FAW J6 - путь совершенствования

Государственная компания FAW (China First Automotive Group Corporation) в числе первых китайских автозаводов вышла на российский рынок в 2007 г. и первой открыла здесь официальное представительство. Компания последовательна в действиях, прилагает большие усилия для развития своей инфраструктуры на российской территории, учитывает ошибки прошлого и быстро совершенствуется.

Новое поколение автомобилей FAW J6 Euro 4, представленное в июне 2013 г. на выставке «СТТ», – это значительный шаг вперед в сравнении с предыдущим поколением J5, фактически это совершенно разные автомобили, и можно сказать, что опыт эксплуатации в России стал движущей силой их совершенствования.

Прежде всего FAW расширила линейку и поставляет сего­дня простой и понятный модельный ряд: самосвалы 6х4 и 8х4, седельные тягачи 6х4, автобетоносмесители 6х4, городской самосвал общей массой 26 т и кран-манипулятор на базе 25-тонного шасси.

Автомобили получили силовые агрегаты, соответствующие нормам токсичности Euro 4. Гамма двигателей FAW разработана с применением новейших технологий одним из лидеров в разработке и испытаниях силовых агрегатов – инжиниринговой фирмой AVL LIST GMBH (г. Грац, Австрия). Эта же компания проектировала завод в Китае. Качество продукции достигается благодаря системе управления технологическим оборудованием CNC, гибкой производственной системе (FMS), новейшему оборудованию из США, Японии, Германии.

Автомобили получили двигатели более экологичные и более мощные, чем у предшественников: турбированные 6-цилиндровые рядные объемом 8,6 л получили 3-осные автомобили, объемом 11 л – 4-осные. Требования норм выполнены за счет сочетания системы впрыска Bosch китайского производства с электронным управлением и технологии SCR (селективной каталитической нейтрализации) с применением мочевины. Двигатель оснащен горным тормозом, который обеспечивает безопасное управление тяжелым автомобилем во время движения по горной местности, на длинных спусках, а также уменьшает износ тормозной системы. Двигатель оптимально сочетает в себе надежность, мощность и экономичность (заявленный ресурс – 800 тыс. км пробега).

С двигателем сочетается однодисковое сцепление Sachs диа­фрагменного типа с ведомым диском диаметром 430 мм. Сцепление доказало свою надежность в самых тяжелых условиях эксплуатации и значительный ресурс, гидравлика с пневмоусилителем обеспечивает точность в работе, а необслуживаемая конструкция сцепления упрощает эксплуатацию автомобиля FAW.

Антон Кузнецов, механик, ООО «Строительные технологии», г. Екатеринбург: «Занимаемся благоустройством территорий, ландшафтным дизайном, поэтому парк у нас пестрый: разнообразная землеройная техника, такой же разнообразный самосвальный парк, в том числе самосвалы FAW нового поколения. Были у нас FAW и предыдущего поколения, и если их сравнивать, то это небо и земля. Как же мы намучились с теми самосвалами, особенно с подвесным подшипником... Такие «нежные» они, перегрузишь – и «полетел». А зачем «китаец» нужен, если его, хотя бы вдвое, не перегружать? Ну, и по мелочи немного досаждали. Но что нас спасало – это то, что с запчастями мы не испытывали проблем. И мы очень рады, что у FAW появилось новое поколение самосвалов. Приобретая новые самосвалов FAW, мы боялись прежних проблем в эксплуатации, но дилер нас убедил, что все «болезни» устранены, да и внешне очень они нам понравились. Год эксплуатации снял все сомнения, мы были приятно удивлены, когда перестали сталкиваться со «старыми болезнями» автомобиля. Мелкие неприятности случались, но в целом мы очень довольны. Из китайских брендов это, наверно, самый толково сделанный, да и проблем с запасными частями нет».

Самосвалы получили новые синхронизированные КП Fast Gear Fuller 12JSD160T, эта коробка идет в базовую комплектацию автобетоносмесителя FAW. Седельный тягач оснащают механической 12-ступенчатой синхронизированной коробкой передач ZF 16S221 OD.

В новом поколении изменен карданный вал с подвесным подшипником. Завод отреагировал на жалобы на обрыв подшипника и пересмотрел геометрию карданной передачи. Поменяли также ведущие мосты с межосевым дифференциалом.

Подвеска зависимая: спереди на двух полуэллиптических рессорах с гидравлическими телескопическими амортизаторами, сзади балансирная с реактивными штангами на двух полуэллиптических рессорах. Пневматическая рабочая тормозная система разделена на два контура: на переднюю ось и заднюю тележку. Тормозные механизмы всех колес барабанные, тормозная система построена на компонентах Wabco с АБС и водоотделителем. Стояночная тормозная система с приводом от пружинных энергоаккумуляторов тормозных механизмов осей задней тележки. Вспомогательная тормозная система представляет собой моторный тормоз-замедлитель.

Основа всего – усиленная рама. Усиленная как за счет толстостенных лонжеронов и поперечин, так и раскосами крест-накрест над задней тележкой. Этим экспортная рама разительно отличается от «серых» самосвалов и от конкурентов, для которых характерна тонкая, непрочная рама.

Если сравнивать с предыдущим поколением J5, то дизайн кабины изменился существенно. Окна приобрели оригинальные, если не сказать – причудливые, формы. Особую оригинальность кабине придает скос задней поверхности. Опознать в ней пришельца с Востока можно издалека. Ветровое стекло увеличилось по высоте. Радиаторная решетка приобрела модный ныне вид пчелиных сот (honeycomb). Изменились внешние облицовочные и декоративные элементы, особенно бампер. Бампер значительно увеличился в размерах и состоит из нескольких деталей. В него вмонтированы «раскосые» блок-фары и фары противотуманного света. Справа и слева в дверном проеме предусмотрены поручни, так что подниматься и спускаться из кабины удобно и безопасно. Развитая система зеркал включает три панорамных зеркала справа, пару зеркал слева и одно под козырьком кабины, обеспечивая надлежащий обзор.

Афанасий Борисов, г. Якутск: «Мы занимаемся грузоперевозками, в основном перевозками щебня и песка. Соответственно парк техники представлен самосвалами, в основном китайскими. С появлением у нас самосвалов FAW нового поколения J6 мы поняли, что прошли времена, когда китайский самосвал живет до первой серьезной поломки, ставится под стенку и служит донором запчастей для оставшихся в живых самосвалов. Это крепкие и достаточно надежные автомобили. С «КамАЗами» даже сравнивать не хочу. Предыдущее поколение FAW было немного хуже, но это во многих отношениях лучше даже Volvo и Scania. Дешевле при покупке, дешевле в эксплуатации, а результат в виде песка и щебня имеем тот же самый.

Должен заметить, что мелкие проблемы и сейчас есть, но в наших очень тяжелых условиях их трудно избежать.
А вообще по сравнению с конкурентами, теми же китайцами, FAW показывает себя очень достойно.

В интерьере кабины J6 конструкторы и дизайнеры акцентировали внимание на эргономике. С точки зрения форм ее дизайн проще, чем у J5, но удобнее для водителя. Внутри дневная двухместная кабина исключительно просторна. Особое удовольствие водителю доставит «спальник» – не двухместный, но полуторный точно. Плюс занавесочки на боковых окнах. Отделочный пластик простой, без изысков, но тканевая обивка очень качественная. Водительское сиденье на пневмоподвеске с привычными регулировками. В общем, малогабаритная квартира со всеми удобствами. Пассажирское кресло на значительном расстоянии от водительского и располагает к комфортному отдыху, кроме того, машина оборудована мощной системой климат-контроля. Воздушные дефлекторы устроены также в дверях напротив зеркал. Это большой плюс при работе в сырую и холодную погоду. В числе бытовых удобств также магнитола с USB-входом, электростеклоподъемники, электрическая регулировка зеркал, электроподогрев зеркал, ящички и ниши.

Рабочее место водителя оснащено традиционными средствами – комбинацией с аналоговыми приборами и небольшим ЖК-дисплеем, панелью переключателей световых приборов и блокировок в удобной близости от рулевого колеса. В кабине J6 вообще всё в удобной близости. Отрегулировав сиденье и рулевую колонку, можно с удобством работать с педалями и рулем.

Хочется еще раз обратить внимание на пользу покупок автомобилей у официальных дилеров. Самосвалы FAW ввозят не только официальные дилеры, и покупателю стоит остеречься от слишком выгодных предложений «неофициалов». Дело в том, что самосвалы, ввезенные официальным и «серым» дилерами, – это совершенно разные машины. Автомобили, которые FAW поставляет на экспорт, в том числе в Россию, собирают на отдельном конвейере из отдельной и ограниченной номенклатуры комплектующих. Более того, завод внимает запросам дилеров и модернизирует конструкцию для лучшего ее соответствия зарубежным рынкам.