



Межотраслевая конференция РОСДОРНИИ по ИТС
В конференции приняли участие и смогли обменяться опытом представители Департамента строительства Правительства Российской Федерации, Минтранса, Минпромторга, Министерства обороны, а также ряда ведущих отраслевых предприятий, занимающихся разработкой и внедрением ИТС на транспорте в России.
Докладчики отметили, что Интеллектуальные транспортные системы (т.е. системы управления движением транспортных средств с развитым электронным управлением) повышают безопасность движения и эффективность работы транспорта, в частности, перевозок. Поэтому созданию подобных систем уделяется большое внимание во многих странах мира и в том числе – в России. В рамках создания ИТС отдельными вопросамии являются разработка и совершенствование систем ВАТС (высокоавтоматизированных транспортных средств), V2X – взаимодействия между беспилотными автомобилями, а также систем СУУДБ – управления устройствами дорожной безопасности. Большое внимание этим вопросам уделяет Министерство обороны.
После теоретической разработки ИТС и изготовления первых работающих образцов возникает вопрос создания тестовых зон, где ИТС могли бы проходить опытную эксплуатацию, производиться их отладка и совершенствование, прежде, чем такие системы можно будет безопасно внедрять на транспортных магистралях общего пользования. Как подчеркивали докладчики, без подобных специальных тестовых зон и проведения испытаний довести ИТС до практического использования невозможно. Понятно, что рассчитывать на помощь заграничных «партнеров» нам в ближайшее время рассчитывать не приходится, поэтому следует полагаться на собственные силы и средства. В таких тестовых зонах должна осуществляться имитация условий движения транспортных средств на городских и загородных дорогах.
Этому должен помочь закон, разрешающий автоматизированным беспилотным транспортным средствам передвигаться по дорогам общего пользования. Отсутствие такого закона, в котором были бы четко прописаны ответственные за все, что может случиться с беспилотными транспортными средствами, является серьезным препятствием к развитию ИТС во многих странах. В нашей стране такой закон сейчас разрабатывается и по словам разработчиков – будет подготовлен в нынешнем году. В рамках разговора о законодательной базе на конференции было подчеркнуто, что в стране пока нет (и никак не могут создать) механизма, позволяющего внедрять инновационные решения по строительству дорог и развитию транспорта, то есть законотворческая работа не ограничивается созданием одного лишь закона о движении беспилотных транспортных средств по дорогам общего пользования.
На конференции было отмечено, что на полигоне НАМИ в Дмитрове уже создана первая в стране площадка по испытаниям беспилотных транспортных средств.
Еще один из очень важных вопросов, рассмотренных на конференции – информационная безопасность. В ИТС управление беспилотными транспортными средствами и дорожной инфраструктурой, регулирующей движение, осуществляется при помощи различных видов связи. Защитить эти каналы связи от неблагоприятных влияний и помех – случайных и созданных искусственно с враждебной целью
Информативная и полезная конференция завершилась экскурсией по территории полигона НАМИ, в ходе которой участников познакомили с испытательными лабораториями и тестовыми дорогами.