Тяжелый металл (Часть 1)
Обзор рынка бульдозеров
Основными поставщиками бульдозеров на российский рынок остаются челябинский «ЧТЗ-Уралтрак», чебоксарский «Промтрактор» и Волгоградский тракторный завод. Вклад остальных заводов незначителен. Спад объемов строительства существенно сказался на производстве бульдозеров. В самом тяжелом 2009 г. выпустили около 1500 машин, и три четверти из них в первом полугодии – заводы отрабатывали собранные ранее заказы. Спад продолжился до февраля 2010 г., затем объемы начали постепенно расти – в январе выпустили 34 машины, в феврале 53, в марте 64 и т. д. Поставки импортных бульдозеров в период спада были единичными, сейчас импорт понемногу восстанавливается.
Тема бульдозеров представляет интерес для достаточно мощных машиностроительных предприятий. В последние годы ею занимался челябинский завод «ЧСДМ», орловский «Дормаш». Но их действия больше напоминают прощупывание почвы, поиск своей стратегии. В итоге завод «ЧСДМ» похоронил этот проект, в проекте «Дормаша» жизнь еще теплится. У импортеров техники из Китая агрессивная позиция, они откусывают по кусочку и у российских, и у западных конкурентов.
Основу производственной программы «ЧТЗ-Уралтрак» составляют строительные 20- и 24-тонные бульдозеры и тяжелые вскрышные машины массой 40, 45 и 106 т. В модельном ряду 20-тонные бульдозеры Б11 и Б10М, 24-тонные Б12 и Б13, тяжелые бульдозеры ДЭТ-250М2 и ДЭТ-320 массой 40 и 45 т и 106-тонный Т-75.01 в разных модификациях.
Старое семейство Б10 оснащают двигателями Д180 и ЯМЗ-236 и гидромеханической или механической трансмиссией. Более новые модели Б11 и Б13 отличает шестигранная каркасная кабина с улучшенными изоляционными свойствами. Их оснащают двигателями серии ЯМЗ-236 и гидромеханической трансмиссией. Тяжелые модели ДЭТ-250М2, ДЭТ-320 и ДЭТ-400 оснащены электромеханической трансмиссией. ДЭТ-250М2 комплектуют двигателем В-31М2 мощностью 237 кВт собственного производства, ДЭТ-320 – ярославским дизелем ЯМЗ-7511 в 258 кВт, ДЭТ-400 – модификацией ЯМЗ-7511.10-34 мощностью 272 кВт. Челябинская топ-модель Т-75.01 приводится в движение 6-цилиндровым двигателем 6ДМ-21Т рабочим объемом 43,64 л и мощностью 603 кВт производства Уральского турбомоторного завода (Екатеринбург) через гидромеханическую трансмиссию. Судя по представленным на недавней выставке «СТТ-2010» экспонатам, завод работает над новым поколением бульдозеров и намерен расширять вниз типоразмерный ряд. Так, 20-тонный бульдозер С-10 с выделяющим его скошенным капотом оснащен двигателем ЯМЗ-236 мощностью 139,7 кВт, гидромеханической трансмиссией фирмы Dana с 3-ступенчатой КП, дифференциальным механизмом поворота планетарного типа, 2-ступенчатыми планетарными бортовыми редукторами Bosch Rexroth. Бульдозер Б-8 тягового класса 6 и массой 10 700 кг – представитель типизированного ряда перспективных тракторов, он оснащен двигателем Cummins 6BT5.9 мощностью 80,8 кВт и гидростатической трансмиссией Sauer-Danfoss, универсальным поворотным отвалом с объемом призмы волочения до 2,6 м3 и трехзубым рыхлителем.
В модельном ряду завода «Промтрактор» (концерн «Тракторные заводы») семь базовых моделей бульдозеров, или по классификации концерна промышленных тракторов «Четра» – Т9 (масса 16,8 т), Т11 (20 т), Т15 (28 т), Т20 (36 т), Т25 (46,2 т), Т35 (60,5 т), Т40 (67,8 т) и их модификации. Как видим, модельный ряд средних и тяжелых тракторов хорошо сбалансирован и выполнен в едином стилистическом решении. Начав производство лицензионных дизелей Sisu, концерн расширил агрегатную базу, куда входили ярославские двигатели и Cummins. Концерн использует гидромеханическую трансмиссию, а ее модульный принцип упрощает сборку и крупноузловой ремонт. Одна из модификаций – 19-тонный бульдозер Т11С с гидростатической трансмиссией Sauer-Danfoss. Подвеска гусеничных тележек трехточечная с вынесенной осью качания. Стандартное рабочее оборудование – полусферический отвал и одно-, двух- или трехзубый рыхлитель.
Производство бульдозеров «Четра» Т9 (масса 12 т, двигатели ЯМЗ-238 мощностью 110 кВт, Cummins на 110 кВт и Sisu 66 на 121 кВт) освоила Тракторная компания «ВгТЗ» (концерн «Тракторные заводы»). В перечне новой продукции Волгоградского тракторного – бульдозеры на базе гусеничного трактора общего назначения Агромаш-90ТГ тягового класса 3. Агромаш-90ТГ – это не что иное, как рестайлинговый ДТ-75, которому облагородили капот и кабину и обновили агрегатную базу. Его комплектуют алтайским дизелем А-41 мощностью 66,2 кВт или Sisu в 69,9 кВт. Бульдозер ДЗ-42 на базе дорестайлингового ДЗ-75 с дизелем А-41 также доступен для заказа.
Орловский «Дормаш» в 2005-м представил свою разработку – бульдозер Б100 «Победа» массой 16 500 кг также 10-го тягового класса с двигателем Cummins мощностью 121 кВт. Главная особенность бульдозера – гидростатическая трансмиссия Bosch Rexroth. Использованы также немецкие бортовые редукторы и система электрогидравлического управления. Бульдозер оснащен спереди полусферическим неповоротным отвалом вместимостью не менее 4,5 м3 с гидроперекосом в каждую сторону до 10°. Сзади установлен трехзубый рыхлитель с заглублением до 500 мм, предусмотрен и однозубый параллелограммный рыхлитель. В 2008 г. завод представил вторую модель – Б120 массой 19 900 кг с двигателем Cummins мощностью 133 кВт, гидростатической двухконтурной двухдиапазонной трансмиссией Bosch Rexroth, полусферическим отвалом вместимостью 4,8 м3 и одно- либо трехзубым рыхлителем.
Российское представительство Komatsu, лидера среди импортеров, предлагает сегодня 10 моделей бульдозеров. Линейка начинается с компактных моделей D37EX-22 массой 8300 кг и мощностью 66 кВт и D39EX-22 массой 9040 кг и мощностью 79 кВт. Машины эти оснащены поворотным отвалом с регулируемым перекосом и по сравнению с предыдущим поколением немного прибавили в массе и мощности.
Специально разработанную для России модель D63E-12 Komatsu поставляет с 2008 г. Бульдозер массой 18 500 кг и мощностью 116 кВт оснащен полусферическим отвалом и однозубым рыхлителем. Машина подготовлена к установке систем подогрева и узлов в «северном» исполнении. D63E-12 конструктивно схож со следующей в линейке моделью D65E-12 массой 19 125 кг и мощностью 135 кВт. Корытообразная рама с плоским днищем защищает силовой модуль, состоящий из двигателя, гидротрансформатора, планетарной КП, главной передачи и насоса рабочей гидросистемы. Ходовая часть жесткая, с вынесенной вперед осью качания, разгружающей бортовой редуктор.
Пустовавшая ранее категория 24 т теперь заполнена моделью D85A-21 массой 23 320 кг и мощностью 168 кВт. D85A-21 оснащают полусферическим отвалом вместимостью 5,2 м3. На следующих в линейке бульдозерах D85EX-15/ PX-15 массой 28 000 и 27 550 кг и мощностью 179 кВт использована новая электронная система управления трансмиссией, которая облегчает работу оператора.
Верхняя часть линейки бульдозеров ориентирована в первую очередь на добывающие отрасли. Ходовая часть 40-тонного D155A-5 мощностью 225 кВт на упругой подвеске с крестообразными каретками опорных катков обеспечивает надежное сцепление с грунтом на неровной поверхности и более мощное тяговое усилие по сравнению с «жесткой» подвеской. Рабочее оборудование – полусферический отвал с изменяемым углом перекоса вместимостью 8,8 м3 и одно- или трехзубый рыхлитель. На 50-тонном D275A-5 и 70-тонном D375A-5 применены К-образные каретки опорных катков, качающиеся уже на двух осях. За счет этого вертикальное смещение опорных катков существенно увеличено, что обеспечивает постоянный контакт гусеницы с грунтом. Мощность бульдозера D275A-5 – 306 кВт, бульдозера D375A-5 – 391 кВт. Топ-модель D475A-5 мощностью 664 кВт и массой 108 390 кг оснащают полусферическим отвалом вместимостью 27,2 м2 или сферическим на 34,4 м3. В ходовой части также применены К-образные каретки.
Caterpillar, главный конкурент японской корпорации и старейший поставщик тяжелой техники в Россию, поставляет малые, средние и тяжелые бульдозеры массой от 8 до 105 т. В малом классе три машины последнего поколения К – D3K, D4K и D5K массой 7795, 8147 и 9408 кг. Эти же модели Caterpillar поставляет на рынок США. Машины оснащают двигателем Cat C4.4 с технологией ACERT, гидростатической трансмиссией, полусферическим поворотным отвалом с изменяемым углом перекоса, ходовой частью SystemOne с овальной гусеницей. Рядные 4-цилиндровые двигатели объемом 4,4 л различаются настройкой мощности – 55,2; 62,6 и 71,6 кВт.
Особенность бульдозеров серии К – в фирменной ходовой части SystemOne, разработанной для малых и средних бульдозеров D3, D4, D5 и D6 и внедренной в 2003 г. Главный элемент SystemOne – узел сочленения звеньев цепи, представляющий собой неразборный цилиндрический картридж. Сборка-разборка цепи выполняется специальным ручным гидравлическим прессом прямо на месте работ. Так как картридж неразборный, исключено попадание в него грязи, что неизбежно при ремонте в поле. Как и раньше, возможно пополнение смазки в картридже. Катки необслуживаемые, их ресурс рассчитан на весь срок эксплуатации ходовой, и при ремонте сразу заменяют все катки. Изменили конструкцию ленивца ходовой с поднятой звездочкой – узкий ленивец катится теперь по втулкам, а не по звеньям. Ходовая часть SystemOne спроектирована так, что ее компоненты – цепь, катки, звездочка, ленивцы взаимозаменяемы с ходовой предыдущих моделей.
Линейка средних бульдозеров отличается от американской. В России Caterpillar предлагает модели D6K (12 886 кг, 93 кВт, овальная гусеница), D6N (16 555 кг, 112 кВт, треугольная гусеница), D6G Deries 2 (16 880 кг, 119 кВт), D6R Series 3 (18 669 кг, 138 кВт, треугольная гусеница), D7G Series 2 (20 580 кг, 150 кг, овальная гусеница) и D7R Series 2 (25 304 кг, 179 кВт, треугольная гусеница). Бульдозер D6K появился первым в серии К, и малые бульдозеры построены на тех же конструктивных решениях, что и он. Модель D6N, несмотря на тот же порядковый номер, совершенно иная машина. Это бульдозер с фирменной треугольной гусеницей, соответственно с рамой другой конструкции, с гидромеханической трансмиссией. Общее у него с D6K – двигатель С6.6 ACERT и ходовая часть SystemOne.
Бульдозер D6G Series 2 – предшественник серии К. Он оснащен двигателем Cat 3306T, гидромеханической трансмиссией, разработанной еще в 1974 г. ходовой частью Sealed and Lubricated Track с овальной гусеницей. Аналогично сконструирован и D7G Series 2. Также устаревшие модели D6R3 и D7R2 с треугольной гусеницей отличаются от бульдозеров тех же типоразмеров с овальной гусеницей конструкцией рамы, они тяжелее и мощнее.
Для рынка США у корпорации предложение поновее – D6K, D6N, D6T и D7E. Производитель формирует ассортимент в зависимости от экологических требований и спроса на конкретном рынке и не практикует жестких территориальных ограничений. Российский покупатель может заказать любую машину из номенклатуры Caterpillar. А со временем новые модели включат в официальную номенклатуру.
О D6K и D6N говорилось выше. Модель D6T сменила D6R Series 3. Бульдозер оснащен 6-цилиндровым рядным дизелем С9 ACERT объемом 8,8 л, планетарной 5-диапазонной КП Power Shift, дифференциальным механизмом поворота, системой нивелирования AccuGrade, ходовой частью SystemOne. В зависимости от гусеничной тележки варьирует мощность двигателя – 138 кВт для стандартного варианта и 149 кВт для удлиненной тележки и тележки с широкой колеей. Эксплуатационная масса составляет от 18 393 до 23 119 кг в зависимости от массы гусеничной тележки и отвала. От предшественника D6T отличается лучшей маневренностью за счет подключения к механизму поворота специализированных гидронасосов, обеспечивающих пропорциональное ускорение и замедление гусениц. D6T также получил инновационную контрольную систему Multi Velocity Program (MVP), позволяющую оператору самому выбирать скоростной диапазон или работать в автоматическом режиме.
D7E – первый дизель-электрический бульдозер Caterpillar массой 25 700 кг (со стандартной овальной гусеницей), на создание которого ушло 10 лет. Его двигатель Cat C9.3 ACERT мощностью 175 кВт приводит генератор переменного тока. Два электродвигателя переменного тока приводят дифференциальный механизм поворота, от которого крутящий момент через оси передается в двухступенчатые бортовые редукторы. При этом бульдозер может развернуться на месте противоходом гусениц. По заявлению корпорации, он на 10...30% экономичнее конкурирующих моделей этого же типоразмера, производительность на 10% выше, а обслуживание дешевле на 10%. Сам бульдозер на $100 тыс. дороже, чем D7R. На западных рынках продажи D7E начались в октябре 2009 г.
В категорию тяжелых бульдозеров российское представительство поместило модели D8R (37 771 кг, 228 кВт), D9R (48 784 кг, 302 кВт), D10T (66 451 кг, 433 кВт) и D11T (104 590 кг, 634 кВт), укомплектованные соответственно дизелями Cat С15, С18, С27 и С32 с технологией ACERT. Для тяжелых машин Caterpillar применяет треугольную гусеницу с межтраковыми шарнирами Positive Pin Retention Track, соединяющими звенья цепи и рассчитанными на большие нагрузки, гидромеханическую трансмиссию с электронным контролем. Бульдозеры комплектуют отвалами на выбор покупателя – полусферическими, сферическими, прямыми с механизмами перекоса или без таковых, одно- или трехзубым рыхлителем.
Бульдозеры Liebherr – машины премиум-класса, но несмотря на цену спрос на них в кризис сохранился благодаря репутации компании, функциональности, надежности и качеству немецкой сборки. Liebherr первой и наиболее успешно освоила гидростатическую трансмиссию и применяет ее для всего модельного ряда, а не только для малых и средних машин. Линейка включает шесть базовых моделей массой от 12 600 до 44 220 кг и мощностью от 86 до 310 кВт.
«Младшие» модели PR714 Litronic (12 600 кг, 86 кВт), PR724 Litronic (16 792 кг, 120 кВт) оснащены универсальной U-образной толкающей рамой с брусьями между корпусом машины и гусеницами и 6-позиционным отвалом. Для остальных моделей – PR734 Litronic (20 388 кг, 150 кВт), PR744 Litronic (24 605 кг, 185 кВт), PR754 Litronic (35 000 кг, 250 кВт) и PR764 Litronic (44 200 кг, 310 кВт) характерно расположение толкающих брусьев снаружи гусеничных тележек. Электронно-гидравлическая система Litronic синхронизирует работу гидростатической трансмиссии и двигателя. Гидрообъемная трансмиссия с двумя закрытыми контурами – по одному на каждый борт. Контур включает регулируемые гидронасос и гидромотор, агрегатированный с бортовым редуктором. Гидромоторы – гордость конструкторов Liebherr. Они сумели создать компактные и мощные устройства благодаря опыту компании в проектировании авиационных гидроприводов. При всех ее достоинствах гидростатическая трансмиссия имеет и недостатки – она очень чувствительна к качеству и чистоте рабочей жидкости. Компания также использует двигатели собственной разработки и производства, за исключением «младшей» модели PR714, укомплектованной двигателем John Deere. Liebherr – партнер американской корпорации и выпускает для нее бульдозеры и гусеничные погрузчики.
John Deere вошла на российский рынок строительной техники в самое рискованное для этого время – в 2009 г. Первой представленной моделью была John Deere 850J массой 18 901 кг. Этот бульдозер в отличие от своего европейского «близнеца» Liebherr PR724 Litronic с 4-цилиндровым рядным двигателем Liebherr D934L A6 объемом 7 л и мощностью 120 кВт оснащен 6-цилиндровым агрегатом John Deere PowerTech 6081 объемом 8,1 л и мощностью 138 кВт. Трансмиссия двухконтурная гидростатическая производства Liebherr. Американская корпорация также внесла свои фирменные новации в ходовую часть, внедрив систему DuraTrucks – герметизированные смазываемые звенья гусеничной цепи глубокой закалки и герметизированные смазываемые катки сплошной закалки – решение, аналогичное Caterpillar SystemOne. Бульдозер оснащают полусферическим отвалом на 5,6 м3 и трехзубым рыхлителем.
Представленная в 2010 г. модель John Deere 1050J представляет собой бульдозер Liebherr PR754 Litronic. Бульдозер массой 35 309 кг оснащен 6-цилиндровым рядным дизелем Liebherr D946L A6 объемом 11,95 л и мощностью 340 кВт, двухконтурным гидростатическим приводом, планетарными бортовыми передачами, полусферическим отвалом вместимостью 9 м3.