«Модные» мусоровозы

Обзор тенденций в производстве мусоровозов

На удивление, слово «мода» применимо и к тяжелому машиностроению. Все уже привыкли, что различные автопроизводители выпускают все новые и новые модели машин, стараясь затмить конкурентов. И если у одного автоконцерна появляется какая-то своя новая техническая «фишка» вроде более экономичного или более легкого двигателя, как тут же аналогичная разработка появляется и у других. В производстве техники для транспортировки мусора также прослеживаются определенные тенденции, вызванные особенностями эксплуатации подобного рода автомобилей и, что немаловажно, выбором самих потребителей – предприятий по вывозу мусора. Давайте рассмотрим, что же «модно» в этом сезоне среди мусоровозов.

Традиционно пальму первенства держит один из наиболее популярных типов мусоровозов – мусоровоз с задней загрузкой. Такая машина универсальна, ее можно использовать как для вывоза твердых бытовых отходов с мусороперегрузочных станций на полигоны, так и для работы во дворах в условиях плотной городской застройки. Мусоровоз GeesinkNorba GPM 15H25, предлагаемый в нашей стране компанией ООО «Технотрейд», именно такой. Кузов производства голландской GeеsinkNorba относится к премиум-сегменту техники для перевозки ТБО и прочих отходов. Хит продаж – среднетоннажный мусоровоз объемом 15 м3, например, на шасси MAN с удобной трехместной кабиной, двигателем мощностью 250 л.с. и механической коробкой передач – отличный вариант для работы в городе. Сами кузова от GeesinkNorba отличаются уникальным прессующим механизмом, который одинаково хорошо прессует и обычные ТБО, и легко может справиться с крупногабаритным мусором в виде старого дивана или сломанного шкафа, усилие прессования в 32 т с коэффициентом уплотнения до 7 ед. позволяет легко сжимать любые предметы. Мусоровозные надстройки GeesinkNorba могут устанавливаться как на импортные, так и на отечественные шасси, объем кузова в зависимости от модели предлагается на выбор от 5 до 28 м3, также возможна установка портального подъемника – он монтируется на кузова объемом от 15 м3.

Мусоровоз GeesinkNorba GPM 15H25

Портальные мусоровозы, или, как их еще называют, бункеровозы, также на пике популярности. Такие машины отличаются высокой маневренностью и большей оперативностью при разгрузке-выгрузке по сравнению с тяжелыми стандартными мусоровозами. Контейнер с помощью портала снимают с рамы и устанавливают на ровную площадку под загрузку. После наполнения этот же мусоровоз возвращается и загружает контейнер на машину. Загрузка контейнеров мусором производится вручную или любыми погрузочными средствами. КО-440АД – наиболее популярная модель выпускаемых контейнерных мусоровозов и в особом представлении не нуждается. ОАО «Арзамасский завод коммунального машиностроения» как базовое шасси использует ЗИЛ-432932 с контейнером объемом 8 м3. Грузоподъемность портального подъемника равна 5500 кг. Ярко-оранжевый цвет надстроек с белым логотипом завода – знакомая всем фирменная окраска.

Мусоровоз КО-440АД на шасси ЗИЛ-432932

Другой активный игрок на этом рынке – Завод спецтехники WERNOX, который предлагает бункеровозы на шасси любых марок.

Основное достоинство такого вида техники – использование одного автомобиля для обслуживания нескольких контейнеров и их вывоз к месту утилизации по мере заполнения, что исключает простой автомобиля и сокращает сроки окупаемости машины. Но несмотря на все плюсы, главным недостатком является невозможность уплотнения отходов в контейнерах.

Бункеровоз WERNOX на шасси «ГАЗон Next»

Замыкают тройку лидеров мусоровозы, оборудованные системой «мультилифт». Наибольшей популярностью у российских мусоровывозящих и ломозаготовительных компаний пользуются магистральные мультилифты – мусоровозы с крюковыми погрузчиками KROMANN L22S г/п 22 т на шасси КАМАЗ-6520 (МАЗ-6312В9) и городские мультилифты на шасси КАМАЗ-65115 с крюками KROMANN ML16. Представляет эту торговую марку в России компания «Грузавтомаркет» из Москвы. Такие машины многофункциональны. В зависимости от типа сменного кузова они могут использоваться для перевозки бытового и строительного мусора, древесных отходов (щепа, стружка, пыль), металлолома, песка, щебня, грунта и других сыпучих грузов, а также жидких отходов и илистых отложений. Партнеры «Грузавтомаркета» – российские заводы в Тверской, Нижегородской и Липецкой областях в рамках совместных программ KROMANN осваивают производство новых сменных надстроек и тем самым расширяют сферу применения мультилифтов.

KROMANN ML16S с прицепом

Все крюковые погрузчики KROMANN изготавливаются в Европе по заказам компании «Грузавтомаркет» специально адаптированными для российских условий. В целях снижения пиковых нагрузок на гидроцилиндры применяются раздельные оси подъемной рамы опрокидывания и опорных роликов. На длительный срок эксплуатации положительно влияет использование сталей S355 и Domex 700 для силовой конструкции и Hardox 450 для зацепного крюка. Направляющие пластины телескопического узла выполнены из композитного материала с заявленным сроком службы не менее пяти лет. Гидравлика итальянского производства обеспечит автоматическую блокировку гидросистемы в случае падения мощности. Трехсекционный гидрораспределитель и стальной гидробак на 120 л – в базовой комплектации. Управление пневматическое дистанционное из кабины. Положение гидрозамков, удерживающих контейнер, показывает световая сигнализация в кабине. Долговечность лакокрасочного покрытия обеспечивается предварительной дробеструйной обработкой, грунтовкой и 2-слойным окрашиванием. Перфорированная рама крюка и специальные крепежные пластины обеспечивают быстрое, надежное крепление крюкового погрузчика к раме шасси автомобиля.

KROMANN L22S с кузовом для биоотходов

Широким списком идут дополнительные опции: тут и функция плавной остановки, и турборежим, механически или гидравлически изменяемая высота крюка, задний опорный ролик и блокиратор задних рессор.

Почти в два раза улучшить экономические показатели мусорных перевозок позволяет использование мусоровозов- мультилифтов в составе автопоезда с прицепом. «Грузавтомаркет» предлагает российскому рынку более десяти модификаций прицепов KROMANN, европейских и российских, двух- и трехосных, с рессорной и пневматической подвеской, осями L1 и BPW, с накатными площадками и роликовыми каретками и различными вариантами ошиновки.

Прицеп KROMANN на пневмоподвеске BPW с подъемной осью

В привычные всем виды мусоровозов вклинивается абсолютно новая разработка – мусоровоз с системой мойки мусорных контейнеров. Такую технику предлагает ЗАО «Автобау» – отечественный производитель мусоровозов HIDRO-MAK и официальный представитель турецкой компании на территории России. Такие машины отличаются наличием за водительской кабиной больших баков для воды, причем их там два – один для чистой воды объемом до 1550 л, а второй для грязной воды объемом 950 л. Данный вид коммунальной техники представляет собой обычный мусоровоз, дополнительно оснащенный в задней части кузова специальным механизмом, который захватывает мусорный контейнер и моет его изнутри, очищая от остатков мусора. Мусоровоз в штатном режиме работает с коэффициентом прессования до 6 ед., а система мойки с помощью насоса Dynaset финского производства с производительностью 45–66 л/мин моет контейнеры всего за 15–30 сек, грязная вода сливается в загрузочный бункер, откуда откачивается отдельным насосом компании Kar Makina (Турция). Можно смело сказать, что мусороуборочная техника с механизмом мойки контейнеров – это новое направление в мире российской коммунальной техники.

Еще одна интересная новинка среди мусоровозов с задней загрузкой – универсальный мусоровоз УМ-19 с гидробортом от ООО «ГК СПЕЦКОММАШ», дополнительно оснащенный краном-манипулятором. В качестве базового шасси предлагается КАМАЗ-65115 с дизелем Cummins мощностью в 298 л.с. и механической коробкой передач ZF. Манипулятор FASSI грузоподъемностью 770 кг и вылетом стрелы до 9,95 м предназначен для работы с мусорными контейнерами заглубленного типа. С помощью крана мусоровоз осуществляет выгрузку ТБО, причем делать это возможно с использованием пульта дистанционного управления, тем более с радиусом действия в 25 м это точно будет удобно. Непосредственно для загрузки мусора краном-манипулятором предусмотрен специальный гидравлический борт, увеличивший общий объем приемника для отходов до 5,5 м3, при работе с обычными контейнерами этот борт откидывается вверх. В кузов емкостью 19 м3 помещается мусор массой до 11 т, при этом коэффициент уплотнения доходит до 7 ед. Мусоровоз этой модели универсален: он может работать как с заглубленными мусорными контейнерами на 3 и 5 м3, так и с евроконтейнерами на 1,1 м3 или обычными контейнерами объемом до 0,8 м3.

Универсальный мусоровоз УМ-19

Настоящей инновацией выглядит мусоровоз, предлагаемый в нашей стране компанией «Технотрак». Новинка объемом 23 м3 смонтирована на шасси Volvo FE с итальянской надстройкой Nord Engineering и отличается установленным роботом-манипулятором для выгрузки мусорных баков. Для эффективной работы мусоровоз требует использования специальных мусорных контейнеров, которые робот-манипулятор может выгружать в автоматическом режиме. Ручной режим также присутствует – в этом случае управление происходит с помощью джойстика с рабочего места водителя, для этого на машину установлены камеры видеонаблюдения, что значительно облегчает работу оператора. По данным производителя, мусоровоз с роботом за 1 мин выгружает отходы из контейнеров объ­емом до 7 м3, а расчетная производительность составляет 550 м3 за 12-часовую смену. Кузов оснащен итальянским пресс-компактором марки Scalvenzi, и вместе с роботом-манипулятором за день они нарабатывают порядка 2 моточасов. По заявлению компании, ресурс составляет 10 000 моточасов, а это около 15 лет при эксплуатации в среднем режиме работы.

Мусоровоз Nord Engineering

И уж вовсе фантастикой выглядит новый проект – автономный мусоровоз от Volvo. Компания уже приступила к его испытаниям в реальных условиях. Раньше, для того чтобы вывезти мусор, особенно в пригороде или в районах частной застройки, водителю, если он работал один, приходилось постоянно выходить из-за руля для загрузки очередного бака, а при работе с помощником один человек управлял машиной, а второй постоянно шел за ней и грузил мусор. По проекту Volvo теперь вместо водителя мусоровозом управляет робот, а водитель загружает мусорные баки. Машина умеет ориентироваться в пространстве, постоянно отслеживает ситуацию вокруг и реагирует на малейшие изменения. Мусоровоз сопровождает человека по всему маршруту, аккуратно подъезжает туда, куда нужно, и терпеливо ждет. Когда грузовик впервые проезжает через участок, он управляется вручную. В это время автоматизированная система собирает координаты с помощью датчиков GPS, при следующей поездке, по утверждению инженеров компании Volvo, грузовик уже сам «знает», где находится мусорный бак. Также автономный мусоровоз умеет двигаться задним ходом, на первой остановке водитель направляется к задней части грузовика, а после этого по команде водителя машина уже сама автоматически подъезжает к следующему баку. После годовой тестовой эксплуатации пробной версии мусоровоза будет принято решение о запуске модели в серийное производство.

Автономный мусоровоз Volvo
 

Конечно, какие-то модели мусоровозов давно проверены в деле, и конструкция их практически не меняется годами, а какие-то машины всего лишь дань моде, но кто знает, какой именно мусоровоз станет популярным в ближайшем будущем. Пока можно с уверенностью сказать, что сегодня новые модели мусоровозов – это самое эффективное вложение средств для компаний по вывозу мусора, и лучше им уже сейчас присматриваться к тенденциям в машиностроении, чтобы увидеть, какой станет вся цепочка вывоза мусора завтра, и развивать свой автопарк именно в этом направлении. И неплохо бы по максимуму использовать все, что предлагает «мусоровозная мода», для того, чтобы выбрать подходящую новинку, которая может принести больше прибыли, чем стандартные машины.

КОМПАНИИ
ООО «ПАЛФИНГЕР КРАН РУС»   (812) 303-82-64, (812) 303-82-64   www.palfinger.com
ООО «Грузавтомаркет»   (495) 221-59-43, (499) 400-32-66   www.kromann.ru