Там, где пехота не пройдет
Краны на шасси высокой проходимости
Мультилифты
Новинки на рынке
 4
Ходовая часть гусеничных машин
Рекомендации по техническому обслуживанию
 1
Мониторинг технического уровня перспективных отечественных тракторов для аграриев
Обзор тракторной промышленности России
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.1)
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.1)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
Комбайны для открытых горных работ
Обзор фрезерных комбайнов Surface Miner («майнеров»)
 1
Монстры ждут
Монтажные гусеничные краны
Зарубежные сельскохозяйственные тракторы специфических компоновок
Трактора автомобильной компоновки и типа Trac
КМУ: новинки, тенденции рынка, рекомендации покупателям
Круглый стол лидеров рынка
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 2)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
 3
На летнем топливе – зимой
Способы борьбы с замерзанием топлива

Рынок автобусов. Скоро будем ездить только на микроавтобусах

Р. Кулапин, канд. экон.наук

Приведенные данные свидетельствуют о том,что российский рынок меняется и никогда уже не станет таким, как десять лет назад. Можно соглашаться или не соглашаться с эмоциональной оценкой автора,но приведенные анализы и прогнозы ценны сами по себе.

Оценивая в целом развитие рынка автобусов в России, можно умиляться от успехов.

В 1997 г. начался значительный рост производства автобусов: на 21,6% относительно 1996 г., а за четыре месяца текущего года производство возросло на 16,9% относительно соответствующего периода прошлого года. По оценке, за 1998 г. общий прирост составит более 9% относительно прошлого года.

Общий объем продаж в России ежегодно возрастает в среднем на 16%, при этом объем продаж отечественных автобусов в 1997 г. увеличился на 23%, а за четыре месяца текущего года рост продаж составил около 20%; ожидается 10% годового прироста продаж. Тем не менее спрос превышает отечественное предложение на 16 – 18% ежегодно и удовлетворяется за счет импорта.

Но структурный анализ позволяет сделать достаточно неутешительные выводы: рынок захвачен микроавтобусами, закупаемыми в основном коммерческими организациями для городских и пригородных перевозок в качестве маршрутных такси.

Выпуск и продажа малогабаритных и микроавтобусов, используемых для этих целей, занимает основную долю в производстве автобусов: в 1996 г. она составила более 91% общего выпуска, в 1997 г. –- более 93%, в 1998 г., по оценке, составит около 95% общего объема российского производства.

Доля же городских и пригородных многоместных автобусов, составляющая и так незначительную величину, постоянно снижается: с 8,6% в 1996 г. до 5,3% в 1998 г. Основная причина этой тенденции – отсутствие средств у муниципалистов и мизерные инвестиции в развитие отечественного производства по выпуску многоместных автобусов. Вместо этого закупают турецкие «Мерседесы» по очень высокой цене – от 130 тыс. долларов США за единицу.

Импорт автобусов постоянно возрастает и составляет более 22% отечественного производства. Из этих закупок на микроавтобусы, закупаемые в Японии и Корее, приходится 43–45%, доля больших городских автобусов, закупаемых в Венгрии, Германии (в основном – бывшие в употреблении) и Турции составляет около 50% всех закупок; только в 1997 г. израсходовано более 300 млн. долларов США на приобретение 4500 штук. Эти закупки практически не изменяют критического положения в России с наличием городских и пригородных автобусов общего пользования, которых по предварительной оценке имелось на конец 1997 г. 110 тыс. или 0,00075 ед. на душу населения.

В текущем и ближайших годах сохранится высокий спрос на малогабаритные и микроавтобусы, поскольку затраты на покупку коммерческими структурами окупаются очень быстро.

Наибольший спрос сохранится в Москве, ее области, а также и в регионах со значительной плотностью населения и большой протяженностью городских и пригородных застроек.

Прогноз закупок автобусов по регионам России в 1998 г. (отечественное производство) представлен в таблице справа.




Р. Кулапин, канд. экон.наук Основные Средства 08'1998 27 октября 2005

Комментарии (0)