценке, не достигнут уровня 1997, хотя и превзойдут объемы производства в 1998 году.

После спада производства 1998 года – относительно 1997 на 28% у основного изготовителя бульдозеров АО «Уралтрак» в I квартале 1999 года рост производства относительно аналогичного периода 1998 года составил 254%. При сохранении этих темпов в 1999 году возможно ожидать выпуска на этом АО 1 750 – 1 850 машин. Остальные заводы так и не оправились от кризиса и вряд ли смогут нарастить производство в текущем году.

Объем продаж отечественных бульдозеров в России до 1998 года был относительно стабильным. Резкий спад платежеспособного спроса в прошлом году повлиял на него очень негативно. Тем не менее мы ожидаем в 1999 году постепенного увеличения спроса.

Региональный спрос будет зависеть от наибольшего количества изношенной техники в конкретных регионах.

Наибольший удельный вес бульдозеров с истекшими сроками службы в следующих регионах (в % от наличия):

Северо-Западный – 47,0

Поволжский – 43,2

Северный – 42,7

Северо-Кавказский – 42,3

В других регионах эти показатели меньше, но тем не менее обновление парка бульдозеров будет происходить и в них.

Экспорт бульдозеров составляет значительную часть от объемов отечественного производства (20 – 22%) и сохранится в текущем году на этом уровне примерно в равных количествах как в дальнее зарубежье, так и в страны СНГ.

Импорт будет снижаться и составит в текущем году 6 – 8% от отечественного производства, бульдозеры закупаются в основном в странах дальнего зарубежья.

До четвертого квартала прошлого года цены на бульдозеры были стабильными, но по известным причинам в IV квартале их рост составил почти 50%. За полугодие текущего года они возросли еще на 38% от декабрьского уровня. В дальнейшем цены продолжат расти в связи с увеличением инфляционных процессов и ростом стоимости электроэнергии, особенно в IV квартале текущего года. В целом за год они возрастут относительно декабря 1998 года на 48 – 52%. В этой ситуации, учитывая дальнейшее удешевление рубля относительно доллара, следует стремиться к увеличению экспорта в страны дальнего зарубежья, поскольку стоимость отечественных бульдозеров на этих рынках будет значительно ниже стоимости западных аналогов.

Автогрейдеры

Самый устойчивый из всех рынков дорожно-строительной техники в России. На него не повлиял и всеобщий спад производства прошлого года, что объясняется, в первую очередь, незначительным ростом цен на готовую продукцию. В 1997 году цены возросли на 11%, в 1998, даже несмотря на общий рост цен, они поднялись лишь на 5%. В первом полугодии они возросли на 11% при росте цен по промышленности в целом более чем на 28%. Во-вторых, импорт практически несуществен, экспорт остается стабильным (10 – 12% от отечественного производства) в основном в страны СНГ.

Все это предопределило увеличивающуюся стабильность спроса и рост производства.

Возможности роста производства российской продукции, обеспечивающие отечественный спрос, постоянно сокращаются со 104,2 % в 1996 году до 101,4 % в 1999.

Но необходимо учитывать возможности развития инфраструктуры в России, увеличение платежеспособного спроса в странах СНГ, инвестиции в развитие дорожного строительства в России, что за пределами нашего прогноза будет увеличивать возможности сбыта автогрейдеров и, следовательно, предопределять необходимость роста производства.

В текущем году, по нашей оценке, объем производства по сравнению с 1996 годом возрастет более чем на 21%, а общий объем продаж автогрейдеров в России увеличится на 12,2%.

Относительно незначительный рост продаж будет прямо связан с повышением цен на готовую продукцию. В связи с увеличением на 12% цен на электроэнергию в сентябре ожидается и рост цен на автогрейдеры, что также несколько снизит покупательный спрос на них. За год цены возрастут по оптимистическому прогнозу на 29,5%, по пессимистическому – на 37 – 38%.

Динамика производства по основным изготовителям автогрейдеров может быть приведена с относительной степенью достоверности, поскольку для точных прогнозов необходима информация о финансовом состоянии предприятий, которая не публикуется в открытой печати. Поэтому мы приводим вероятный прогноз развития, исходя из месячной и годовой информации о производстве и его динамике.

Экскаваторы

Рынок экскаваторов в России очень нестабилен. За годом высокого спроса следует спад его и наоборот. Так, в 1997 году было выпущено и реализовано более 4 тыс. экскаваторов, что превысило производство в 1996 году на 23%. В 1998 году наступил очередной спад в производстве, причем он наступил значительно раньше августовского кризиса. В то же время имеющийся в наличии парк экскаваторов сокращается ежегодно на 6 – 8 тыс. единиц: в 1997 году он составлял 40 тыс. штук, в 1998 – 31,9 тыс. штук, из них более 30% с истекшим сроком службы (около 10 тыс. штук), около 20% наличного парка – экскаваторы иностранного производства. Импортных машин ежегодно закупается 10 – 12% от отечественного производства, что никак не способствует процветанию отечественных изготовителей. И это при том, что средняя цена отечественного экскаватора на начало I квартала этого года составляла около 16 тыс. долларов США, а импортируемого из стран дальнего зарубежья – около 55 тыс. долларов.

Даже делая скидку на некоторое отличие отечественных экскаваторов и импортных по качественным параметрам, все же такая разница в продукции, закупаемой по импорту и продаваемой отечественными изготовителями, свидетельствует о все еще сохраняющемся пренебрежении в государственных структурах к развитию отечественного машиностроения, тем более что выпускаемая гамма отечественных экскаваторов очень широка и фактически может заменить почти все импортные экскаваторы, за исключением карьерных и канатных.

Другая причина состоит в том, что на заводах отсутствует система анализа рынка и прогнозирования его развития. Это не позволяет принимать меры к своевременной модернизации производства в соответствии с меняющимся спросом. Поэтому эффективность производства зависит в основном от государственных и муниципальных заказов.

Спад производства за 1998 – 1999 годы относительно 97-го, наиболее успешного для изготовителей экскаваторов, составит более 37%, а объем продаж отечественной продукции в России за этот период сократится более чем на 42%. При этом отечественная продукция все меньше обеспечивает платежеспособный спрос, необеспеченность которого увеличится с 7,3% в 1996 году до 13,6% в 99-м. Это связано кроме названных причин еще и с постепенным сокращением импорта и увеличением экспорта.

В первом полугодии текущего года рост цен был относительно незначительным, они поднялись от декабрьского уровня на 15% (в целом по машиностроению цены за этот же период увеличились более чем на 28%). До конца года цены будут расти более быстрыми темпами и поднимутся на 45 – 48% за год.

Наиболее перспективны для продаж регионы с наибольшим удельным весом машин с истекшими сроками службы. Это следующие регионы (в порядке убывания количества экскаваторов с истекшими сроками службы):

Северо-Западный – 40,3 %

Поволжский – 35,7 %

Северо-Кавказский – 34,8 %

Северный – 33,9 %

Волго-Вятский – 33,7 %

Восточно-Сибирский – 33,2 %

В то же время при определении ожидаемых объемов продаж в конкретных регионах необходимо учитывать планируемое централизованное финансирование развития их инфраструктуры, особенно при реконструкции автомобильных дорог федерального значения.

Выводы из проведенного анализа:

– выход из кризиса производителей дорожно-строительной техники в текущем году будет недостаточно успешным;

– в целом производство и платежеспособный спрос будут превышать прошлогодний уровень, но устойчивая тенденция их роста или хотя бы стабилизация возможны за пределами текущего года;

– в условиях снижения покупательной способности российской валюты большие шансы на улучшение финансово-хозяйственной деятельности будут иметь те изготовители и посредники, которые зарекомендовали себя на рынках стран Балтии, Молдавии, Туркмении, Азербайджана и в странах бывшего СЭВ;

– без анализа конъюнктуры рынка в условиях быстро меняющегося платежеспособного спроса изготовителям невозможно разработать эффективную стратегию развития производства.




Р. Кулапин, канд. экон. наук Основные Средства 08'1999 30 августа 2005

Комментарии (0)