Импорт подъемной техники в Россию

По итогам 2017 г. и первого квартала 2018 г., в преддверии появления информации по результатам очередного повышения утилизационного сбора в отношении самоходных машин с 13 июня 2018 г., хотелось бы провести анализ рынка подъемной техники по следующим позициям: башенным кранам, гусеничным, короткобазным (городским) и автокранам.


Обзор не содержит данных по импорту из стран Таможенного союза.

Все мы помним 2014 год – год старта новых политико-экономических войн, в которые были втянуты ведущие мировые державы, в том числе и Россия. В отличие от большинства позиций дорожно-строительной техники, импорт подъемных машин и оборудования практически моментально отреагировал на изменения рыночной конъюнктуры, сократив свои показатели по всем рассматриваемым направлениям на 10–30% уже в 2014 г. В 2015 г. падение ускорилось и по отдельным показателям достигло 86%. Только по итогам 2017 г. удалось несколько стабилизировать ситуацию, однако объемы ввоза пока находятся на весьма низком уровне.

Начать хотелось бы с наиболее емкого рынка автокранов. В 2017 г. впервые за последние 5–6 лет можно отметить прирост показателей импорта, который составил 148%. На фоне предыдущих периодов это является неплохим результатом. Взять хотя бы тот факт, что в 2015 г. импорт кранов на автомобильном шасси сократился по сравнению с 2014 г. на 86,5% и на 92,5% по сравнению с 2012 г. Подобные изменения тогда привели к перестановке позиций ведущих брендов. Планомерно набирающий обороты китайский производитель строительной техники XCMG по итогам 2015 г. ввез всего 2 автокрана против 256 в 2014 г. Однако в 2017 г. китайский бренд вновь возглавил рейтинг, увеличив объемы импорта практически в шесть раз по сравнению с предыдущим периодом. Значительно вырос ввоз кранов совместного китайско-австрийского предприятия PALFINGER SANY, составивший 26 ед. в 2017 г. против 2 ед. в 2016-м.

Замыкает тройку лидеров компания Liebherr, вдвое увеличившая свои показатели в сравниваемых периодах, занимая 21% импорта в натуральном выражении. При этом в стоимостном выражении немецкий производитель ввез в Россию автокранов на $54,7 млн, что составляет 87,4% импорта. Данными цифрами сложно удивить специалистов, ведь всем известно, что Liebherr имеет очень широкую линейку кранов по грузоподъемности, а в Россию попадает техника, поднимающая в основном более 100 т груза. В рассматриваемом периоде самым тяжелым оказался кран LTM 1750-9.1 стоимостью $4,1 млн, этих кранов было ввезено сразу 2 ед., один из них был представлен на выставке «СТТ-2017». По оперативной информации, предоставленной компанией ID-Marketing, за первый квартал 2018 г. в Россию было ввезено 10 автокранов, из которых шесть под брендом Liebherr.

[b]Импорт автокранов в Россию в 2017 г., %[/b]
[b]Импорт башенных кранов в Россию в 2017 г., %[/b]

Более чем на 80% увеличился ввоз в Россию башенных кранов в 2017 г. POTAIN, французский производитель башенных кранов, входящий в тройку мировых лидеров с долей около 28%, на протяжении последних нескольких лет являлся ведущим поставщиком на отечественном рынке, за исключением 2015 г., когда бренду пришлось значительно сократить поставки своей техники, но уже в 2016 и 2017 гг., производитель из Франции вернул себе лидерство. Девять башенных кранов было импортировано под маркой TEREX, в 2016 г. таковых было на 4 ед. меньше. Далее идут марки MITSUBER, SÁEZ и DONGJIAN. Отметим, что всего в Россию в минувшем году были ввезены башенные краны 19-ти производителей, в то время как в 2014 г. их насчитывалось более 50! Интересно, что уже по итогам первого квартала 2018 г. лидирующую позицию занимает китайская марка Zoomlion. Еще три производителя HAISHAN, MITSUBER и POTAIN ввезли в Россию по два башенных крана.

Учитывая тот факт, что в России отсутствует налаженное производство короткобазных кранов, а импорт на протяжении последних лет только снижался, за исключением 2017 г., когда прирост ввоза составил всего 11%, можно сделать вывод, что данный вид техники не является популярным в нашей стране. Главной особенностью рынка является преимущество японской техники, доля которой в определенные периоды доходила до 85%. В 2017 г. это значение равно 74%. С 2015 г. в импорте короткобазных кранов лидирует марка TADANO, несмотря на то, что ее ввоз в 2017 г. снизился на 22,7%. Далее идут марки TEREX, KATO и KOBELCO.

Рынок гусеничных кранов грузоподъемностью свыше 60 т является единственным направлением среди рассматриваемых, импорт которых снизился на 22,4%. При этом данное направление и наименее емкое среди представленных. Это достаточно специфичный рынок со «штучным товаром», где стоимость машин исчисляется не одним миллионом долларов США. Несмотря на значительные изменения стоимости валют, ведущим поставщиком на российский рынок подобной техники является Liebherr, который на 58% сократил поставки гусеничных кранов в рассматриваемом периоде. Отметим, что в 2017 г. было ввезено сразу 5 гусеничных кранов Liebherr LR11350, стоимость самого дорогого из которых, 2015 г. выпуска, составляет $10 млн. По итогам первого квартала 2018 г. в Россию было ввезено 8 гусеничных кранов грузоподъемностью свыше 60 т.

[b]Импорт короткобазных кранов в Россию в 2017 г., %[/b]
[b]Импорт гусеничных кранов г/п свыше 60 т в Россию в 2017 г., %[/b]

В целом ситуация на отечественном рынке спецтехники начинает восстанавливаться, в том числе и в направлении подъемной техники. Этому способствует некоторая стабилизация доллара по отношению к рублю в последние несколько месяцев. Тем не менее рынок находится в ожидании. С 13 июня 2018 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 31.05.18 г. «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ № 81 от 06.02.18 г.». Главными изменениями являются увеличение базы для исчисления утилизационного сбора 172 500 руб. (ранее было 150 000 руб.) или 203 550 руб. с НДС (ранее было 177 000 руб. с НДС), а также тот факт, что коэффициент для расчета утилизационного сбора теперь зависит от мощности двигателя.

компании по теме статьи
компании по теме статьи