КОМПАНИИ
ООО «Завод «Дорожных машин»
(4855)28-79-76, 26-26-41
Bomag

Обсуждаем ситуацию на рынке дорожных катков

Круглый стол специалистов отрасли
Статистика фиксирует увеличение импорта дорожных катков, а специалисты по продажам уплотняющей техники заявляют об оживлении на рынке. В преддверии сезона представители ведущих компаний в этом сегменте ответили на наши вопросы. В беседе принимали участие:
Станислав Сафонов, начальник отдела продаж ООО «Файат Бомаг Рус» (представительство Bomag GmbH);
Вадим Платонов, менеджер по продажам легкого уплотнительного оборудования компании Ammann;
Петр Плаунов, старший бизнес-консультант по строительной технике JCB в России;
Павел Кузнецов, директор ООО «Завод «Дорожных машин».
Совсем скоро откроется новый сезон продаж уплотняющей техники. Текущая ситуация на рынке соответствует вашим ожиданиям?

С. Сафонов, Bomag: Спрос на нашу уплотнительную технику растет, особенно на тяжелые асфальтовые катки. В 2018 г. мы ожидаем роста продаж уплотнительной техники Bomag в России на 70% в сравнении с прошлым годом. Кризис прошел, рынок оживает, государство вкладывает значительные средства в развитие инфраструктуры.

В. Платонов, Ammann: Рынок постепенно восстанавливается после кризиса 2014 г.

Объемы продаж приближаются к докризисному уровню.

П. Плаунов, JCB: По итогам января 2018 г. рынок дорожной техники, особенно в сегменте грунтовых катков, показывает значительный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако говорить о ситуации на рынке по результатам одного месяца пока рано.

П. Кузнецов, Завод «Дорожных машин»: Да, текущая ситуация соответствует нашим ожиданиям. Мы надеемся на рост продаж, хотя в этом году на рынок выходит завод «Раскат», который можно назвать на сегодняшний момент нашим основным конкурентом, так как наша продукция находится в одной ценовой категории и потенциальные потребители у нас примерно одни и те же. К сожалению, ни мы, ни «Раскат» пока не смогли повлиять на позиции ведущих мировых компаний, таких как Hamm и Bomag на российском рынке. Но в этом году мы рассчитываем представить модели, которые по своим качествам и характеристикам практически не будут уступать продукции этих мировых лидеров.

Amman
Вы заметили изменения в продажах вашей компании (если не учитывать объективную рыночную составляющую) после введения в 2016 г. утилизационного сбора в отношении самоходных машин?

С. Сафонов, Bomag: К счастью, введение утилизационного сбора на импорт прошло незаметно для нашей компании ООО «Файат Бомаг Рус», несмотря на все опасения. Все поставщики на российский рынок находятся в одинаковых условиях, поэтому никто не получил преимущества, включая российских производителей. С другой стороны, поставлен заслон б/у технике из-за рубежа. Это позитивно сказывается на продажах новой техники.

В. Платонов, Ammann: Утилизационный сбор поддержал продажи новой техники, заблокировал импорт катков, бывших в эксплуатации.

В остальном без изменений, так как все производители находятся в одинаковых условиях.

П. Плаунов, JCB: Введение утилизационного сбора сказалось на всех производителях импортной техники (ставки для всех одинаковые), и компания JCB в данном случае не является исключением.

П. Кузнецов, Завод «Дорожных машин»: Некоторые поставщики стали менее заметны на рынке. Это касается прежде всего китайской продукции. В то же время мировые лидеры вряд ли ощутили действие этих мер. Желание клиентов приобретать машины хорошего качества оказалось сильнее.

JCB
Прошлый год был отмечен рядом слияний и поглощений, которые коснулись ведущих производителей дорожных катков. Как, по вашему мнению, эти события могут повлиять на российский рынок?

С. Сафонов, Bomag: Нашу компанию этот процесс не затронул, поэтому мы постараемся по максимуму воспользоваться временными проблемами наших конкурентов, чтобы увеличить продажи и рыночную долю Bomag в России. Эта ситуация очень благоприятна для нашей компании.

П. Кузнецов, Завод «Дорожных машин»: Думаю, что никак не повлияют.

Завод «Дорожных машин»
Вопрос о создании новых или расширении существующих производственных мощностей на территории России актуален для вас?

С. Сафонов, Bomag: В данный момент мы расширяем только ремонтные мощности в рамках развития дилерской сети. Вся техника Bomag поставляется в РФ только с заводов в Германии, Италии и Китае.

П. Кузнецов, Завод «Дорожных машин»: Мы производим не только катки, поэтому рассматриваем расширение производственных мощностей нашего предприятия. Это позволит выпускать новые машины, которые на сегодняшний момент находятся у нас в разработке.

Bomag
В силу специфики выполняемых работ одно из главных требований к дорожным каткам – это их надежность. Каким образом вы контролируете качество выпускаемой продукции?

С. Сафонов, Bomag: Каждый каток проходит на заводах Bomag испытания на стенде в течение пяти часов, где проверяются все системы и характеристики.

В. Платонов, Ammann: На заводе существует ОТК, который контролирует качество катков. Все катки тестируются перед отгрузкой. Дополнительно в России все машины проходят предпродажную подготовку. Использование высококачественных компонентов известных европейских производителей гарантирует высокую надежность. Наличие основных запчастей на складе в России обеспечивает быстрый ремонт.

П. Плаунов, JCB: Катки работают в тяжелых условиях, поэтому при их разработке и изготовлении мы уделяем особое внимание надежности: производительность и время безотказной работы данного типа техники максимально увеличены. Все наши катки проходят серьезные заводские испытания, а современные процессы производства и сборки позволяют обеспечить высокое качество компонентов и безупречность их взаимодействия.

П. Кузнецов, Завод «Дорожных машин»: Главный вопрос – это входной контроль комплектующих изделий. В прошлом году мы заметили негативные тенденции, возникшие из-за общего сокращения объемов рынка. Некоторые поставщики перестали держать на своих складах необходимый запас. Результатом стали сбои в цепочке поставок. Теперь мы полностью контролируем поступающую продукцию. Кроме того, мы создали группу совершенствования процессов на нашем предприятии. Это касается прежде всего нашего отдела технического контроля. В целом можно сказать, что мы обеспечиваем качество нашей продукции поэтапно: начиная с конструирования, разработки технологических процессов и заканчивая контролем со стороны ОТК.

Amman
Какие модели из вашей линейки дорожных катков наиболее востребованы в России?

С. Сафонов, Bomag: Наиболее востребованные модели Bomag в России – это тяжелые асфальтовые тандемные катки массой 7–15 т и грунтовые катки массой 12–16 т.

В. Платонов, Ammann: Из легких катков это 4-тонные тандемный ARX40 и комбинированный ARX40K. Среди тяжелых машин лидерами остаются 15-тонный грунтовый каток ASC 150D и 9-тонный сочлененный тандемный каток ARX 90.

П. Плаунов, JCB: В России наиболее востребованы модели грунтовых катков JCB VM115 и JCB VM132, а из тандемных это, безусловно, JCB VMT260.

П. Кузнецов, Завод «Дорожных машин»: Это двухвальцовые катки DM-07 и DM-10 массой 8,5 и 11 т.

JCB
Вы планируете обновить или расширить модельный ряд дорожных катков в ближайшее время?

С. Сафонов, Bomag: После 2015 г. мы полностью обновили наш модельный ряд, выпустив тяжелые асфальтовые катки 50-й серии и грунтовые катки 5-й серии. В 2018 г. мы выводим на рынок новые модели асфальтовых катков с интеллектуальной системой уплотнения «Асфальт-Менеджер» Bomag BW 161 AD-50 AM (10 т), BW 191 AD-50 AM (13 т), BW 206 AD-50 AM (15 т) и новую пневмошинную модель Bomag BW 28 RH.

В. Платонов, Ammann: В ближайшее время ожидается выпуск новой линейки грунтовых катков серии ARS на смену серии ASC и пневмошинных катков серии ART на смену серии AP.

П. Плаунов, JCB: В этом году мы планируем вывести на российский рынок новую модель JCB 116D. Это вибрационный грунтовый каток, оснащенный двигателем JCB Dieselmax 85 кВт, эксплуатационной массой 12 150 кг при ширине вальца 2100 мм. Новая модель обеспечит высокую производительность, а инновационный двигатель JCB Dieselmax позволит сократить издержки и расход топлива. Максимальная эффективность уплотнения достигается за счет сочетания значительного смещения центра тяжести в сторону вальца и мощной динамической вибросистемы, а также статической линейной нагрузки более 30 кг/см, динамической центробежной силы 256 кН и большой амплитуды 1,8 мм. Данная машина в стандартной конфигурации оснащается системой автоматического контроля вибрации, выключаемой антипробуксовочной системой и усиленными мостами с самоблокирующимися дифференциалами. В модели JCB 116D предусмотрено превосходное распределение массы между передней и задней частями машины.

П. Кузнецов, Завод «Дорожных машин»: Мы начали в этом году модернизацию модельного ряда именно с самых востребованных машин – DM-07 и DM-10. Они будут выходить в обновленном варианте с улучшенными характеристиками. За счет отработки технологий и тщательного подбора материалов и комплектующих (стальные ступицы вместо чугунных, подшипники SKF, немецкие и итальянские амортизаторы) мы усовершенствовали основной орган катка – вибрационный валец. В планах установка новых двигателей Cummins, улучшение эргономики рабочего места оператора. В ближайшей перспективе обновление катка DM-58, который в прошлом году пользовался повышенным спросом. Запланировано изготовление 20-тонной грунтовой машины и модернизация базовых моделей для уплотнения грунта DM-614 и DM-617 (эргономика рабочего места).

Завод «Дорожных машин»
Назовите основные конкурентные преимущества вашей техники.

С. Сафонов, Bomag: Надежность, долговечность, самые современные технологии, минимум сервиса, двигатели, адаптированные для работы в РФ, высокая остаточная стоимость катков Bomag при последующей перепродаже.

В. Платонов, Ammann: Соотношение цена-качество, широкая линейка всех видов катков. Кроме того, собственные технологические разработки, которые делают катки Ammann уникальными на рынке. Сюда можно отнести системы контроля уплотнения ACE, измеряющие абсолютные значения жесткости уплотняемой поверхности в реальном времени, а также новый дизайн консоли оператора на тяжелых тандемных катках ARX и грунтовых ARS. В рулевое колесо этих машин вмонтировано высокотехнологичное электронное устройство с цветным ЖК-дисплеем, выполняющее функции приборной панели, сборщика статистики и предоставляющее возможность быстрой диагностики электрических цепей катка прямо на объекте.

П. Кузнецов, Завод «Дорожных машин»: Явных отличий от конкурентов я не вижу. Мы находимся в одной и той же нише, что и мировые производители, если принимать во внимание технические характеристики. Что касается технологий, то здесь мы пока уступаем, но уверенно догоняем. Мы вплотную подошли к мировым аналогам, при том, что наши цены существенно ниже. Мы ощущаем, что можем составить конкуренцию на мировом рынке и стараемся продвинуть нашу продукцию в ряд стран Африки и Азии.

Bomag
Как вам удается обеспечивать сервисное обслуживание на должном уровне в сложных российских условиях?

С. Сафонов, Bomag: Во-первых, техника Bomag очень надежная за счет применения дорогих материалов и лучших компонентов, доступных на западном рынке. Во-вторых, мы применяем двигатели, адаптированные для местного дизельного топлива: в большинстве моделей используются лучшие немецкие двигатели Deutz с классом по выхлопу Tier 2. В-третьих, при разработке своих моделей Bomag применяет концепцию минимального сервиса: например, в наших машинах отсутствуют смазочные ниппели, смазка заложена на весь срок службы, таким образом исключен человеческий фактор. Bomag обеспечивает максимально удобный доступ ко всем обслуживаемым элементам. На асфальтовых катках новой 50-й серии двигатель вынесен на заднюю раму и имеет превосходный доступ для ремонта и обслуживания. И главное, наша разветвленная сеть профессиональных дилеров, обеспечивающих поддержку клиента в любое время суток.

В. Платонов, Ammann: Широкая дилерская сеть покрывает всю территорию РФ и обеспечивает качественное сервисное обслуживание и ремонт. Большой склад запчастей сокращает время их ожидания.

П. Плаунов, JCB: Высокое качество сервисного обслуживания обеспечивается за счет разветвленной дилерской сети и хорошо подготовленного сервисного персонала наших дилеров, а также инвестиций дилеров в сервисную инфраструктуру. Кроме того, сотрудники отдела технической поддержки JCB могут мгновенно связаться с экспертами завода независимо от времени суток.

П. Кузнецов, Завод «Дорожных машин»: С одной стороны, у нас действует группа специалистов разного профиля, которая должна устранять все проблемы, возникающие в эксплуатирующей организации, в двухдневный срок. С другой стороны, в процессе активно участвуют наши дилеры, которые имеют собственные сервисные центры.

Amman
Оснащаются ли ваши катки осциллирующими вальцами? Есть ли спрос на такую технику у российских подрядчиков?

С. Сафонов, Bomag: Уже несколько лет мы поставляем асфальтовые катки с нашей фирменной системой тангенциальной осцилляции TanGO. Спрос на эту технику постоянно растет.

В. Платонов, Ammann: Да, оснащаются. Ammann оборудует такими вальцами катки ARX 90 и ARX 110. Это решение интересно для компаний, работающих в основном на мостах и путепроводах. Однако этот спрос едва ли можно назвать серьезным. К тому же Ammann предлагает клиентам хорошую альтернативу, намного более универсальную и эффективную. Речь идет о 9-тонном катке ARP95 с жесткой рамой, с системой контроля уплотнения AcePro. Виброузел переднего вальца такой машины имеет особую конструкцию, благодаря которой можно в ручном или автоматическом режиме бесступенчато регулировать частоту и амплитуду вибрации.

П. Плаунов, JCB: Да, катки JCB оснащаются осциллирующими вальцами, и с учетом востребованности уплотнительной техники JCB спрос, безусловно, есть.

П. Кузнецов, Завод «Дорожных машин»: Эта тема находится у нас в разработке. В том виде, в каком подобные узлы уже используются, они запатентованы. Таким образом, чтобы внедрить такой элемент, мы должны разработать собственный вариант осциллирующего вальца или купить лицензию. Мы не считаем, что этот вопрос стоит сейчас настолько остро. Да, такие катки хороши при уплотнении на виадуках и мостах, но в тех же условиях можно использовать обычный статический каток. Скорее этот тип машин можно отнести к узкоспециализированному классу.

JCB
Насколько важны квалификация и опыт оператора катка для достижения качественного уплотнения материала?

С. Сафонов, Bomag: Квалификация и опыт операторов были важны еще несколько лет назад. Но сегодня, с применением наших последних разработок, таких как плотномер «Бомаг Экономайзер», автоматические системы интеллектуального уплотнения «Бомаг Асфальт-менеджер» и «Бомаг Вариоконтроль», системы документирования уплотнения «BCM-Бомаг Компакшн Менеджмент», системы плавного старта/ останова и уплотнения на постоянной скорости, задача оператора значительно упрощается. При работе на асфальтовых катках с системой интеллектуального уплотнения «Асфальт-менеджер» оператору достаточно выбрать толщину уплотняемого слоя, все остальное машина сделает сама, оператору достаточно управлять направлением движения.

В. Платонов, Ammann: Важны, если катки не оснащены системами контроля качества уплотнения. При наличии этих систем требования к опыту оператора значительно снижаются. Ammann разработал и предлагает такие системы, от информационных АСЕecon и АСЕforce до полностью автоматической системы АСЕpro, которая самостоятельно регулирует частоту и амплитуду вибраций в зависимости от достигнутых показателей жесткости материала на каждом рабочем участке с возможностью распечатки отчетов на принтере. АСЕ с GPS позволяет визуально контролировать процесс уплотнения с привязкой к местности (на мониторе различными цветами отображаются уплотненные и недостаточно уплотненные участки). Это значительно облегчает работу оператора и снижает расход топлива. Без таких систем оператор работает вслепую.

П. Плаунов, JCB: Квалификация и опыт операторов техники являются ключевыми параметрами для достижения качественного уплотнения.

П. Кузнецов, Завод «Дорожных машин»: Конечно, от оператора зависит качество уплотнения дорожного полотна. Его опыт и квалификация имеют большое значение. Наша задача – обеспечить оператора информацией для принятия правильных и своевременных решений. Если асфальт слишком горячий, на него нельзя выезжать.

Завод «Дорожных машин»
Как вы относитесь к идее создания автономной машины, которая может выполнять свои функции без участия оператора?

С. Сафонов, Bomag: Положительно. Думаю, это реально уже сегодня. Мы уже предлагаем систему BCM Net – это сетевое развитие системы «Бомаг Компакшн Менеджмент», про которую было сказано выше. Эта система обеспечивает совместную работу комплекса катков, при этом операторы получают в реальном времени информацию о результатах работы других катков. Еще немного, и укладочным комплексом можно будет автономно управлять из офиса. Так уже работают операторы горных самосвалов. Это будет похоже на компьютерную игру и должно понравиться новому поколению операторов. Работать будет легко и приятно, и на должность оператора катка появится очередь.

В. Платонов, Ammann: Относимся положительно, в компании Ammann активно ведутся такие разработки. На выставке Bauma 2016 была показана полностью автономная виброплита, работающая без оператора. Задача оператора – поставить маячки, ограничивающие зону ее работы. Всю остальную работу виброплита выполняет самостоятельно. В данный момент ведется работа над проектом «SmartSite» для группы катков и асфальтоукладчиков, который в перспективе позволит осуществлять процесс укладки асфальта в полностью автоматическом режиме без участия операторов.

П. Плаунов, JCB: На мой взгляд, катки как нельзя лучше подходят для беспилотного управления. Зачастую они эксплуатируются в рамках заданного участка и не передвигаются самостоятельно по дорогам общего пользования. Также уже давно доступны технологии, способные автоматизировать рабочий процесс, анализируя его параметры при уплотнении грунта. Например, у дорожных катков есть система Compactronic: в процессе работы она непрерывно анализирует степень уплотнения во избежание эффекта «переуплотнения» материала.

П. Кузнецов, Завод «Дорожных машин»: За этим будущее. В большей степени такие технологии применимы для строительства дорог, где можно задать конкретные параметры работы. Когда выполняется ямочный ремонт, соответствующий алгоритм реализовать сложнее.

Круглый стол провел Р. Третьяков