Как правильно смонтировать гидромолот на экскаватор
Подвеска (адаптер) гидромолота
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 4)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Воров просят не беспокоиться (ч .2)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
Смешать, но не взбалтывать
Современные тенденции в грейдерном деле
Тяжелая дорожная артиллерия
Самоходные фрезы
Секреты воздушного фильтра
Земноводный автобус
Экскурсионные «амфибусы» голландской компании Dutch Amfibious Transport Vehicles BV (DATV)
 1
Экскаватор «среднего» класса. Что это?
Подход импортных производителей к классификации экскаваторов
 4
Новая технология экономии дизельного топлива
Дизель-газовая система от британской компании GSPK Multifuel Technology
Развитие трансмиссии гусеничных бульдозеров в мировой практике, СССР и России
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 1)
Критерии работы фильтров
Земные спасатели космонавтов (ч.3)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Монтаж КМУ Palfinger на шасси КамАЗ освоил московский Концерн «Все краны»

Придет ли КМУ на смену автокрану? (Часть 2)

Будем реалистами

Вопрос, придет ли КМУ на смену автокрану грузоподъемностью (г/п) до 14 т, на самом деле риторический. Таких автокранов на территории стран СНГ больше не выпускают, а потому легкие КМУ заняли практически пустующую нишу. Вопрос о приобретении КМУ каждый решает исходя из технологической и экономической целесообразности: с учетом плеча подвоза, объ­ема и размера перевозимых грузов, размеров погрузочных площадок. И все-таки при острой необходимости можно отыскать японский б/у автокран малой грузоподъемности. Такие машинки встречаются не так часто, как б/у грузовички с КМУ Tadano и UNIC, но все же встречаются, а значит, есть в них необходимость.

С автокранами г/п 14...20 т сложнее. Выпуск автокранов в этом диапазоне грузоподъемности продолжают заводы «Ивэнергомаш», «Угличмаш», Клинцовский автокрановый, «Автокран», Юргинский машиностроительный, «Могилёвтрансмаш», Дрогобычский завод автомобильных кранов. Спрос на эти автокраны сохраняется. В чем причина этого явления? Если попытаться сравнивать грузовысотные характеристики, выясняется, что с автокранами конкурируют тяжелые КМУ, начиная с максимального грузового момента – примерно 380 кН.м. Цена комплекта тяжелого КМУ без шасси и монтажа на него сопоставима с ценой 16-тонного крана вместе с шасси. Вот главная причина того, почему спрос на средние и большие КМУ невысок. И это положение вещей не может измениться в принципе.

Palfinger PK 15001L с задним расположением и продольной схемой складывания стрелы

Универсального инструмента не существует. На коротком вылете до 4 м грузоподъемность автокрана больше. На бо’льших вылетах КМУ превосходит автокран. Кран-манипулятор благодаря своей конструкции может выполнять работы, недоступные для автокрана, и наоборот, поэтому с технологической точки зрения нужны и тот, и другой. Также не стоит забывать, что КМУ «съедает» до 25% полезной грузоподъемности шасси. Как видим, нет предпосылок к тому, что автокраны малой грузоподъемности исчезнут и их полностью заменят КМУ.

Какие они – КМУ?

Есть две основные конструкции КМУ – прямые телескопические и складные телескопические. Достоинства складных установок – компактность и многофункциональность. В транспортном положении они складываются за кабиной или за грузовой платформой. Разновидностью складных КМУ можно считать установки с продольной схемой складывания, практикуемой оте­чественными заводами. Сложные конструкции с дополнительным телескопическим удлинителем стрелы позволяют выполнять уникальные работы, пронося груз в проемы между строительными конструкциями. Многофункциональность достигается использованием сменных навесок – траверс, грейферов и захватов. Для работы с гидромеханическими навесками КМУ оснащают дополнительными гидроконтурами.

Набор навесного оборудования для Palfinger Epsilon

Прямые телескопические установки, оснащенные тросовой подвеской крюка и лебедкой, в транспортном положении располагаются вдоль по ходу или против хода шасси, нависая над кабиной или над грузовой платформой, что может доставлять неудобства при перевозке груза. Для эвакуаторов предлагают специальные КМУ с высокими аутригерами, чтобы опускать заднюю часть платформы до земли. Конструкция КМУ с прямой стрелой проще, чем у складной стрелы.

КМУ со складной стрелой шире распространены в Европе, установки с прямой стрелой – в Японии, откуда они перекочевали в страны Юго-Восточного региона – Корею и Китай. Предприимчивые китайцы успешно переняли и европейский опыт. Российские машиностроители также освоили оба варианта конструкций.

Во время строительного бума рынок КМУ быстро рос, и российские производители за ним не поспевали. Две трети потребности удовлетворял импорт, по большей части импорт бывших в эксплуатации автомобилей с КМУ. Лучше всего продавались легкие установки с грузовым моментом от 12 до 150 кН.м.

XCMG на грузовике КамАЗ-65117

Отечественное производство

Краны-манипуляторы выпускают несколько отечественных предприятий – «БАКМ», «ИНМАН», «Велмаш-С», Майкопский и Златоустовский машиностроительные заводы.

Предложение ЗАО «БАКМ» включает краны-манипуляторы со складной телескопической стрелой БАКМ 460, БАКМ 890, БАКМ 1040 и БАКМ 1600 с грузовым моментом 47; 89; 104 и 160 кН.м, причем каждая модель в двух–четырех модификациях: с одной, двумя, тремя или четырьмя выдвижными секциями. Модель БАКМ 460 монтируют на шасси г/п от 3 т, БАКМ 890 – на шасси г/п от 4 т, БАКМ 1040 – на шасси г/п от 6...7 т, БАКМ 1600 – на шасси г/п от 8...9 т.

БАКМ 1040 на выставке «СТТ'2009»

ЗАО «ИНМАН» выпускает КМУ со складной телескопической стрелой гексагонального профиля ИМ 240, ИМ 180, ИМ 150, ИМ 95, ИМ 50, ИМ 55, ИМ 20 с грузовым моментом 219; 179; 121; 85; 44; 51,2; 18,3 кН.м и вылетом стрелы до 18 м. Число выдвижных секций стрелы – до четырех. На базе ИМ 240 создана модификация ИМ 240А с грузовым моментом 241 кН.м с прямой телескопической стрелой и тросовой подвеской крюка. Топ-модель линейки ИФ 300 с грузовым моментом 270 кН.м для длиннобазных шасси, с которой в 1993 г. в Ишимбае началось производство КМУ, поставляется нефтегазовому комплексу.

В зависимости от пожелания заказчика управление КМУ выводят на сиденье на колонне или на шасси на уровень земли. В последнее время растет спрос на дистанционное управление.

Гидроманипулятор Palfinger Epsilon на ломовозе на шасси Ford Cargo

ОАО «Майкопский машиностроительный завод» освоило широкую гамму КМУ для разных отраслей экономики. В его производственной программе 16 моделей КМУ «Атлант-С» на основе гидроманипуляторов ЛВ-210, ЛВ-184, ЛВ-185, ЛВ-220, ЛВ-190 с грузовым моментом от 20 до 150 кН.м и вылетом от 3,8 до 10,8 м. Применяются схемы как с продольным, так и с поперечным складыванием. Предприятие также предлагает экзотическую модель «Атлант-С 75 ГМ» с гидромолотом и крюковой подвеской и, кроме того, буровое навесное оборудование, грейферы, захваты.

КМУ Великолукского машиностроительного завода

Великолукский машиностроительный завод ООО «Велмаш-С» – основной российский поставщик кранов-манипуляторов для лесозаготовок. С целью расширения ассортимента завод разработал модели КМУ-31 и КМУ-90 с грузовым моментом 31 и 90 кН.м, складывающиеся поперек рамы шасси. В коммунальном хозяйстве и общестроительных работах также используется модель ОМТЛ-30-02 с продольной схемой складывания стрелы и ОМТЛ-70-01 с поперечной Z-образной схемой складывания. Их основной рабочий орган – грейфер, предусмотрены и различные захваты. Для погрузки лома завод выпускает модели ОМТ-97 и ОМТ-120.

ОАО «Златмаш» 15 лет занимается тематикой КМУ и сейчас выпускает установки «Синегорец-210», «Синегорец-110», «Синегорец-75» и «Синегорец-25» с грузовым моментом 210; 110; 75 и 25 кН.м. Навесное оборудование – крюк, грейфер для леса, грейфер для металлолома, грейфер для сыпучих материалов. «Синегорец-25» работает с электро­изолированной рабочей платформой (люлькой).

«Атлант-С 90» (Майкопский машиностроительный завод)

Импорт

Благодаря усилиям автозавода «Чайка-Сервис» краны-манипуляторы Amco Veba лидируют по поставкам среди импортеров. Amco Veba поставляет широкую гамму установок с грузовым моментом от 19 до 800 кН.м со складной телескопической стрелой, с прямой телескопической стрелой, включая модели с тросовой подвеской крюка. Гидросистемы установок без электроники, это упрощает их обслуживание. На КМУ средней и большой грузоподъемности применяется устройство ограничения нагрузки, предотвращающее опрокидывание машины во время работы. Поворотные аутригеры можно убирать, благодаря чему не меняется дорожный просвет, т. е. проходимость автомобиля не ухудшается. В качестве дополнительного оборудования «Чайка-Сервис» предлагает разборные траверсы собственного производства, грузоподъемные лебедки, ротаторы, захваты, грейферы, ковши и буры.

КМУ Amco Veba на шасси «Валдай» («Чайка-Сервис»)

Palfinger предлагает широкий модельный ряд установок с грузовым моментом от 7 до 1150 кН.м. Модельный ряд разбит на две линейки – КМУ Palfinger Crane и гидроманипуляторы Palfinger Epsilon. В линейку Crane входят КМУ со складной телескопической стрелой малой, средней и большой грузоподъемности. Серию малой грузоподъемности составляют 13 моделей с грузовым моментом от 7 до 40 кН.м и вылетом стрелы от 1,6 до 8,4 м. Дополнительное преимущество малых моделей в том, что их не надо регистрировать в Ростехнадзоре.

Серия КМУ средней грузоподъемности с грузовым моментом 40...300 кН.м насчитывает 56 моделей. В серии КМУ большой мощности 17 моделей с грузовым моментом 300...1150 кН.м. Поставки мощных КМУ единичны. В конструкции стрел Palfinger использованы более широкие шестигранные профили, устойчивые к скручивающим усилиям. Все металлические части КМУ изготовлены из высокопрочной стали австрийского производства. Гидроманипуляторы Epsilon предназначены для погрузки-разгрузки сортимента, металлолома, сыпучих материалов, строительного мусора. Модельный ряд включает гидроманипуляторы со схемой складывания вдоль оси шасси  – 25 моделей в 118 исполнениях с грузовым моментом от 65 до 320 кН.м, гидроманипуляторы с поперечной схемой складывания стрелы – 10 моделей в 45 исполнениях с грузовым моментом от 65 до 185 кН.м.

Большую долю в импорте занимают японские б/у грузовички с КМУ Tadano и UNIC

Шведская компания HIAB разделяет свои КМУ со складной телескопической стрелой на три серии – легкую, среднюю и тяжелую. В легкой серии 13 моделей с грузовым моментом от 10 до 100 кН.м, в средней – 8 моделей с грузовым моментом от 100 до 220 кН.м и в тяжелой – 10 моделей с грузовым моментом от 220 до 850 кН.м. Каждая модель может быть поставлена заказчику в разных вариантах исполнения. HIAB также предлагает серию XS, основанную на специальной модульной системе, которая позволяет собрать практически любой кран в соответствии с детальной спецификацией заказчика. Компания предлагает и навесное оборудование – паллетные вилы, захват для кирпича, двухчелюстной ковш, бур, лебедку, гусек.

Краново-манипуляторные установки UNIC с прямой телескопической стрелой и тросовой подвеской крюка японской фирмы Furukawa Unic Corp. успешно продвигает с 2005 г. ООО «Мега Драйв» (г. Мытищи), а также компания ООО «Технополис» (г. Боровск, Калужская обл.). Освоен монтаж КМУ на шасси КамАЗ, МАЗ, «Урал», ЗИЛ, ГАЗ, Isuzu, Hyundai, Foton, а также на тракторы. В ассортименте легких КМУ модели г/п 3030 и 2330 кг с установкой за кабиной и модели г/п 2220 и 1015 кг с установкой на грузовой платформе. Для среднетоннажных автомобилей предусмотрены КМУ г/п 3030 кг. Для тяжелых автомобилей, например КамАЗ, МАЗ, «Урал», есть модели г/п 3030, 4050, 8200, 13 620 кг. Каждую модель поставляют в нескольких модификациях с 2...5 выдвижными секциями. КМУ UNIC полноповоротные. Безопасность обеспечивает система, состоящая из датчика длины стрелы, датчика угла наклона стрелы, тензодатчика в оголовке стрелы и концевого выключателя. Система позволяет отслеживать массу груза и предотвращать перегрузку.

Новенький UNIC на шасси Hino – потенциальный предмет для экспорта в Россию

Итальянская фирма Fassi выпускает КМУ со складной телескопической стрелой с грузовым моментом от 11 до 1133 кН.м. Серия легких КМУ включает 16 моделей от 11 до 112 кН.м, серия средних – 19 моделей от 114 до 341 кН.м, тяжелых – 17 моделей от 331 до 1133 кН.м. Каждая базовая модель насчитывает до двух десятков вариантов исполнения. Так, модель 360DXP, которую компания относит к среднеразмерным, производят в 19 модификациях с грузовым моментом от 341 кН.м в исполнении с двумя выдвижными секциями (вылет до 8,15 м) до 316 кН.м с 7-секционной основной стрелой и 5-секционным управляемым телескопическим удлинителем (вылет до 26,7 м). Угол поворота колонны – 400°. Особенность моделей с индексом ХР – электронная система управления Evolution с использованием технологии CANbus, позволяющая существенно улучшить их грузовысотные характеристики.

КМУ Fassi на «СТТ'2009» КМУ Fassi на «СТТ'2009»

Представляет интерес предложение китайских машиностроителей как более доступное по цене, чем западные аналоги, и построенное по европейским и японским технологиям. Монтаж установок XCMG на шасси КамАЗ-65117 и Hyundai HD78 освоило ЗАО «Машиностроительный завод» (г. Сергиев Посад). Дистрибуцией занимается Торговый Дом «Загорец». Предприятие предлагает как КМУ с прямой телескопической стрелой и тросовой подвеской крюка, так и КМУ со складной телескопической стрелой.

Серия КМУ с прямой стрелой включает четыре модели г/п 3,2; 4,0 и 5 т. «Старшая» модель КМУ с прямой стрелой с тремя выдвижными секциями обеспечивает вылет до 11 м, две другие – с двумя секциями и вылетом от 7,56 до 8,5 м. «Младшую» модель SQ3.2SK2Q монтируют на грузовик Hyundai HD78, две 5-тонные – на КамАЗ-65117. Особенность КМУ с прямой стрелой – размещение лебедки на колонне.

В линейке КМУ со складной стрелой шесть моделей: четыре г/п 3,2; 4,0; 5,0 и 6,3 т с двумя выдвижными секциями и вылетом 7,6 и 8 м и две с тремя выдвижными секциями г/п 5 и 6,3 т и вылетом 9,92 м. КМУ г/п 6,3 т устанавливают на КамАЗ-65117, причем в двух вариантах – с расположением за кабиной и на заднем свесе.

КМУ UNIC в специальной комплектации для трактора

Кроме вышеперечисленных на российском рынке много марок КМУ европейского, японского, корейского производства – Effer, HMF, Tadano, Kanglim, Tico, CS Machinery, DongYang, Soosan, Forester, Cormach, B.O.B и др., всех и не перечислишь. Отечественные заводы также занимались расширением своих модельных рядов. Выбор большой, а потому трудный. С выбором автокрана проще: номенклатура меньше, и техника, и поставщики давно и хорошо знакомы, у заводов есть сервисные сети, и потому говорить, что КМУ сменят автокран, несколько прежде­временно. КМУ и автокраны будут сосуществовать долго и успешно.

ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВО КМУ
Леонид Малютин Основные Средства 08'2009 18 февраля 2016

Комментарии (0)

Компании
ООО «ПАЛФИНГЕР КРАН РУС» (812) 303-82-64, (812) 303-82-64 www.palfinger.com
ООО «Автомеханический завод» 8 800 700 2690 www.amznn.ru