Рейтинг популярности зарубежных сельхозтракторов в России
Отечественные сельские товаропроизводители, как правило, взвешенно подходят к выбору моделей зарубежных тракторов для работы в своих хозяйствах, рассчитывая на их длительную, эффективную эксплуатацию, обращая внимание помимо бренда на комплекс технико-экономических показателей. Какие же зарубежные тракторы пользовались популярностью в 2011 г. на рынке России?
New Holland T 8040
New Holland T9060
Распределение долей продаж на рынке России зарубежных тракторов разных компоновочных схем, %
Foton TD 404
Challenger 865C
Распределение объемов продаж наиболее массовых колесных тракторов 4К4а по классам мощности
John Deere 7930
Case IH STX 435
Распределение долей продаж классических полноприводных тракторов 4К4а среди фирм с наибольшими объемами закупок, %
Распределение стоимости зарубежных тракторов наиболее востребованных моделей и фирм на рынке России, тыс. $
John Deere 7830
John Deere 9430
Как и в предыдущие годы, в 2011 г. в России продолжались закупки сельскохозяйственных тракторов (далее – тракторов) ведущих мировых производителей из стран дальнего зарубежья. Так, в январе–декабре на внутреннем рынке России по импорту было закуплено 13 098 ед. тракторов зарубежных фирм на общую сумму $217 145 669. Закупки осуществлялись в основном спонтанно, без должного анализа существующего рынка тракторной техники, показателей технической оценки ее узлов, агрегатов и систем, результатов испытаний на МИС образцов зарубежных тракторов и производственных проверок в хозяйствах. При этом объемы продаж закупаемых моделей зарубежных тракторов варьировались в весьма широких пределах (от 1 до 206 ед.). В табл. 1 показана так называемая презентабельная выборка типоразмеров наиболее популярных в России зарубежных тракторов, имеющих наибольшие объемы продаж. Повышенным спросом в России пользовались стандартные классические колесные тракторы с двумя ведущими мостами (95% от общего количества тракторов на рынке), далее идут тракторы с шарнирно-сочлененной рамой (3%), затем гусеничные модели (2%), при этом большой спрос имели классические колесные тракторы китайских и южнокорейских фирм, продажи которых по сравнению с предыдущими годами выросли в разы и составили от 14 до 109 ед. Таким образом, в подавляющем большинстве приобретались колесные полноприводные тракторы классической компоновки мощностью от 20 до 340 л.с., причем в основном закупались колесные тракторы средней и высокой мощности, соответственно от 80 до 200 и от 290 до 340 л.с., тогда как колесные тракторы с шарнирно-сочлененной рамой закупали мощностью от 375 до 535 л.с., а гусеничные – от 324 до 577 л.с.
Количество закупаемых тракторов с интегральной компоновкой было ограниченным и поэтому не учитывалось. По большим объемам продаж (в данном случае, например, свыше 30 ед.) в числе лидеров оказались тракторы фирм John Deere, далее последовательно идут тракторы фирм Foton, TYM, Kioti, Challenger, New Holland и Valtra (тракторы 4К4а), Case IH (тракторы 4К4б’) и Challenger (гусеничные тракторы). Доли продаж тракторов 4К4а (в диапазоне продаж от 31 до 206 ед.) среди фирм с наибольшими объемами закупок в России показаны на диаграмме 3. Таким образом, больше всего в России в 2011 г. приобретались полноприводные колесные тракторы фирмы John Deere. В числе лидеров продаж оказались также и китайские колесные тракторы фирмы Foton, которые при их небольшой мощности имели достаточно высокие показатели технического уровня и вместе с тем в сравнении с таким грандом, как John Deere, являлись более дешевыми, что и привлекало покупателей китайских и южнокорейских тракторов в России. Объемы продаж колесных тракторов других фирм оказались по сравнению с лидерами на порядок ниже, что свидетельствует об их меньшей популярности в России.
Мощные колесные тракторы нетрадиционной компоновки с шарнирно-сочлененной рамой и гусеничные тракторы в связи с их ограниченным применением, преимущественно только на энергоемких работах общего назначения (пахота, сплошная культивация и др.), закупались хозяйствами в ограниченных количествах (до 13–15 ед.), лидерами закупок были соответственно фирмы Case IH и Challenger. В основном отечественными сельскими товаропроизводителями у зарубежных фирм приобретались тракторы, отсутствующие в производстве на тракторных заводах в России или выпускаемые ими в малых количествах. При закупке зарубежных тракторов средней и высокой мощности покупателям из России следует прежде всего учитывать комплекс основных технико-экономических показателей их узлов, агрегатов и систем, оказывающих существенное влияние на эксплуатационные качества, – это высокий крутящий момент, минимальный выпуск отработавших газов, электронный впрыск топлива, большой интервал ТО, переключение передач в трансмиссии под нагрузкой без разрыва мощности или бесступенчатое переключение передач, максимальная транспортная скорость не менее 40–50 км/ч, подрессоривание переднего ведущего моста, эффективное торможение не только задними, но и передними колесами, высокая грузоподъемность задней навесной системы, низкий уровень шума в кабине и т. п. Следует обращать внимание и на такой важный показатель, как урожайность сельхозкультур в конкретном регионе России и возможность полного использования конкретной модели с высокой степенью загрузки в рядовой эксплуатации для обеспечения максимальной производительности при агрегатировании с соответствующим по тяговому классу закупаемого трактора комплексом машин-орудий, а также оптимальное сервисное обслуживание. Как правило, доверием сельских товаропроизводителей пользовались зарубежные тракторы средней (около 200 л.с.) и высокой мощности (более 400 л.с.). Они приобретались главным образом крупными финансово устойчивыми сельхозпредприятиями, имеющими большой пакет финансовых активов и денежных средств для капиталовложений, тогда как в качестве покупателей тракторов меньшей мощности выступали не только они, но и преимущественно средние сельхозпредприятия, личные подсобные и индивидуальные хозяйства. В связи с этим интерес представляют основные технические показатели тракторов, занявших лидирующие места в рейтинге наиболе покупаемых в России, непосредственно влияющие на их эксплуатационные качества (см. табл. 3). Учитывая данные табл. 3, можно отметить, что именно благодаря своим высоким технико-экономическим показателям наибольшей популярностью в России пользовался полноприводный колесный трактор John Deere 7830, который еще и намного дешевле альтернативных моделей с шарнирно-сочлененной рамой Case IH STX 435 и гусеничного Challenger МТ 865С.
|