Цены на московском рынке грузовых автомобилей

В. Салыгин

Второй квартал текущего года оказался для рынка грузовых автомобилей более благоприятным нежели первый: несколько возросли объемы продаж, замедлился рост рыночных цен, сократилось число бартерных сделок, расширился перечень моделей транспортных средств, предлагаемых потребителю. Заметному оживлению способствовали сезонные факторы и, в первую очередь, повышение деловой активности, связанное с расширением работ в строительстве, сельском хозяйстве, городском коммунальном комплексе.

Динамика рыночных цен на грузовые автомобили во втором квартале носила монотонный характер. Рост цен продолжался, однако темпы роста по сравнению с первыми месяцами года снизились почти вдвое. В июне наиболее заметно выросли цены на автомобили КамАЗ (2 – 4%) и «Урал» (2 – 3%), менее – на МАЗ и ЗИЛ (1 – 2%). Цены на автомобили Кременчугского автозавода практически оставались неизменными. Сближение темпов роста цен по маркам и моделям автомобилей, происходящее, несмотря на постоянные попытки дилеров поднять цены на МАЗы и КрАЗы (в частности, дать их в долларах, то есть значительно выше установившегося уровня), свидетельствует об относительной ценовой стабилизации. Видимо можно говорить о завершении переходного периода в развитии ценовой ситуации, начавшегося в августе прошлого года вследствие финансового кризиса.

Итогом этого периода явилось существенное изменение ценовой структуры рынка грузовых автомобилей – произошел значительный сдвиг цен в сторону более высокого уровня. Изменилось и наполнение ценовых ниш, в частности, ускоренный рост цен на «Уралы» увеличил их отрыв от КамАЗов и заметно приблизил к аналогам КрАЗа, двухосные самосвалы МАЗ-5551 почти догнали трехосные КамАЗ-55111. В целом же скачкообразный и трудно предсказуемый рост рыночных цен сменился более сдержанным, постепенным.

Позитивное влияние на ситуацию на рынке грузовых автомобилей оказывает ряд факторов, в том числе продолжающееся оживление реального сектора российской экономики, снижение уровня инфляции, некоторое расширение внутреннего платежеспособного спроса. Специалисты задаются вопросом: насколько долговременными являются эти факторы?

По мнению экономистов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования РАН, нынешнее финансово-экономическое положение не является устойчивым. Наряду с некоторыми позитивными сдвигами (заметное увеличение объема производства, улучшение финансового положения предприятий и др.), сохраняются существенные негативные тенденции: капиталовложения в экономику не увеличиваются (по итогам года их сокращение может составить 5 – 6%), не расширяется ни один из компонентов конечного спроса (снижение годового товарооборота может превысить 8%).

К росту уровня инфляции могут привести значительные изменения валютного курса, чрезмерная денежная эмиссия, возрастающие инфляционные ожидания и неблагоприятная динамика оптовых цен. Специалисты полагают, что наиболее критичным по своему воздействию на текущую ситуацию является валютный курс. От его динамики во многом будет зависеть положение в экономике в ближайшие 3 – 4 месяца.

Четырехкратное снижение реального обменного курса рубля активизировало процесс импортзамещения, снизило уровень продаж импортных автомобилей и улучшило конъюнктурную ситуацию для отечественных машин. В полной мере этим воспользовались заводы-производители легковых автомобилей (а вместе с ними и дилеры), в меньшей – грузовых машин. Об этом свидетельствует заметное улучшение положения на ряде предприятий, в том числе Камского, Горьковского, Московского (АМО ЗИЛ) автозаводов.

Дальнейшему росту потребительского спроса на отечественные грузовые автомобили может способствовать и все углубляющееся физическое и моральное старение грузового парка. Ежегодное обновление подвижного состава, по данным Минтранса РФ, находится на уровне 2,5% при норме 10 – 12%. Нерациональной является его структура по грузоподъемности и конструкции: доля среднетоннажных машин, не имеющих достаточного спроса в перевозках, превышает 60%; около половины автомобилей оснащены бортовой платформой.

Для руководителей автотранспортных предприятий все более очевидным становится тот факт, что в рыночных условиях без существенного обновления подвижного состава невозможно повысить эффективность его использования (по итогам прошлого года в среднем выработка на один автомобиль составила 2,2 тыс. т, тогда как в 1990 году она была втрое выше).

В условиях оживления экономики, даже сдержанного и непродолжительного, важную роль приобретает наличие на предприятии-производителе необходимой конструкторской и технологической базы, позволяющей предложить потребителю достаточно широкую гамму конкурентоспособной продукции. Судя по заметно расширяющемуся в последнее время модельному ряду автомобилей КамАЗ, ЗИЛ, УАЗ, этим заводам, по-видимому, удалось сохранить научный и производственный потенциал. В более тяжелом положении находятся такие заводы, как ОАО УРАЛАЗ, БАЗ и др. Опыт последних лет показывает, что без поддержки государства (федеральной, республиканской, муниципальной и др.) выжить крупным предприятиям крайне сложно. Интересным в этом отношении является и опыт Белоруссии.

В числе правительственных мер поддержки Минского автозавода – освобождение от уплаты таможенных платежей (таможенной пошлины, НДС) на импортируемые компоненты, необходимые для изготовления автомобилей, отвечающих современным экологическим нормам (в частности, Euro 2), отсрочка погашения задолженности по платежам в бюджет (платежи будут вноситься в течение двух лет с января 2000 по декабрь 2001 года равными долями без начисления пени) и другие меры. Это дает возможность заводу более активно оснащать производство новейшим отечественным и зарубежным оборудованием, в короткие сроки осваивать новые и модернизировать существующие модели автомобилей, успешно конкурирующие с российскими машинами.

Что касается изменения рыночных цен на грузовые автомобили в ближайшие 2 – 3 месяца, то следует ожидать сохранения тенденции их постепенного роста (на 3 – 4% ежемесячно). При этом опережающими темпами могут расти цены на автомобили КамАЗ (3 – 5%), меньшими – на ЗИЛ, ГАЗ (2 – 3%).


В. Салыгин Основные Средства 07'1999 30 августа 2005

Комментарии (0)