Битва за мусор

Обзор мусоровозов с задней загрузкой

Проблема мусора существует столько, сколько существует человечество, и это, как говорится, «вечная тема»: в любые времена потребность в уборке отходов была, есть и будет. Именно поэтому сегмент мусороуборочной техники ежегодно показывает рост продаж, в то время когда, к примеру, поставки дорожно-строительной техники падают. Мусоровоз является, по сути, связующим звеном между контейнером с отходами возле дома и свалкой, берет на себя одну из важнейших функций в процессе борьбы с мусором – транспортировку. Из многообразия этих машин по способу загрузки пальма первенства принадлежит мусоровозам с задней загрузкой, как наиболее экономически выгодным из-за простоты в эксплуатации, низкой цены и долговечности.

Начнем с терминологии: мусоровозы с задней загрузкой предназначены для механизированного или ручного сбора твердых бытовых отходов из металлических и пластмассовых контейнеров всех типов, их уплотнения, транспортировки и механизированной выгрузки в местах утилизации. По своей конструкции такие машины состоят из кузова с открывающимся задним бортом, в котором смонтированы подающая и прессующая плиты. На боковых стенках заднего борта подвижно закреплен механизм захвата и опрокидывания контейнеров. Внутри кузова в направляющих движется выталкивающая плита, которая является подвижной передней стенкой кузова и выталкивает мусор при выгрузке. Привод рабочих органов гидравлический. Управление рабочими органами мусоровоза осуществляется с пульта управления в кабине водителя и с пультов управления на кузове. Для загрузки мусора контейнеры на колесах подкатывают к захвату опрокидывателя, который опускается в рабочее положение, захватывает контейнер, поднимает и опрокидывает его в загрузочный бункер. После того как мусор из контейнеров выгружен, прессующая плита поворачивается и захватывает его из бункера, а подающая плита движется вверх, одновременно перемещая и уплотняя мусор в кузове мусоровоза.

Загрузка мусоровоза

Задний вариант погрузки мусора имеет свои плюсы и минусы. Из преимуществ стоит отметить, во-первых, большой коэффициент уплотнения мусора, в разы больше, чем у мусоровозов с другими способами загрузки, что сказывается на грузоподъемности, и при равном объеме кузова наличие мусоровоза с задней загрузкой позволяет эксплуатировать меньший парк спецтехники. Во-вторых, за счет конструкции исключается просыпание мусора при загрузке и при выгрузке из-за низко расположенного бункера, что положительно сказывается на экологии. В-третьих, применение контейнеров на колесах дает возможность быстро подать их к машине из труднодоступных мест, куда мусоровоз не сможет доехать. В-четвертых, возможность ручной погрузки, что особенно удобно при сборе мусора в частном секторе. В-пятых, если в кузов попадет негабаритный или опасный предмет, оператор сможет быстро его достать. Минусов всего два: потребность в применении контейнеров только на колесах и более высокая цена по сравнению с мусоровозами других типов.

Первые мусоровозы FAUN

Многообразие выбора

Основной вопрос, который возникает у всех, кто сталкивается с необходимостью в приобретении мусоровоза, это вопрос «что же выбрать?». При всем многообразии выпускаемой спецтехники для коммунального хозяйства основные критерии в поиске достойной модели мусоровоза с задней загрузкой, к которому сводятся все муки выбора, – это выбор компании-производителя. Все заводы, выпускающие мусоровозы, можно разделить на три большие группы: российские машиностроители, полностью изготавливающие технику у себя на заводе, отечественные компании, устанавливающие импортное оборудование на отечественные же шасси, и иностранные компании – поставщики мусоровозов собственной разработки из-за границы. Давайте сравним их.

Сравнительные характеристики мусоровозов с задней загрузкой
Марки, модели FAUN VARIOPRESSII 310 Mazzocchia MINIMACB КО-456-10 FAUN VARIOPRESSII 514 Mazzocchia MAC2B КО-427-73 FAUN VARIOPRESSII 522 Mazzocchia MAC2NB КО-427-90
Малотоннажные Среднетоннажные Крупнотоннажные
Вместимость кузова, м3 10 8–12 10 14 14–18 18,5 22 20–25 22
Полная масса транспортного средства, т 15 10–14 12,5 19 16–18 20 26 26–33 26,5
Коэффициент уплотнения мусора 6 5 6 7 6 6 7 6 6

В качестве «подопытных» возьмем три компании, изготавливающие мусоровозы. Полностью импортную технику будет представлять немецкий FAUN являющийся частью KIRCHHOFF Group, импортные установки, монтируемые в России, представит ISP Group (ГК «Инфраструктурный проект») – эксклюзивный поставщик итальянской компании MAZZOCCHIA, а в качестве отечественного машиностроителя выступит АО «Мценский завод коммунального машиностроения». Напомним «кто есть кто». Итак, FAUN ведет свою историю с 1845 г., мусоровозы этой марки давно и хорошо знакомы нашим коммунальщикам. Mazzocchia – один из лидеров европейского машиностроения, производит технику с 1920 г. и активно пытается завоевать свою долю мусоровозов на российском рынке. Мценский завод «Коммаш» в особом представлении не нуждается, основанный в 1956 г., он один из главных отечественных производителей техники для транспортировки мусора. Учитывая, что в качестве базовых шасси при создании современных мусоровозов используются различные модели как отечественных, так и импортных производителей, в нашем сравнении мы рассмотрим только характеристики надстроек.

FAUN VARIOPRESS II 310

Среди представителей малотоннажных мусоровозов мод. VARIOPRESS II 310 от Faun выделяется в первую очередь коэффициентом уплотнения отходов, так, в данной модели, впрочем, как и у всей этой серии, этот показатель в зависимости от вида мусора может достигать 6. Это дает возможность загружать в кузов до 70 евробаков для мусора емкостью по 1,1 м3 и транспортировать до 80 м3 обычных бытовых отходов, а значит, уменьшить количество рейсов, тем самым экономя топливо.

Благодаря конструкции кузова достигается максимальная масса перевозимых отходов, равная почти 6000 кг при короткой базе шасси. Степень сжатия регулируется, оператор может менять уровень уплотнения отходов или при необходимости и вовсе не утрамбовывать мусор. Конструктивно гидроцилиндры, двигающие пресс-плиту, смонтированы так, что при опускании плиты цилиндр работает под нагрузкой, выходя из штока, а поднимает плиту на обратном холостом ходу. Это требует от гидравлики минимальных усилий, сокращая нагрузки на боковые стенки кузова.

Mazzocchia MINIMACB (ISP Group, ГК «Инфраструктурный проект»)

Сам кузов прочный и легкий, гладкостенный, изготовлен из износостойкой стали толщиной 4 мм, дополнительно усилен профилем. В задней части торец кузова приподнят во избежание протечек грязи или жидкостей. Загрузочный бункер прикреплен не жестко и легко реагирует на точечные нагрузки. Такое конструктивное решение уменьшает возможность возникновения поломок и трещин, увеличивая срок службы, что особенно важно при ежедневном использовании техники.

MINIMACB – серия малотоннажных мусоровозов от Mazzocchia. На выбор заказчика предлагаются кузова различной вместимости, от 8 до 12 м3, подходящие для установки на различные автошасси, полная масса готового мусоровоза – до 14 т. Загрузочный механизм находится под корпусом, кроме удобства погрузки баков с мусором такое расположение облегчает перегрузку отходов. Бункер высокопрочный, герметичной конструкции с применением резиновых уплотнителей, подходящий для сбора органических отходов. Поворотная плита, уплотняющая мусор, в зависимости от конфигурации модели может быть одиночной или двойной. Она работает по всей площади поперечного сечения кузова, уплотняя мусор с коэффициентом до 5. Пол выполнен из высокопрочной стали толщиной 4 мм, из такого же материала стенки с толщиной металла 3 мм, весь кузов устойчив к работе в агрессивной среде.

КО-456-10

Выгрузка отходов осуществляется внутренней выталкивающей плитой с гидравлической регулировкой мощности давления, разгрузка может осуществляться на большой высоте и под большим углом. Панель управления с сенсорным экраном расположена в кабине, оператор следит за ходом работ, ориентируясь на цветовые сигналы от зеленого до красного. Контроль гидравлической системы электронный, с возможностью передачи данных, гарантирует безопасность и функциональность оборудования. В передней части мусоросборника предусмотрено выпускное отверстие со шлангом для сточных вод. В приемном бункере есть кран для слива жидкости, наличие откидной крышки дает возможность загрузки крупногабаритных отходов.

Малотоннажный мусоровоз из Мценска КО-456-10 от «Коммаш» – достойный представитель этой группы. Емкость кузова составляет 10 м3, загрузка осуществляется с помощью гидравлического захвата, который может работать с контейнерами вместимостью от 120 до 1100 л. Прессующий механизм оригинальной конструкции позволяет производить прессование мусора уже в приемном ковше с коэффициентом уплотнения до 3, дальнейшее уплотнение происходит при перемещении отходов в кузов машины, доводя этот показатель до 6. Благодаря этому в кузов мусоровоза этой модели можно загрузить около 4 т отходов. За выгрузку мусора отвечает выталкивающая плита, она расположена внутри кузова на ползунках из фторопласта, что обеспечивает избавление от отходов без остатка. Сварные швы металлоконструкций сплошные, качественное лакокрасочное покрытие защищает металл от ржавчины. Гидравлика высокоточная, с плавной работой всех механизмов, рукава высокого давления, соответствующие европейскому стандарту DIN, исключают вероятность разрыва и протечек масла в местах соединений.

КО-427-73

Небольшие по габаритам малотоннажные мусоровозы оптимально подходят для работы в условиях плотной городской застройки. Они легко передвигаются по дворам между припаркованных машин и проезжают в арки, их можно использовать при сборе отходов в частной застройке, парках и скверах. Подъемники большинства моделей могут работать как с евроконтейнерами, так и с контейнерами для мусора российского производства. Эти мусоровозы хороши для работы на малом плече вывоза или для доставки мусора на станции перегруза.

В среднем классе у FAUN хорошо себя зарекомендовала на российском рынке мод. VARIOPRESSII 514. Полезная вместимость кузова составляет 14 м3. Этот мусоровоз вмещает в себя содержимое 90 евроконтейнеров емкостью по 1,1 м3, а это ни много ни мало около 100 м3 неуплотненных отходов, которые он и транспортирует в места выгрузки. Подъемное устройство мусоровоза одинаково хорошо работает как с евробаками емкостью от 770 до 1300 л, так и с отечественными контейнерами емкостью 0,8 м3. Гладкостенное исполнение кузова делает его массу почти на 500 кг меньше в сравнении со стандартными кузовами мусоровозов с внешними сварными профилями. Движение и несущей, и прессующей плиты происходит по специальным вкладышам, что положительно сказывается на характеристиках машины.

FAUN VARIOPRESS II 514

Коэффициент уплотнения отходов достигает 7, для сравнения, у мусоровозов с боковой погрузкой этот показатель не превышает 4. Таким образом, VARIOPRESSII 514 может перевезти больше отходов и уменьшить парк техники, необходимой для вывоза мусора. Задняя часть, изготовленная из износостойкого металла с толщиной стенок загрузочного бака 8 мм, крепится на конце контейнера сверху. Ее отпирание и запирание в процессе работы осуществляется автоматически. Монтажная рама для установки на автомобильное шасси оцинкованная. Металлоконструкции предварительно обработаны в дробеструйной установке, прогрунтованы и покрашены в два слоя, что увеличивает срок их службы.

Mazzocchia MAC2B – среднетоннажный мусоровоз, в нем плита перемещается по двум направляющим, расположенным сверху и снизу, а гидроцилиндры выполнены из закаленной и хромированной стали, за счет этого обеспечиваются прочность конструкции и высокий коэффициент уплотнения, равный 6. Гидроцилиндры, приводящие в действие выталкивающую плиту, сделаны из высокопрочной стали и расположены таким образом, что не мешают движению мусора. Предлагаемые модификации вмещают в себя от 14 до 18 м3, а общий вес машины после установки на шасси не превышает 18 т. Загрузочный бункер выполнен из полированной листовой стали, пластины в его нижней части и по бокам изготовлены из стали марки Hardox 450 толщиной 8 мм.

Mazzocchia MAC 2B (ISP Group, ГК «Инфраструктурный проект»)

Конструкция бункера устойчива к нагрузкам, вес мусора равномерно распределяется по всему объему, специальная платформа, приваренная по периметру, обеспечивает герметичность. Все элементы системы расположены вне загрузочного кузова, что предотвращает загрязнение и обеспечивает быстрый доступ при обслуживании и диагностике. В базовой комплектации подъемный механизм для одновременного подъема двух контейнеров на 120 или 360 л, а также камера заднего вида с монитором, установленная в кабине оператора. Дополнительно может быть установлена система видеонаблюдения по всему периметру машины.

По заказу возможна комплектация системами взвешивания груза, распознавания контейнеров, системами мойки, дезинфекции или автоматической очистки и даже системой «управления автопарком» с передачей данных.

Российский среднетоннажный мусоровоз представлен КО-427-73 от мценского «Коммаша» с отличительной особенностью в виде кузова эллиптической формы, в который помещается в зависимости от типа отходов от 70 до 110 евроконтейнеров емкостью 1,1 м3. Изменена конструкция прессующей и подающей плит за счет применения высокопрочной стали RAEX 400, повышена их прочность, усилие прессования также увеличено с 42 до 56 т за счет изменения конструкции гидроцилиндров. Работа прессующего механизма доступна в автоматическом, полуавтоматическом или ручном режимах, оператор самостоятельно выбирает ее в зависимости от ситуации при погрузке. Коэффициент уплотнения равен 6, что вплотную приблизило российскую технику к параметрам импортных машин, выпускаемых конкурентами.

КО-427-90

Дополнительными плюсами будут применение высококачественной итальянской гидравлики, сделавшей работу механизмов мусоровоза более плавной, а также установка в базовой комплектации электронного регулятора оборотов двигателя, обеспечившего экономичный режим работы при загрузке и выгрузке. В целом эффективность работы мусоровоза этой модели стала выше на 25% по сравнению с моделью более ранних лет выпуска.

Среднетоннажные мусоровозы, кроме сбора и перевозки отходов, можно использовать в качестве транспортных средств в составе мобильных комплексов с мусоровозами малой вместимости.

В линейке крупнотоннажных мусоровозов FAUN VARIOPRESSII 522 – современная высокоэффективная машина для сбора и транспортировки твердых бытовых отходов. Используя в качестве базового шасси с колесной формулой 6х2, мусоровоз этой модели может похвастаться внушительным объемом кузова, который вмещает в себя содержимое 135 евроконтейнеров емкостью 1,1 м3 и за раз может перевезти до 150 м3 неуплотненных отходов. Предлагаемые шасси в сравнении с машинами с колесной формулой 6х4 более маневренные, что важно, когда мусоровоз проезжает по дворам, к тому же при этом меньше изнашивается резина.

FAUN VARIOPRESSII 522

Задняя часть кузова особо прочная, выполнена из износостойких материалов, причем по всей зоне подающего и уплотняющего устройства, все металлоконструкции сварены роботом. В гидравлических цилиндрах механизма прессования есть концевые выключатели, которые в сочетании с «умным» управлением обеспечивают незначительный износ, оптимальное потребление энергии и низкий уровень шума. Независимо от вида загружаемых отходов наилучшую производительность гарантирует схема управления прессующей и несущей плитами.

Для подачи выталкивающего щита боковые стенки кузова усилены внутри профилем. Торец кузова приподнят снизу и исключает протекание жидкой грязи. При выгрузке мусора задняя часть открывается и откидывается вверх с помощью двух гидравлических цилиндров, обратные клапаны защищают открытую заднюю часть от непреднамеренного закрывания. Все это позволяет операторам работать с минимальными физическими усилиями при максимальной надежности машины.

Mazzocchia MAC 2NB (ISP Group, ГК «Инфраструктурный проект»)

Итальянский крупнотоннажный мусоровоз представлен моделью Mazzocchia MAC 2NB. Этот тяжелый мусоровоз с задней загрузкой оборудован герметичным бункером на специальной платформе, приваренной по периметру. Кузов большого объема вмещает до 25 м3 мусора, скорость его полной разгрузки не превышает 100 сек. Система уплотнения мусора в бункере состоит из ковшеобразной скользящей группы, которая двигается вдоль направляющих, расположенных только в верхней части. Направляющие башмаки и выталкивающие гидроцилиндры установлены снаружи задней крышки бункера, нижняя часть подвижной группы фиксируется двумя стержнями. Цилиндры, приводящие в действие выталкивающую плиту, сделаны из высокопрочной стали, их расположение не мешает движению мусора.

Такая система позволяет при низком рабочем давлении достичь коэффициента уплотнения, равного 6. Все элементы системы расположены вне загрузочного кузова, что предотвращает загрязнение и обеспечивает быстрый доступ для обслуживания и диагностики. Выгрузка отходов осуществляется внутренней выталкивающей плитой с гидравлической регулировкой мощности давления. Усовершенствованное электронное управление гидравлической системы гарантирует безопасность и безупречную функциональность оборудования в соответствии с самыми высокими стандартами.

КО-427-90 – отечественный тяжелый мусоровоз из Мценска со спецоборудованием повышенной прочности. Так, при изготовлении обечайки кузова применяется легированная сталь толщиной 4 мм марки 10 ХСНД, а для производства приемного бункера, прессующей и подающей плит используется высокопрочная сталь RAEX 400. Кроме того, в этой модели от «Коммаша» внедрены сразу несколько передовых технических решений. В направляющих для перемещения подающей плиты используются фторопластовые ползуны вместо роликов. Движение выталкивающей плиты осуществляется только по одной центральной направляющей балке, что исключает вероятность подклинивания плиты и облегчает ее техническое обслуживание. Усилие прессования увеличено с 27 до 35 т. Штоки цилиндров расположены вне зоны контакта с отходами.

Гидросистема в дополнение к сливным фильтрам обзавелась 10-микронными напорными фильтрами импортного производства, также импортная и соединительная арматура. Механизированная погрузка мусора осуществляется с помощью универсального захвата-опрокидывателя для евроконтейнеров емкостью от 0,12 до 1,1 м3. Опционально возможна комплектация портальным механизмом для работы с бункерами вместимостью до 8 м3. Мусор может уплотняться в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режимах.

Крупнотоннажные мусоровозы в основном применяют в условиях застройки средней плотности, они незаменимы для работы на большом плече вывоза и большом расстоянии между точками сбора отходов.

Выгрузка из мусоровоза
 

Как видим, в наши дни практически невозможно изобрести какую-то новую конструкцию оборудования при существующей технологии сбора и вывоза мусора. После нашего сравнения надстроек, производимых разными компаниями, можно сделать однозначный вывод, что все современные модели очень схожи между собой. Отличия есть только в незначительных деталях, комплектующих и материалах, ну и конечно, в производительности и качестве изготовления.

Мусоровозы с задней загрузкой, имея ряд преимуществ, являются самой востребованной коммунальной техникой для ежедневной перевозки ТКО. Так, полностью отечественные мусоровозы подойдут для работы с малым количеством мусора, например, в небольших населенных пунктах или для молодых мусороуборочных компаний, которые только начинают работу с отходами и пока стеснены в финансах. Крупным компаниям или тем, кто собирает и перевозит большое количество мусора, необходима техника с длительным ресурсом, и тут остается выбирать между иномаркой и мусоровозом с импортной надстройкой, смонтированной на шасси в нашей стране.

В большинстве случаев отечественные заказчики выбирают оптимальный в российских условиях вариант с установкой проверенных временем моделей мусоровозного оборудования иностранного производства на знакомые и привычные отечественные шасси. Полностью импортные мусоровозы на наш рынок, конечно, доезжают, но их количество незначительно.

Ровно 70 лет назад в Финляндии была создана компания Multilift Oy, которая начала производство нового механизма – крюкового погрузчика. Со временем крюковой погрузчик стал важной частью местных грузоперевозок, особенно в сфере обращения с отходами, преимущественно строительными.

Крюковой погрузчик применяют как на автомобильном шасси для погрузки крупногабаритных бункеров, так и в составе более сложных механизмов – мусоровозов со сменными кузовами, аэродромной и военной техники. Конструкция погрузчика позволяет варьировать его размеры в широком диапазоне и устанавливать на любые шасси как в одиночном исполнении, так и в сочетании с другим оборудованием. С его помощью можно погрузить контейнер на прицеп, на автомобиле с крюковым погрузчиком и КМУ с грейферным захватом можно самостоятельно загрузить контейнер, а затем разгрузить его самосвальным способом.

Со временем Multilift Oy вошла в состав шведской компании Hiab, которая сохранила знаменитый бренд. Сегодня Hiab выпускает крюковые погрузчики Multilift в нескольких сериях. Для мало- и среднетоннажных шасси предназначены серии Light и Medium грузоподъемностью от 2 до 10 т. Наиболее массовая серия – Multilift ULTIMA, эти погрузчики грузоподъемностью от 14 до 30 т монтируют на любые стандартные средне- и крупнотоннажные шасси. Наиболее востребованный типоразмер грузоподъемностью 20 т выпускается под отдельным наименованием Multilift Optima. Для низкорамных шасси предлагают специальную серию Multilift Ultima Low-built грузоподъемностью от 18 до 26 т.

Крюковые погрузчики оснащены системой управления с микропроцессором, сочетающей автоматическое и ручное управление. Автоматика обеспечивает плавную и точную постановку кузова на шасси, для ряда моделей предусмотрены две скорости работы оборудования. За безопасность отвечают система управления, гидрозамки на гидроцилиндрах, механизмы блокировки кузова.

компании по теме статьи
компании по теме статьи