Маленький, да удаленький

Самые малые мини-погрузчики на российском рынке

Юркие, маленькие по сравнению с другой строительной техникой, способные разворачиваться буквально на месте, проезжать в дверные проемы, суперуниверсальные за счет многочисленного навесного оборудования, но, несмотря на небольшие размеры, обладающие высокими техническими характеристиками, которые позволяют загружать большие самосвалы, – все это мини-погрузчики.

По праву любимая многими, эта техника постоянный и полноценный участник любого строительства. Проворные машинки на колесах или гусеницах усердно трудятся на строительных площадках по всему миру буквально на всех континентах, включая даже Антарктиду.

Первый мини-погрузчик М200, 1958 г.

Прообраз современных мини-погрузчиков появился более 60 лет назад. В далеком 1957 г. изобретенный американскими братьями Келлер, он представлял собой трехколесный агрегат с передним ведущим колесом, предназначенный для очистки куриных ферм. Но даже первые экземпляры могли разворачиваться на расстоянии не больше своей длины и сразу же вызвали огромный интерес, став очень популярными. Права на перспективную новинку у братьев уже в следующем году выкупила компания Merloe Manufacturing, предложив им, кроме покупки, работу по дальнейшей доработке и усовершенствованию техники. В этом же 1958 г. совместными усилиями была создана модель М-200 грузоподъемностью (г/п) 340 кг, с мощностью двигателя 12,9 л.с. Колес по-прежнему было три, два из которых передние ведущие, независимые друг от друга. Первый четырехколесный мини-погрузчик уже с осью и парой колес вместо одного заднего колеса мод. М-440 появился в 1960 г., грузоподъемность его выросла почти до 500 кг, а мощность двигателя составила 15,5 л.с. Невероятно упростив погрузочно-разгрузочные работы, эта техника завоевала бешеную популярность, и двумя годами позже названный уже Merloe Bobcat этот погрузчик стал одним из первых шагов в истории знаменитой компании Bobcat.

Первый 4-колесный погрузчик M440, 1962 г.

Западные производители

Не удивительно, что именно мини-погрузчики компании Bobcat в наши дни являются безоговорочным лидером в этом сегменте техники. На своей родине в Америке и даже во многих европейских странах название Bobcat прочно закрепилось за всеми мини-погрузчиками как за видом техники независимо от производителя. В наши дни фирма Bobcat принадлежит южнокорейской компании Doosan Infracore и выпускает 18 моделей компактных погрузчиков с бортовым поворотом, из которых 5 моделей на гусеницах и 1 погрузчик с управляемыми колесами. Оригинальная модель с индексом A770 отличается двумя вариантами рулевого управления: оператор может выбирать между стандартным управлением только передними колесами и комбинированным, при котором передние и задние колеса могут одновременно проворачиваться в разные стороны. Благодаря такой системе рулевого управления этот мини-погрузчик обладает большей маневренностью по сравнению с другой техникой. Грузоподъемность машины равна 1550 кг, дизельный двигатель Kubota дает возможность погрузчику развивать скорость до 19,8 км/ч. При этом погрузчик массой 4,29 т весьма устойчив и прочен, способен выгружать ковш на высоте в 3,35 м и оснащен защитой от опрокидывания.

Bobcat A770

Специально для тех, кому нужна максимально бюджетная техника, компания создала новый бренд мини-погрузчиков Earthforce и предлагает технику эконом-класса, но с возможностями, параметрами и качеством, характерным для Bobcat. Заказчикам предлагаются две мод. S16 и S18, выполненные на одной платформе и отличающиеся только траекторией подъема ковша: у S16 она радиальная, а у S18 вертикальная.

По объемам продаж следующие по популярности – мини-погрузчики производства New Holland. Практически одновременно с Bobcat в 1960 г. Ларри Халл – инженер New Holland, работая над системой подъема стрелы, изобрел стрелу Super Boom, знакомую всем в наши дни как стрела вертикального подъема. С тех пор прошло много времени, и в 2017 г. был преодолен рубеж в 250 000 проданных мини-погрузчиков марки New Holland. Сейчас компания выпускает 10 моделей погрузчиков с бортовым поворотом, три из которых на гусеничном шасси. Конструктивно эта техника отличается оригинальным параллелограммным механизмом подъема стрелы, вертикальная траектория подъема ковша дает возможность погрузчику близко подъезжать и загружать самосвал с высокими бортами. Мини-погрузчик мод. L218– один из популярных на российском рынке, производитель предлагает технику только в одном исполнении, так как изначально эта машина разрабатывалась, чтобы в базовой версии полностью удовлетворять все требования заказчика при проведении любых видов работ. При полной загрузке ковша погрузчик сохраняет надежную устойчивость на протяжении всего цикла подъема груза. Жесткость стрелы обеспечена поперечными балками спереди и сзади. Моторный отсек с двигателем расположен низко и в сочетании с увеличенной площадью заднего окна в кабине обеспечивает улучшенный обзор зоны позади машины.

New Holland L218

Если продукция американских заводов похожа как своей историей, так и конструкцией, то мини-погрузчики британской компании JCB отличаются даже по внешнему виду. Оригинальная однобалочная стрела, широкая кабина, входная дверь с левой стороны – отличительная черта погрузчиков с бортовым поворотом, сделанных на Туманном Альбионе. На российский рынок компания поставляет девять моделей мини-погрузчиков. JCB 175 – компактный погрузчик с высокой производительностью и низкой стоимостью владения. Машина оснащена увеличенной по ширине кабиной с удобным входом, креслом с механической подвеской, все органы управления расположены с максимально возможным удобством для оператора.

Круговая обзорность из кабины в среднем на 60% выше, а сама кабина на 46% просторнее, чем у других производителей мини-погрузчиков с бортовым поворотом. Трехтонный погрузчик обладает грузоподъемностью в 795 кг. Гидроцилиндр каретки имеет усиленную конструкцию. Благодаря экономичному двигателю Perkins машина при работе тратит немного топлива. Стрела однобалочной конструкции с вертикальным подъемом выполнена с повышенной жесткостью и устойчивостью к разнонаправленным нагрузкам. В комплектации предусмотрены дополнительные гидролинии для подключения навесного оборудования, имеется каретка для быстрой смены навески.

JCB 175

Учитывая универсальность и востребованность мини-погрузчиков, каждая крупная машиностроительная компания старается обязательно иметь такую технику в гамме выпускаемой продукции. Вот и Caterpillar представляет в этом сегменте машины с тремя разновидностями ходовой части, разработанными специально под различные условия работ: семь моделей колесных мини-погрузчиков, пять гусеничных и три модификации гусеничных повышенной проходимости. Среди последних старшая в серии мод. 287D с вертикальным подъемом стрелы, что гарантирует увеличенный вылет и большую высоту выгрузки ковша, подходящую для загрузки самосвалов. Гусеничная ходовая часть обеспечивает отличное сцепление с грунтом, высокую проходимость и вместе с тем отличается низким давлением на грунт, минимально воздействуя на почву при проведении работ.

Высокая мощность достигается благодаря электронной системе управления двигателем и двухдиапазонной трансмиссии. Интеллектуальная система выравнивания машины Cat Intelligent Leveling (ILEV) включает в себя такие функции, как электронное самовыравнивание, возврат в положение копания и позиционирование навесного оборудования. Для выполнения работ, где требуется максимальная производительность навесного оборудования, в качестве опции машины могут оснащаться гидросистемой XPS с увеличенным гидропотоком. Удобная кабина с джойстиками на подлокотнике сиденья оператора оснащена дисплеем, на который выводятся характеристики рабочего оборудования и ходовой части, а также противоугонной системой и камерой заднего вида.

Caterpillar 287D

Американская компания Mustang также была одним из первых производителей мини-погрузчиков, выпустив в 1965 г. первую партию погрузчиков с бортовым поворотом. На сегодня Mustang по-прежнему занимает одно из ведущих мест по выпуску мини-техники и входит в состав Manitou Group.

На российском рынке компактные погрузчики Manitou Group ранее были представлены брендами Gehl и Mustang, производимыми в США. Открытие завода в Индии и развитие производства дали компании возможность расширить линейку компактных погрузчиков, получивших название Manitou Compact Equipment. Она включает в себя 11 колесных и 5 гусеничных машин. Самая новая модель из этой линейки – Skid-steer 2700V. Машина оснащена двигателем мощностью 72 л.с. Ее максимальная грузоподъемность с ковшом составляет 1,3 т, высота разгрузки – 2,5 м. Погрузчик Skid-steer был продемонстрирован на выставке SIMA 2019.

Продолжатель традиции – новый гусеничный мини-погрузчик мод. 1650RT. Новая модель – доработанная версия машины с индексом 1650R, и судя по популярности, новинку также ждут хорошие продажи. Двигатель Yanmar мощностью 69,9 л.с. при 2500 об/мин может развивать крутящий момент более 240 Н·м. По экологичности он соответствует стандарту Tier IV, это указывает на то, что производитель настроен поставлять технику на максимальное количество рынков. В базовой комплектации гидростатическая трансмиссия с двумя диапазонами скоростей, производительность гидросистемы – 107,9 л/мин. Мини-погрузчик грузоподъемностью 748 кг развивает вырывное усилие 2,29 т, высота подъема составляет 3038 мм.

Mustang 1650 RT

Заводы России и ближнего зарубежья

Наиболее известными и востребованными мини-погрузчиками российского производства являются погрузчики ПАО «Курганмашзавод». Производство мини-погрузчиков начато в 1991 г., почти тридцатилетний путь развития и совершенствования позволил создать по-настоящему надежные машины, которые сегодня предлагаются российским строителям и дорожникам. Мини-погрузчики выпускаются в двух модификациях МКСМ-800H и МКСМ-1000H г/п 800 и 1000 кг соответственно, оснащены надежными немецкими двигателями HATZ 3M41. Двигатель имеет высокие показатели по удельной мощности и экономичности. Многоцелевая коммунально-строительная машина, а именно так расшифровывается МКСМ, способна работать в стесненных условиях и проезжать в проемы с размерами 2,1 м по высоте и 1,8 м по ширине. Более 17 видов различного сменного навесного оборудования делают эту машину универсальной и позволяют сэкономить на приобретении другой техники. Смена навесного оборудования осуществляется через быстросъемную муфту без слива рабочей жидкости из гидросистемы – таким образом она защищена от попадания в нее пыли, грязи и абразива. Небольшие габаритные размеры и масса МКСМ-800 позволяют легко транспортировать погрузчик в кузове грузового автомобиля или на прицепе, а при необходимости МКСМ может самостоятельно передвигаться между строительными объектами.

МКСМ-1000

Не менее популярны в России и основные конкуренты МКСМ – погрузчики производства АО «НПК «Уралвагонзавод». ПУМ-500 (Погрузчик Универсальный Малогабаритный) отлично зарекомендовал себя на погрузочно-разгрузочных работах с сыпучими или мелкокусковыми материалами, а также грунтами I–IV категории. С помощью навесного оборудования техника может работать со штучными грузами, выполнять специальные работы, например, бурение скважин, очистку дорог и тротуаров от грязи и снега. Конструкция погрузчика обеспечивает быструю и простую замену одного вида оборудования на другой с минимумом операций и без применения специального инструмента. Доступность всех узлов и их продуманная конструкция позволяют легко осуществлять техническое обслуживание и ремонт ПУМ-500 в любых мастерских.

Погрузчик предназначен для работы в районах с умеренным климатом при внешних температурах от –30 до +40 °С. Эргономичная кабина с широкой удобной дверью и обивкой из звукопоглощающего материала создает комфортные условия для работы. Большая площадь остекления предоставляет обзор со всех сторон. Выверенное расположение органов управления и приборов способствует увеличению производительности труда и гарантирует удобство работы. Модификация ПУМ-500 У оснащается новым немецким двигателем HATZ и соответствует экологическим стандартам Stage II. Низкое давление на грунт позволяет использовать колесный ПУМ-500, кроме помещений и городских улиц, на газонах и в парковых зонах.

ПУМ-500У

Курганский завод дорожных машин («Кургандормаш») в 2018 г. представил мини-погрузчик Termit 1000 – одну из самых компактных моделей фронтальных погрузчиков с бортовым поворотом. Минимальные габариты и увеличенная грузоподъемность дают больше возможностей в работе этой машины.

Termit 1000 можно использовать для планировки участков местности, погрузки и перемещения сыпучих материалов, на транспортно-складских работах, при рытье траншей, бурении скважин, уборке территорий от снега и мусора. При грузоподъемности 1 т ширина погрузчика составляет 1,6 м, длина без ковша – 2,6 м, высота – 2,1 м.

Машина таких размеров будет удобна при строительстве и коммунальном обслуживании территорий в условиях стесненной городской среды. Конструкция стрелы «Термита» устроена таким образом, что можно установить навесное оборудование как отечественного, так и зарубежного производства. Встроенная фрикционная муфта позволяет погрузчику работать при температурах от –40 до +40 °С, при этом не требуется хранение машины в отапливаемом боксе.

При испытаниях мини-погрузчика Termit 1000 инженеры Курганского завода добились уровня защиты оператора от опрокидывания машины и падающих предметов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к зарубежным погрузчикам, которые стоят в 2,5 раза дороже. Продвигать новую модель на экспорт завод планирует с помощью господдержки Минпромторга России, в том числе субсидирования затрат на транспортировку своей продукции.

«У нас очень амбициозные планы. Мы хотим к 2020 г. выйти на выпуск 500–700 единиц машин в год, – говорит генеральный директор «Кургандормаша» М. Федулов. – На сегодняшний день у нас есть опытный образец и второй образец, который сейчас в работе. У них уже определились покупатели. На заводе считают, что спрос на курганские погрузчики будет высоким. На нем скажутся цена и совершенно новые характеристики».

Termit 1000

На пятки российским лидерам отрасли наступает белорусский «АМКОДОР», выпускающий уже три модели мини-погрузчиков с бортовым поворотом, причем одна из моделей выполнена с однобалочной стрелой по аналогии с машинами JCB. Два других погрузчика имеют грузоподъемность 1200 кг и отличаются двигателями: на 211-й модели установлен мотор Д-243, а на 211Е-й – в зависимости от модификации импортные дизели Deutz или Yanmar. Кроме двигателя АМКОДОР 211Е отличается модернизированными рабочими органами, способными выдерживать высокую погрузку. Увеличенный дорожный просвет улучшает проходимость погрузчика, бóльшая по сравнению с предыдущей моделью ширина придает машине дополнительную устойчивость.

Итальянская трансмиссия повысила производительность техники. Основой установки является гидросистема объемного и закрытого типа, также есть возможность регулировать гидронасосы. Независимый привод колес по бортам увеличивает тягу машины, ее динамику и надежность. При емкости ковша 0,59 м3 белорусский мини-погрузчик способен поднять груз массой 1200 кг. Ширина режущей кромки ковша равна 2,14 м, вырывное усилие – 2,4 т, а высота выгрузки составляет 2,4 м.

Aмкодор-211Е

Китайские компании

FORWAY WS85

Не остались в стороне и производители строительной техники из Китая. Огромное количество заводов из Поднебесной наладили выпуск мини-погрузчиков. В лидерах техника, проверенная временем и реалиями работы в российских условиях. Среди явных фаворитов машины, сделанные компанией Forway. Конструкторы завода сделали упор на обеспечение максимальной безопасности оператора и окружающих людей при работе мини-погрузчика. Уже в базовой комплектации предусмотрены функция контроля за грузом, исключающая риск его падения или опрокидывания самого погрузчика. Оператора в кабине защищает специальная дуга, фиксирующая человека в кресле. Система распознавания нахождения человека в кабине в случае отсутствия оператора автоматически блокирует бортовой компьютер, останавливая работу техники.

Популярная мод. WS85 оснащается двигателем Deutz. Управление осуществляется джойстиками, низко расположенный центр тяжести гарантирует отличную устойчивость, повышает проходимость большой дорожный просвет. Комфортабельная просторная кабина с системой ROPS/ FOPS защищает от опрокидывания, а также гарантирует защиту от пыли и влаги. Благодаря удобному расположению точек обслуживания техобслуживание стало быстрее и проще. Уникальное быстродействующее устройство смены навесного оборудования позволяет быстро заменить штатный ковш на другое навесное орудие.

Важной особенностью моделей от другой китайской компании LiuGong является наличие функции автоматического регулирования положения ковша и уникальной гидравлической системы с распределением потоков жидкости в зависимости от нагрузки. В базовой комплектации дополнительная разводка гидросистемы для подключения различного навесного оборудования и качественные литые шины, в комплекте с которыми идут специальные цепи противоскольжения для движения по льду. Один из самых продаваемых – мини-погрузчик CLG 375 B – рестайлинговая модель, оснащенная двигателем Perkins, что позволило привести экологический класс машины в соответствие со стандартом Stage III. Обновленная гидросистема производства японской компании Kawasaki, насос и гидромотор хода от Sauer. В стандартную комплектацию погрузчика входит ковш емкостью 0,5 м3, плита для быстрой замены рабочего органа, а также автоматическая система блокировки стрелы и управления. Для повышения устойчивости техники устанавливается система демпфирования раскачивания грузов. Максимальная скорость составляет 12 км/ч, но при этом машина обладает высокой грузоподъемностью в 870 кг и способна выгружать ковш на высоте в 2,4 м.

Liugong CLG 375

Замыкает тройку популярных китайских мини-погрузчиков техника производства компания XCMG. Разработчики создали комфортную кабину с большим углом обзора, простую и точную систему управления с помощью джойстика. Среди самых ходовых моделей – погрузчик XT740. «Сердце» машины – малошумный и экономичный японский дизельный двигатель с увеличенной производительностью. При таком сочетании характеристик техника особенно подходит для нужд коммунального хозяйства при работах в городе. Гидравлическая система разработана компанией Rexroth.

Для придания технике дополнительной устойчивости уже в базовой комплектации имеется система автоматического выравнивания. Поворот ковша и движения стрелы могут выполняться одновременно, благодаря простому управлению погрузчиком с помощью джойстиков оператор меньше утомляется. Кабина с защитой ROPS/ FOPS просторная, в ней обеспечивается отличный обзор. Все приборы, необходимые для управления мини-погрузчиком, находятся буквально под рукой и расположены в легкодоступных для оператора местах. Техника может выгружать ковш вместимостью 0,42 м3 на высоте в 2,36 м, а грузоподъемность машины составляет 750 кг.

XCMG 740
 

При всей похожести многочисленные модели мини-погрузчиков различаются по кинематике стрелы. Заводы-производители предлагают технику с двумя конструктивными схемами: это вертикальный и радиальный типы механизма подъема стрелы. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки, в зависимости от этого мини-погрузчики подбираются для решения конкретных задач.

Погрузчики с радиальным подъемом стрелы имеют больший вынос ковша при средней высоте подъема. Ковш поднимается по дуге. Такие погрузчики больше подходят для общестроительных работ, выемки грунта, грейдирования, засыпки и других землеройных работ. Кроме того, вариант мини-погрузчика с радиальным подъемом, как правило, более экономичный.

При вертикальной траектории подъема ковша можно выгружать материал ближе к центру кузова самосвала. Вертикальный механизм предпочтительнее при таких видах работ, как загрузка самосвалов, перемещение поддонов с грузом на вилах. Как правило, погрузчики с вертикальным механизмом подъема имеют увеличенную грузоподъемность. Если необходимо загружать и перемещать поддоны или загружать грузовики, то вертикальный механизм подъема будет предпочтительнее.

МКСМ

Для тех, кому сложно разобраться в технических хитростях, можно дать простой совет при выборе мини-погрузчика: если нужна техника для погрузочных работ, осуществляемых не выше уровня глаз, лучше подойдет погрузчик с радиальным подъемом стрелы, а всё, что выше, подходит для мини-погрузчиков с вертикальным подъемом стрелы.

Автор умышленно не упоминает в этой статье прочие многочисленные марки мини-погрузчиков – большая их часть являются либо сугубо имиджевыми продуктами машиностроительных компаний, предназначенными для заполнения места в линейке выпускаемой техники, либо это машины, эпизодически появляющиеся на российском рынке, то есть машины, которые не оказывают большого влияния на рынок.