Сравнительные испытания магистральных седельных тягачей
MAN TG 460 A, Mercedes Actros 1846 LS, Scania R 124 LA 470 и Volvo FH 12-460
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 1)
Конусные дробилки как инструмент получения качественного щебня
 1
Тяжелый металл (ч. 1)
Обзор рынка бульдозеров
Кому нужны эти КМУ?
Обзор российского рынка кранов-манипуляторов
Покупаем предприятие
Оценка технического состояния машин и оборудования на предприятии
 1
Мониторинг российских производителей тракторов для села в 2010 г.
Новые возможности
Разработка крепких горных пород гидравлическими экскаваторами
 4
Ходовая часть гусеничных машин
Рекомендации по техническому обслуживанию
Буровое оборудование для открытых горных работ
Обзор буровых станков
Аккумуляторы «залежались»
Спад на рынке АКБ
 2
Что такое дизтопливо и как с ним... бороться?
Характеристики дизельного топлива

Импорт КМУ в Россию в январе–сентябре 2014 г.

А. Ловков, исследовательская компания ID-Marketing

(Анализ внешнеторгового рынка проведен без учета данных по Республике Беларусь и Республике Казахстан со 2-го полугодия 2010 г.)

Абсолютное минимальное значение рынка после продолжительного роста было зафиксировано в 2009 г., в период разгара мирового экономического кризиса. Однако уже в следующем 2010 г. импорт увеличился в 2,3 раза относительно показателей 2009 г. По итогам 2011 г., в Россию было ввезено более 8 тыс. ед. краноманипуляторных установок, что превышает показатели 2008 г. на 9%, а показатели 2010-го почти в два раза. Уже в 2011 г. импортные поступления КМУ в Россию обновили свой исторический максимум сразу на 4,4%, достигнув цифры в 8,15 тыс. ед. техники. В следующем 2012 г. рост продолжился и составил уже 40%. Но по итогам 2013 г. наметилась тенденция к сокращению импортных поступлений КМУ в Россию, которая наиболее была заметна во второй половине года и продолжилась уже в 2014 г. По итогам января–сентября 2014 г. ввоз краноманипуляторных установок в нашу страну сократился почти на 24% относительно показателей 2013 г.

Динамика российского импорта КМУ  в 2008 – сентябре 2014 гг., шт. (Источник: ID-Marketing, по данным ФТС РФ)Возрастная структура российского импорта КМУ  в 2008 – сентябре 2014 гг., в шт. (Источник: ID-Marketing, по данным ФТС РФ)

Принципиальное значение имеет разделение рынка краноманипуляторных установок на сегмент новых и подержанных. Доля новой техники в импорте в 2008–2011 гг. находилась на уровне 40–43%. Исключением стал 2009 г., когда ввоз новых КМУ упал почти в 8 раз, что прямым образом отразилось и на их доле, которая составила чуть более 22%. Однако в последние 3 года соотношение «новый/ подержанный» все больше стало склоняться в сторону первой категории техники. А по итогам 2013 г. доля новых КМУ составила и вовсе 52%. В 2014 г. эта цифра пока находится на уровне 49%.

Импорт новых КМУ

В марочной структуре импорта новых манипуляторов за последние 2 года произошли значительные изменения. Азиатские бренды вытеснили европейские с первых строчек, и по итогам января–сентября 2014 г. лидирует Kanglim. Судя по данным статистики, южнокорейская марка начала поставлять КМУ на российский рынок в 2007 г., когда объемы импорта составили всего 15 КМУ. Наибольшей активностью был отмечен 2011 г., когда объемы импорта выросли почти в 4,5 раза по сравнению с 2010 г. до показателей в 448 кранов. В 2012 и 2013 гг. объемы импорта Kanglim позволили вплотную приблизиться к лидеру, а по итогам первых девяти месяцев 2014 г. и вовсе выйти в лидеры, ввоз техники данной марки при этом составил четверть от всего объема импортированных КМУ за указанный период.

Японская марка Unic, напротив, всегда находилась на лидирующих позициях, а в 2008 г. и вовсе заняла 2-е место по объемам импорта, но кризис 2008 г. довольно сильно отразился на деятельности японской корпорации, и по итогам 2009 г. в импортной структуре не было отмечено ни одного КМУ Unic. Но уже с 2010 г. наметился рост поставок, прерванный в 2013 г. падением ввоза на 25%. Тем не менее уже по итогам января–сентября 2014 г. показатели импорта КМУ UNIC не только вывели марку на вторую позицию, но и позволили значительно увеличить свою долю – до 16%.

Несмотря на падение поставок манипуляторов Soosan по итогам рассматриваемого периода на 21%, за маркой сохранилась 3-я строчка в рейтинге. Замыкает пятерку основных брендов, импортированных в Россию за январь–сентябрь 2014 г., Dongyang, ввоз которого также сократился на 22%.

Единственным европейским представителем в пятерке ведущих марок остается австрийский Palfinger. Поставки манипуляторов данной марки снизились более чем на 53%, а доля до 10%.

«Азиатские производители подбираются все ближе в рейтинге стран, выпустивших краноманипуляторные установки, впоследствии импортированные в Россию в 2011 г.», – именно с такой фразы начинался материал по анализу рынка КМУ по итогам 2011 г. («ОС», май 2012 г.). Теперь уже можно констатировать, что азиатские производители вышли в лидеры, причем львиная доля продукции – это КМУ южнокорейской сборки. Кроме уже ранее упомянутых марок Kanglim, Soosan и Dongyang, свой вклад в увеличение доли КМУ, произведенных в Южной Корее, внесли Hotomi, Sam Yang, Jun Jin и др. Кроме того, на южнокорейском заводе Cargotec Korea Limited было выпущено 8 краноманипуляторных установок Hiab, которые были растаможены в России в 2014 г. КМУ Unic и Tadano вывели Японию на 3-ю позицию по объемам произведенной продукции, импортированной в Россию за январь–сентябрь 2014 г.

Вслед за падением поставок ведущих европейских производителей продолжается и сокращение долей соответствующих стран-производителей, среди которых отметим 2-ю позицию Италии и 4-е место Австрии.

Особо хотелось бы выделить новую страну на карте производителей КМУ – это Таиланд, а в частности, Furucawa Unic (Thailand) Co., Ltd, где было произведено 70 краноманипуляторых установок, ввезенных на территорию России за первые 9 месяцев 2014 г. для последующей продажи.

В качестве большинства получателей южнокорейских манипуляторов выступают транспортные и логистические компании. К примеру, за январь–сентябрь 2014 г. марку Kanglim «таможило» 18 различных компаний, марку Dongyang – 8 компаний. В этой связи в лидеры среди ведущих импортеров вошли официальные или эксклюзивные поставщики КМУ. По итогам рассматриваемого периода впервые за свою историю 1-е место занимает ООО «Фурукава Юник Рус». При этом рост поступлений КМУ Unic увеличился сразу в 2,8 раза, и это несмотря на сложную экономическую и политическую обстановку в нашей стране. Директор по маркетингу ООО «Фурукава Юник Рус» Ю. Суриков так прокомментировал данную ситуацию: «Существенный прирост объема продаж КМУ Unic в 2014 г. в первую очередь связан с оптимальным соотношением «цена-качество» на КМУ с грузовым моментом 8–12 т.м. Это как раз та ниша, которая наиболее «раскручена» поставками б/у техники из Японии. Конечно же стоимость новых манипуляторов выше, чем б/у, но не в разы, как это было 3–4 года назад. И когда потенциальный покупатель сравнивает стоимость нового и б/у манипулятора, а также узнает про некоторые дополнительные бонусы, установленные дистрибьютором, зачастую он свой выбор останавливает на новых КМУ Unic».

ООО «Компания Сим-Авто» («Русбизнесавто») начало свою деятельность по импорту краноманипуляторных установок в Россию с середины 2012 г., а уже в июне 2013 г. между «Русбизнес­авто» и Soosan Heavy Industries Co., Ltd было заключено дистрибьюторское соглашение, согласно которому «Русбизнесавто» становится единственным официальным дистрибьютором краноманипуляторных установок Soosan. Кроме того, Компания «Сим-Авто» занимается «растаможкой» итальянских КМУ PM. По итогам первых девяти месяцев 2014 г., объемы импорта обеих марок позволили ООО «Компания Сим-Авто» выйти на 2-ю позицию, при этом прирост поставок относительно аналогичного периода 2013 г. составил практически 14%.

Замыкает пятерку ведущих поставщиков рынка краноманипуляторных установок «Палфингер СНГ». На протяжении последних нескольких лет компания являлась ведущим импортером КМУ, но в 2014 г. уже вряд ли будет претендовать на эту роль. Такое развитие событий связано не только с большей популярностью тросовых манипуляторов по сравнению с шарнирно-сочлененными, но и с производственно-сбытовой политикой компании в последние несколько лет. Напомню, что в 2011 г. предприятие «ИНМАН» («Ишимбайские Нефтяные Манипуляторы») вошло в состав международного концерна Palfinger. «ИНМАН» является ведущим российским производителем кранов-манипуляторов и владеет двумя производственными базами. А в октябре 2014 г. состоялась сделка по приобретению концерном Palfinger компании «Подъемные машины» с двумя входящими в ее состав заводами – «Велмаш» и «Соломбальский машиностроительный завод». «Складывающаяся ситуация (влияние санкционной атмосферы на потребляющие отрасли и ослабление рубля) обусловливает смещение рыночного спроса в сегмент кранов отечественного производства. Поставщики, имеющие заводы на территории России, получили существенное ценовое преимущество. Несмотря на то, что импортные комплектующие составляют значительную долю в продукции, выпускаемой некоторыми из них, цена конечного изделия увеличилась не столь существенно», – именно так прокомментировал ситуацию на рынке начальник отдела маркетинга ООО «Палфингер Кран Рус» Д. Андреев. Политика поглощения отечественных производителей, начавшаяся в 2011 г., для концерна Palfinger оказалась стратегически важным и дальновидным решением.

Импорт б/у КМУ

Анализ импортных поставок подержанных краноманипуляторных установок сводится к оценке объемов ввоза соответствующей техники из Японии. Стоит отметить, что доли всех азиатских стран по сравнению с предыдущими годами несколько увеличились и составили по итогам января–сентября 2014 г. более 95%. При этом общий объем ввоза КМУ сократился на 23,5%.

Все участники рынка сходятся во мнении, что текущая политическая и экономическая обстановка сильно ослабила российский рубль, и это привело к значительному удорожанию импортных КМУ. «Поставщики импортных КМУ вынуждены корректировать свои прайс-листы в сторону увеличения ежемесячно, а иногда и чаще. За последний месяц увеличение стоимости кранов-манипуляторов зарубежных торговых марок составило в зависимости от модели от 5 до 20%. При этом продажи отдельных марок КМУ упали с начала года более чем на 50%», – констатирует начальник отдела маркетинга ООО «Палфингер Кран Рус» Д. Андреев.

Основные страны-производители КМУ, импортированных в Россию в январе–сентябре 2014 г. (новые), % (Источник: ID-Marketing, по данным ФТС РФ) Импорт основных марок новых КМУ в Россию  в январе–сентябре 2014 г., % (Источник: ID-Marketing, по данным ФТС РФ) Основные получатели новых КМУ  в январе–сентябре 2014 г., % (Источник: ID-Marketing, по данным ФТС РФ) Основные страны-производители КМУ, импортированных  в Россию в январе–сентябре 2014 г. (б/у), % (Источник: ID-Marketing, по данным ФТС РФ)

Еще одной важной тенденцией последних лет считается популярность КМУ с тросовой системой. Причиной тому является более простое понимание в управлении, когда оператор работает с КМУ, и соответственно более низкая стоимость по сравнению с КМУ с жесткой фиксацией грузозахватного органа.

В качестве прогноза развития рынка хочется привести слова начальника отдела продаж ООО «Мега Драйв» А. Кузнецова: «Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, падение продаж в России грузового транспорта по итогам 2014 г. составит около 25%. Ввиду того, что производители навесного оборудования на шасси грузовых автомобилей являются следующими в данной цепочке продаж и изготовления продукции, прогнозируемое падение рынка КМУ по итогам 2014 г. будет составлять на уровне 20–25%. Это не говорит о кризисной ситуации, просто развитие рынка КМУ будет замедляться, цены увеличиваться, а потребитель продолжит соответственно искать более выгодный продукт. Рынок КМУ будет усложняться, а компании станут больше сегментировать выпускаемую продукцию и диверсифицировать свои направления бизнеса».

РЫНОК (статистика, анализ) КМУ
Андрей Ловков Основные Средства 12'2014 11 января 2016

Комментарии (0)

Компании
ООО «ПАЛФИНГЕР КРАН РУС» (812) 303-82-64, (812) 303-82-64 www.palfinger.com
ООО "Автомеханический завод" 8 800 700 2690 www.amznn.ru