ГАЗ-М-20 «Победа» в варианте скорой медицинской помощи

Музей ГОН представил медицину: от спецаптеки до спецполиклиники

В «Музее Гаража особого назначения» на ВДНХ в Москве открылась выставка «Медицина – двигатель истории. Четыре века на службе государству». Организаторы обещали показать с необычного ракурса четырехсотлетний пласт истории Российского государства.

Организаторы во временноˆм отношении начали экспозицию с придворного аптекарского приказа, в который в 1620 г. была переименована аптекарская палата. Первая аптека появилась в Кремле после того, как в 1581 г. Елизавета Английская по просьбе Ивана Грозного отправила в Москву доктора Якоби и аптекаря. Заботились самодержцы не только о себе. При Александре I в 1802 г. в Петербурге создается «Императорское человеколюбивое общество» под покровительством членов императорской фамилии. В 1803 г. в Российской империи был создан Медицинский совет Министерства внутренних дел. Эпидемии и высочайшая детская смертность являлись следствием отсутствия санитарно-эпидемического обслуживания населения.

В пореформенное время в империи развивалась земская медицина, целью которой было «обеспечение равной доступности медицинской помощи всему населению страны…». Однако в среднем на одного земского врача приходилось в сельских местностях 20,3 тыс. населения. Более трети городов не имело больниц; 26% больниц насчитывало всего 5 и менее коек, 53% – от 6 до 20 коек и только 21% – более 20 коек. Взять врачей было негде: в 1913 г. в стране было всего 15 медицинских факультетов, выпускавших ежегодно всего 1500 врачей.

Кресло-каталка из музея В.И. Ленина в Горках

В 1912 г. к работе приступила Высочайше учрежденная междуведомственная комиссия по пересмотру врачебно-санитарного законодательства (1912–1916 гг.) во главе с председателем Медицинского совета Министерства внутренних дел профессором-гинекологом, лейб-медиком, академиком Г.Е. Рейном, пользовавшимся доверием царской семьи. В 1915 г. Г.Е. Рейн обратился к царю с предложением о создании Главного управления, не дожидаясь окончания войны. Несмотря на сопротивление Совета Министров, в сентябре 1916 г. по настоянию Николая II, без одобрения Государственной Думы (по 87-й чрезвычайной статье) было создано Главное управление государственного здравоохранения. По воспоминаниям Г.Е. Рейна, Николаю II принадлежали следующие слова, сказанные в ответ на аргументы об отсутствии в мире подобных министерств: «Россия – шестая часть света – может иметь Министерство народного здравия». Заметим, что созданию Главного управления государственного здравоохранения Дума препятствовала, так как не без оснований не доверяла царской бюрократии и видела в централизации здравоохранения ущемление земской демократии.

Протез (артез) плечевой кожаный В.И. Ленина

После октябрьского переворота Г.Е. Рейн эмигрировал, земские и городские самоуправления были ликвидированы, а санитарно-эпидемическая обстановка в стране требовала принятия решительных мер. Советское здравоохранение реализовало вариант жесткой централизации управления медициной – был образован Наркомздрав. Это имело свои плодотворные последствия.

ГАЗ-М22Б

Самый ранний из демонстрируемых на выставке в «Музее ГОН» отечественных медицинских автомобилей был ГАЗ-М-20 «Победа» в варианте скорой медицинской помощи (СМП), восстановленный и предоставленный Е.О. Магаковым. Для возможности разместить носилки обитое кожзаменителем сиденье максимально сдвинули вперед. Такой же заменитель кожи использовался для обивки сиденья врача.

Санитарный ГАЗ-12Б выпускался с 1951 г. по 1960 г. Носилки задвигались через крышку багажника. ГАЗ-М22Б производился с 1962 по 1965 гг. вместе с базовой моделью ГАЗ-М22. Нижняя створка задней двери оборудовалась полозьями для передвижения носилок. На «скорой» устанавливались рессоры и шины с седана.

Медицинский микроавтобус РАФ-977И

До конца 1950-х годов основным санитарным автомобилем оставался ПАЗ-653 – фургон на шасси грузовика ГАЗ-51, предлагавший врачам относительно просторный кузов. В то время для того, чтобы сделать инъекцию при перевозке на легковом автомобиле, врачу приходилось высовывать руку с флаконом в окно, так как крыша не позволяла поднять его на необходимую высоту. Наиболее подходящим для службы скорой помощи стал медицинский автомобиль на базе микроавтобуса.

Медицинский микроавтобус РАФ-977И с носилками, специальным погрузочным устройством, радиостанцией, фарой-искателем производился с 1962 по 1969 гг. Затем его сменил РАФ-977ИМ, изготавливающийся на базе автомобиля РАФ-977ДМ до 1976 г. В сельской местности эксплуатировалась «таблетка» – санитарный автомобиль на базе «буханки» УАЗ, имеющей версию микроавтобус.

РАФ-ГАЗ-13С на базе «Чайки»

Завод РАРЗ № 2 – РАФ («Рижская автобусная фабрика»), находящийся в Елгаве (Латвия), поштучно с 1968 по 1982 гг. изготавливал медицинские автомобили РАФ-ГАЗ-13С на базе «Чайки». Всего было построено около 20 санитарных автомобилей. Модель предназначалась для 4-го Управления Минздрава и спецполиклиники по обслуживанию высших государственных и партийных руководителей, членов Политбюро ЦК КПСС. Два медицинских автомобиля ЗИЛ-114А, на базе выпускаемого с 1967 г. представительского автомобиля ЗИЛ-114 были построены по заказу 4-го Главного управления Министерства здравоохранения СССР. Автомобили, предназначенные для движения в кортежах, красили в черный цвет для того, чтобы они не выделялись. Поэтому их стали называть «черный доктор».

Санитарный автомобиль ЗИЛ-41042

В 1979, 1981 и 1982 гг. были изготовлены три санитарных автомобиля ЗИЛ-41042. Этот же индекс получили санитарные автомобили, построенные на базе лимузинов ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047. Автомобили, построенные на базе ЗИЛ-41047, получили целиковую заднюю дверь. Один из них был представлен в экспозиции выставки. В 1983 г. по заказу 4-го Управления Минздрава в Риге был изготовлен медицинский автомобиль ГАЗ-РАФ-3920. Всего было создано пять экземпляров автомобиля типа «универсал» с высокой крышей. Один из этих автомобилей, окрашенный в белый цвет, был отправлен на Кубу.

Экспозиция медицинских автомобилей затрагивает только часть большой истории отечественной автотехники и, в частности, не отражает появление и развитие карет скорой помощи. Однако экспозиция пробуждает интерес к этим вопросам, которые должны стать темами будущего отдельного разговора.

Самоходное электрическое кресло. 1923 г.

Кроме медицинских автомобилей на выставке демонстрировалось самоходное электрическое кресло 1923 г. на «родных» клинчерных шинах (клинчер от слова clinch – англ. зацеп, захват – вид велосипедной камерной шины, имеющий зацеп из стального или кевларового троса внизу борта специального «клинчерного» обода), а также кресло-каталка из музея В.И. Ленина в Горках. В экспозиции демонстрировалось различное медицинское оборудование из «Музея истории медицины МГСМУ им. А.И. Евдокимова». Два вида весов прибыли на выставку из собрания Политехнического музея. Одни из них – платформенные весы системы «Фербекс» со стойкой с отвесом, коромысло с двойной шкалой (в пудах и фунтах) с выдвижным измерителем роста. Весы такой системы, но без измерителя роста хорошо известны пациентам советских поликлиник. Вторые весы – грудничковые – это подарок И.В. Сталину от трудового коллектива к 70-летию. За последующие годы их конструкция не изменилась – через такие весы прошли все, кто родом из СССР и даже позже.

Весы – подарок И.В. Сталину от трудового коллектива к 70-летию
Стол Е.С. Боткина

Труд директора по музейной и выставочной деятельности АНО «МВТЦ ФСО России» Ильи Сорокина заключался не только в подборе экспонатов, но и в создании многочисленных информационных стендов, каждый из которых требует вдумчивого прочтения. В этом ему помогали С.П. Глянцев – директор музея сердечно-сосудистой хирургии НЦ ССХ им. А.Н. Бакулева, а также С.В. Воробей – военврач, историк медицины.

Директор по музейной и выставочной деятельности АНО «МВТЦ ФСО России» Илья  Сорокин