01.05.2025

Китай перейдёт на собственные спецификации моторных масел

В 2024 г. Китай укрепил свои позиции крупнейшей в мире страны-производителя автомобилей и рынка, продав более 27 млн легковых автомобилей. Китайские производители (OEM) теперь контролируют более 65% рынка. В коммерческом сегменте было продано более 3,8 млн автомобилей, включая более 900 тыс. большегрузных автомобилей. Примечательно, что почти половина всех новых автомобилей, проданных в Китае, — это автомобили на альтернативных источниках энергии (NEV), что подчеркивает ускоренный переход страны к более чистому транспорту.

С годовым потреблением готовых смазочных материалов, оцениваемым в 6,5–7,5 млн метрических тонн — почти 20% мирового спроса — Китай в настоящее время является крупнейшим в мире рынком смазочных материалов, в первую очередь за счет автомобильного сектора. Однако качество масла сильно различается по всей стране, что свидетельствует о необходимости стандартизации в соответствии с современными технологиями двигателей.

Исторически Китай полагался на спецификации моторного масла Американского института нефти (API). Стандарт масла для дизельных двигателей GB11122 включает спецификации API от API CD до CI-4, в то время как GB11121 для бензиновых двигателей охватывает от API SF до SL и ILSAC GF-3. Для двигателей на природном газе (NG) Китай обычно следовал стандартам Cummins Engineering Standards CES 20074/85/92, а также внутренним испытаниям.

Однако эти спецификации не соответствуют национальным стандартам выбросов Китая ‑ China Stage 6 для большегрузных автомобилей и China Stage 6B для легковых автомобилей. Для руководства перехода на внутренние стандарта в 2016 г. был сформирован «Комитет китайского альянса по стандартам смазочных материалов». Альянс, созданный по инициативе Китайского общества по двигателям внутреннего сгорания (CSICE) при поддержке SAE-China и Национального технического комитета по стандартизации нефтепродуктов и смазочных материалов, объединяет 11 производителей (OEM), 5 производителей коммерческих и 6 производителей легковых автомобилей.

В настоящее время разрабатываются три новые спецификации моторных масел:

  • D1 для дизельных двигателей большой мощности
  • G1 для бензиновых двигателей легковых автомобилей
  • NG1 для двигателей большой мощности, работающих на природном газе.

Спецификация D1, почти завершенная, она заменит текущие стандарты API в соответствии с GB11122, и будет обязательной для внутреннего рынка, уделяя особое внимание контролю отложений на поршнях, увеличенным интервалам замены масла (до 120000 км) и лучшей защите турбокомпрессора. Спецификации API CJ-4, CK-4 и FA-4 постепенно выводятся из эксплуатации. Протоколы испытаний D1, утвержденные в ноябре 2022 г., используют четыре местных двигателя и поддерживаются четырьмя лабораториями.

Спецификация G1 находится на более ранней стадии. Рабочая группа, сформированная в сентябре 2022 г., разрабатывает тесты 7 бензиновых двигателей китайских OEM-производителей. G1 разработана с учетом современных потребностей, включая высокочастотные циклы остановки-запуска подключаемых гибридов и гибридных электромобилей с увеличенным запасом хода, быстрые профили ускорения и целевые показатели тепловой эффективности выше 45%. Также рассматриваются такие ключевые технологии, как электронные водяные насосы, переменные масляные насосы и передовые покрытия, такие как алмазоподобный углерод (DLC).

NG1, тем временем, касается масел для тяжелых грузовиков на природном газе. Основной движущей силой являются китайские требования по выбросам Stage VI, хотя будущие стандарты могут учитывать двигатели на водороде. Разрабатываются два метода испытаний двигателей, испытания с использованием WeiChai WP13NG для высокотемпературных характеристик и YuChai YCK11N для низкотемпературных условий.

Существуют планы по расширению внутренних стандартов с целью включения в них масел для экономичных и внедорожных дизельных двигателей, масел для мотоциклов с искровым зажиганием (для двух- и четырехтактных двигателей), а также для малотоннажных двигателей, работающих на природном газе.

С этой крупной инициативой Китай не только стремится к согласованию производительности и экологии, но и утверждает свою независимость в установлении технических стандартов. Этот шаг, вероятно, изменит то, как смазочные материалы формулируются, тестируются и сертифицируются на одном из самых влиятельных автомобильных рынков мира.