13.02.2020

«Непобедимый зверь» поселился в России

Bobcat официально открыл производство первой модели экскаватора-погрузчика, локализованной в России

22 января 2020 г. произошло уникальное событие: впервые за 60 лет своей истории и за 35 лет деятельности на российском рынке компания Bobcat официально открыла производство первого продукта, локализованного в России: экскаватора-погрузчика мод. B780. Машины будут изготавливаться на заводе АО «ПО ЕЛАЗ» в Елабуге (Республика Татарстан). На торжественное мероприятие были приглашены журналисты отраслевых СМИ.

Официальное начало производства локализованного в России экскаватора-погрузчика – серьезная веха в развитии компании. Слоган (девиз) компании Bobcat – One Tough Animal – можно перевести как «Крутой или Непобедимый зверь». Действительно, рысь (а название Bobcat переводится именно так) – единственное в мире животное, способное на бегу на полном ходу мгновенно изменить направление движения на противоположное. То же может делать погрузчик с бортовым поворотом Bobcat. Компактная спецтехника, на которой уже 60 лет специализируется компания, действительно стремительные, ловкие и сильные, как рысь, «непобедимые звери». На российском рынке бренд Bobcat присутствует уже более 35 лет, поступает техника через дилерскую сеть, и ее позиции в сегменте компактной техники всегда были очень сильны.

С 2007 г. Bobcat принадлежит Doosan Group и используется как бренд Doosan Bobcat EMEA. Компания продолжает активно расти и развиваться. Для того чтобы оставаться среди лидеров рынка компактной спецтехники, компания должна постоянно расширять ассортимент выпускаемой продукции. Еще в 2000 г. был приобретен французский завод телескопических погрузчиков, а в 2016 г. было принято решение освоить выпуск еще одного стратегически важного продукта – экскаваторов-погрузчиков. Руководители компании понимали, что без экскаваторов-погрузчиков в ассортименте Bobcat вряд ли сможет достичь своей амбициозной цели.

Сотрудничество Bobcat и Çukurova

В качестве партнера был выбран турецкий производитель Çukurova, у которого есть завод экскаваторов-погрузчиков в г. Тарсус (Турция). С группой компаний Çukurova Group был заключен договор о сотрудничестве, с помощью инженеров Bobcat конструкция экскаваторов-погрузчиков была доработана и усовершенствована, качество улучшено, и на предприятии под полным контролем специалистов Bobcat стали производить экскаваторы-погрузчики первого поколения под маркой Bobcat. Машины соответствуют нормам экологического класса Stage III, поэтому с 2016 г. экскаваторы-погрузчики, произведенные в Тарсусе, стали поступать на рынки Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки, Юго-Восточной Азии. Объем производства составляет около 600 ед. в год. Модели оказались удачными, также помогла известность бренда и развитая дилерская сеть Bobcat, и скоро компания Bobcat на этих рынках вошла в тройку сильнейших игроков – производителей экскаваторов-погрузчиков. В 2017 г. состоялась презентация экскаваторов-погрузчиков Bobcat на российском рынке.

В ближайшее время, очевидно в течение 2020 г., будет представлен экскаватор-погрузчик Bobcat второго поколения, уже разработанный компанией Bobcat, который также будет производиться на заводе в г. Тарсус. В машине будут широко применены технологии компании Bobcat, например, в части гидросистемы.

Сотрудничество Bobcat и ЕлАЗ

Общемировой объем продаж экскаваторов-погрузчиков Bobcat в 2019 г. составил 74 тыс. единиц. За последние три года объем продаж Bobcat в данном сегменте увеличился на 33%. На первом месте по реализации техники стоит Индия (35 тыс. машин), далее идут США (10,5 тыс.), Бразилия (5,4 тыс.) и Россия (3,1 тыс.).

Таким образом, Россия и СНГ являются достаточно важным для Bobcat рынком экскаваторов-погрузчиков, чтобы задуматься о размещении их производства в этом регионе. После кризиса 2014 г. российский рынок экскаваторов-погрузчиков стабильно растет. А введение утилизационного сбора стало решающим аргументом для окончательного принятия решения о локализации.

«Елабужский автомобильный завод» (ЕлАЗ), как рассказал его генеральный директор Камиль Галимов, строился в 1984 г. в качестве «тракторного гиганта», но этот план так и не был реализован. За свою долгую историю завод занимался выпуском различной машиностроительной продукции и приобрел немалый опыт, а также оборудование и квалифицированные кадры. К настоящему времени производство ЕлАЗ сертифицировано по стандарту ISO 9001-2015, продукция предприятия для нефтегазовой промышленности широко известна в России и СНГ. Все производство сосредоточено в одном здании площадью 65 000 м2.

В цехе ЕлАЗа

С 2013 г. на предприятии производятся экскаваторы-погрузчики совместно с компанией Çukurova под брендами Tarsus и ELAZ-BL. Поэтому вполне логично, что в конце 2018 г. начались переговоры компании Bobcat с заводом ЕлАЗ о производстве экскаваторов-погрузчиков Bobcat. Как сказал генеральный директор DOOSAN Bobcat EMEA в России Владислав Догановский: «Площадка ЕлАЗа выбрана не случайно. Собственное производство в России – это новая веха в истории Bobcat. После изучения рынка мы приняли решение о партнерстве именно с Елабужским автозаводом, который имеет опыт выпуска экскаваторов-погрузчиков Çukurova. Кроме того, заводское производство максимально соответствует технологическим стандартам качества нашего холдинга. Компания имеет долгосрочный интерес относительно рынка экскаваторов-погрузчиков в России, планирует в ближайшие пять лет увеличить свою рыночную долю до 15% и войти в тройку лидеров данного сегмента».

На пресс-конференции. Слева направо: В. Догановский и К. Галимов

Руководители компании подчеркнули, что именно локализация производства B780 является одним из ключевых факторов, который позволит Bobcat увеличить свою долю на рынке и будет способствовать заключению контрактов с государственными и муниципальными заказчиками, а также с компаниями, сдающими технику в аренду.

В свою очередь генеральный директор АО «ПО ЕлАЗ» Камиль Галимов сообщил, что сотрудничество с Bobcat помогает заводу продолжать повышать качество собственной продукции и быть социально ориентированным предприятием.

Компанией Bobcat была проведена серьезная и объемная работа по подготовке к локализации производства в России. Сегодня производство экскаваторов-погрузчиков Bobcat В780 на ЕлАЗе соответствует требованиям законодательства от 2018–2019 гг. по локализации, и утилизационный сбор компенсируется госбюджетом, т. е. не платится. Соответственно цена продукции становится более конкурентоспособной по сравнению с импортируемыми машинами.

И вот 22 января 2020 г. состоялось первое официальное представление локализованного продукта.

Bobcat B780 сходит со сборочной линииСборка экскаваторной стрелыДжойстиковое управление частично импортноеРулевая колонка изготавливается в России

Локализация

Локализовано порядка 70% компонентов машины. Большинство деталей и узлов гидросистемы – российского производства: РВД выпускает ЕлАЗ, гидроцилиндры также отечественные, только гидронасосы и гидрораспределитель импортные. Рулевая колонка, компоненты рулевого управления поставляются российскими предприятиями. Джойстиковое управление частично импортное. Экскаваторные стрелы также производятся в России.

Каркас кабины изготавливается из сложного профиля турецкого производства, его закупают хлыстами, а отрезается, выгибается и сваривается в каркас он уже на ЕлАЗе. Это связано с порядком сертификации по ROPS/ FOPS – если заменить профиль каркаса на отечественный, придется проходить процедуру сертификации заново. Стекла поставляет завод из г. Гусь-Хрустальный. Светотехника вся российская (6 ламп рабочего освещения: 2 передние и 4 задние). Многие пластиковые компоненты внутренней и внешней отделки кабины, пластмассовые детали капота, крыши, крылья, боковые панели – российского производства.

Сварка экскаваторных ковшейУчасток изготовления кабинВ кабине B780

Сиденья высокого качества поставляет известное российское предприятие ТИС (г. Елабуга), официальный поставщик сидений на сборочные конвейеры автогигантов ПАО «КАМАЗ», «Группа ГАЗ» (АО «АЗ «Урал», ООО «АЗ «ГАЗ», ООО «ПАЗ»), а также на экскаваторный завод АО «Эксмаш». Кроме того, ТИС выполняет заказы на поставку компонентов для нужд Министерства обороны РФ и Федеральной службы войск национальной гвардии. Руководство российского отделения Bobcat даже рассматривает вопрос о кооперации с ТИС по производству сидений для комплектации другой техники Bobcat, производимой в Европе. Сиденья с поворотным механизмом в 2018 г. с успехом прошли внутренние испытания в лаборатории концерна Bobcat.

Шины поступают от компании «Нортек» («Алтайский шинный комбинат» (АШК), г. Барнаул). Диски колес изготавливает предприятие, расположенное в Воронеже. Жгуты электрических проводов поставляются с завода КАМАЗ. Технические жидкости все локализованы.

Не локализованы только двигатель, трансмиссия и мосты (причем карданные валы тоже российского производства). B780 оснащается лучшим в своем классе турбированным двигателем Perkins мощностью 100 л. с., отличающимся низким расходом топлива. Возможно, с мая 2020 г. будут выпускаться экскаваторы-погрузчики с локализованным в России двигателем Cummins. Автоматическая трансмиссия с переключением передач под нагрузкой без разрыва потока мощности Powershift облегчает управление машиной и повышает плавность хода.

Преимущества. Отметим, что, открывая локализованное производство в нашей стране, компания Bobcat обеспечила заказами и российских производителей, это совершенно нелишне для отечественной экономики. К тому же в соответствии с постановлением правительства РФ локализованная техника машины может участвовать в тендерах по закупкам на средства из государственного и муниципальных бюджетов.

Шины поступают с «Алтайского шинного комбината»Двигатель Perkins готов к установке на Bobcat B780

Технические особенности мод. Bobcat B780

Знаменательно, что экскаватор-погрузчик B780 – первый локализованный в РФ продукт Bobcat, прошедший сертификацию на право маркировки «Сделано в России».

Гюль Налчаджи, менеджер продуктовой линейки экскаваторов-погрузчиков Bobcat, пояснила: «Мы видим рынок экскаваторов-погрузчиков России емким и перспективным для роста. Не случайно для локализации была выбрана модель В780, в этом классе машина с равновеликими колесами уникальна для России. На российском рынке достаточно моделей с колесами разного размера, имеющих более низкую цену, экскаваторам-погрузчикам Bobcat достаточно тяжело конкурировать с ними, так как для покупателей цена часто является основным фактором и на технические преимущества внимание не обращается. По этой причине была выбрана равноколесная модель, имеющая «крабовый ход» и ряд других преимуществ».

Модель Bobcat В780 по конструкции соответствует такой же модели, выпускающейся в Турции, но многие компоненты изготавливаются в России, металл и прочие материалы российские. Какими же преимуществами обладают экскаваторы-погрузчики Bobcat B780?

В Россию экскаваторы-погрузчики Bobcat поставляются с проверенными и надежными двигателями Perkins мощностью 100 л.с. экологического класса Stage III, отличающимися низким расходом топлива. Для российского рынка выбрана максимальная комплектация, т. е. в стандартную комплектацию и в стоимость включены все основные опции, востребованные российскими потребителями:

  • тонированные переднее и заднее стекла, стеклоочистители на переднем и заднем стеклах;
  • отопитель кабины и обогреватель заднего стекла;
  • предпусковой подогреватель двигателя;
  • экскаваторный ковш шириной 600 мм;
  • универсальный ковш погручика;
  • индикатор состояния топливного фильтра; и др.

В стандартной комплектации также установлена система демпфирования колебаний стрелы при движении (при помощи гидроамортизаторов), что помогает бороться с т. н. «козлением», которое нередко возникает при движении погрузчика по российским дорогам. Данная система обеспечивает машине ряд преимуществ: движение более комфортное для оператора, груз не рассыпается из ковша и т. д.

Дополнительно предлагаются:

  • ковш погрузчика «6-в-1»;
  • различные экскаваторные ковши;
  • вилочные захваты для поддонов;
  • телескопическая стрела экскаватора;
  • дополнительные гидроконтуры для установки гидромолота на стрелу погрузчика и экскаватора;
  • кондиционер;
  • и проч.

Кабина просторная, в ней оператору обеспечен отличный обзор, все органы управления находятся на откидной рулевой колонке. В стандартной конфигурации для управления экскаватором-погрузчиком используются серво-джойстики, благодаря этому оператор меньше утомляется, управляя машиной, что позволяет ему работать дольше, с большей производительностью и точностью. Движения рабочих органов машины несколько точнее, чем у техники конкурирующих марок. Имеется панель управления, на которой отображаются все необходимые для работы параметры. В стандартной комплектации подрессоренное сиденье.

Прогреть воздух штатным отопителем в имеющей большие окна кабине экскаватора-погрузчика любого производителя при –30 ºС нереально. Поэтому требуется установка дополнительного автономного обогревателя. Для экскаваторов-погрузчиков В780, предназначенных для эксплуатации в северных районах, совместно с ЕлАЗом ведется работа по адаптации установки на машины прямо на заводе отопителей Eberspächer Hydronic.

Трансмиссия в стандартной комплектации полностью автоматическая, тогда как у ряда конкурентов – механические КП. Машина обладает высокой маневренностью благодаря наличию трех режимов рулевого управления: только передними колесами, четыре колеса «след в след» и «крабовый ход». На ключевые компоненты – силовой агрегат и трансмиссию – предоставляется гарантия на 2 года.

Режим рулевого управления «след в след»«Крабовый ход»

Bobcat является одним из немногих производителей, которые выпускают и машины, и навесное оборудование для них. У экскаваторов-погрузчиков Bobcat есть большой потенциал развития в этом направлении. Электронная система управления навесного оборудования автоматически настраивает машину на работу с данным оборудованием, и оператору не нужно делать это вручную. Даже малоквалифицированный оператор сможет работать с правильно настроенным любым навесным оборудованием без ошибок.

По словам представителей Bobcat, рекомендованная розничная стоимость экскаватора-погрузчика В780 является очень приемлемым предложением по сравнению с другими брендами.

Тест-драйв. Не ограничиваясь лишь словами и слайдами, журналистам предоставили возможность понаблюдать за движениями и работой экскаватора-погрузчика «вживую»: на заснеженной площадке машина копала яму экскаватором, набирала грунт и снег в ковш погрузчика, без затруднений маневрировала на обледенелой неровной поверхности. А те смельчаки, кто решил лично провести тест-драйв, отметили комфортные условия в кабине: отличный обзор, теплый воздух, удобные органы управления и мягкое сиденье.

Копание экскаваторомКопание экскаваторомКопание ковшом погрузчикаПоказ и тест-драйв Bobcat B780Показ и тест-драйв Bobcat B780

Организация производства на ЕлАЗе

С 2019 г. на ЕлАЗе началась отладка производства и выпуск экскаваторов-погрузчиков под брендом Bobcat. По словам представителей компании Bobcat, сотрудничество с ЕлАЗом продолжается уже больше года, и впечатления исключительно положительные. Перед запуском новой производственной линии ЕлАЗ приобрел новейшее оборудование для сварочных работ и покраски. Также был приобретен станок для гибки труб гидросистемы. Нельзя не отметить высокую культуру производства в цехах ЕлАЗа: везде царит чистота и порядок, обеспечивается хорошая вентиляция и отопление.

Установка лазерной резки металла в заготовительном цехе ЕлАЗаУчасток сваркиУчасток сварки

Завод ЕлАЗ продолжает выпускать линейку своих машин, а экскаваторы-погрузчики Bobcat собираются на отдельной линии, состоящей из шести основных постов. Линия по производству экскаваторов-погрузчиков Bobcat работает в одну смену, производство выполняется по полному циклу. Персонал, который работает на линии Bobcat, прошел специальное обучение в Чехии и одет в особую униформу. Работники ЕлАЗа с других производственных линий не могут работать на линии Bobcat.

Линия сборки пока работает не на полную мощность, работа по отладке на ЕлАЗе технологий сборки компании Bobcat продолжается, чтобы обеспечить максимальное качество машин. Основная задача на 2020 г. – не наращивать объемы, а отладить качество процесса производства, обеспечить стабильный уровень качества, подтвердить локализацию всех локализованных компонентов, организовать поставки запчастей, провести обучение специалистов дилеров (по сервису, продажам, технологиям ремонта и диагностики). Это будет стабилизационно-переходный год. О наращивании объемов речь, видимо, пойдет уже в будущем, 2021 году.

Линия сборки Bobcat B780Линия сборки Bobcat B780Линия сборки Bobcat B780

На каждом экскаваторе-погрузчике есть паспорт сборки, где подробно расписаны все операции. Для каждого рабочего на линии имеются инструкции по выполнению операций и специнструмент. Каждый сборщик, выполнивший операцию, ставит свою подпись в паспорте сборки. Чтобы выполнить требования компании Bobcat по сборке, заводу ЕлАЗ пришлось приобрести ряд инструментов, например, динамометрические ключи для измерения моментов затяжки фитингов рукавов гидросистемы, с целью исключения утечек. Обязательно выполняется промывка гидросистем экскаваторов-погрузчиков Bobcat.

Действия рабочего-сборщика снимают на видео, замеряется время выполнения каждой операции, специальная программа анализирует движения работника и подсказывает, на чем можно сократить потери рабочего времени. Как правило, это более удобное расположение оборудования, сокращение расстояния для перемещения рук и всего рабочего, расположение деталей так, чтобы их не нужно было искать глазами. Мало-помалу сокращаются затраты времени на выполнение операций, и предполагается постепенно выйти на нормальный график сборки. Когда производство только началось, экскаватор-погрузчик изготавливался за 918 нормочасов. Сейчас затраты труда и рабочего времени уменьшились уже до 600 с небольшим нормочасов. И это только половина пути по снижению трудозатрат, который намечен.

Два инженера по качеству Bobcat прошли обучение на заводе Bobcat в Чехии и постоянно контролируют производство экскаваторов-погрузчиков Bobcat на ЕлАЗе. Их задача – обеспечить соответствие продукции высоким стандартам качества компании. Они имеют довольно широкие полномочия, и их действия в рамках сборки Bobcat не зависят от администрации ЕлАЗа. Зарплата этих инженеров зависит не от количества выпущенной продукции, а от уровня ее качества, который определяется количеством жалоб от покупателей. Кроме того, регулярно с целью контроля приезжают инженеры Bobcat из Европы.

Служба контроля качества единая и для ЕлАЗа, и для Bobcat, т. е. одни и те же люди проверяют компоненты и операции при производстве машин обоих брендов. Однако требования Bobcat по контролю качества существенно отличаются от норм, установленных на ЕлАЗе. Проверки проводятся по разным методикам, параметрам и технологиям на соответствие разным ТУ, маркировка, которую ставят проверяющие, тоже разная.

Контроль качества начинается с входной проверки комплектующих. Контролируется каждый из узлов и деталей перед поступлением на склад, а со склада уже проверенные компоненты поступают на сборочный конвейер машин Bobcat. Например, на специальном стенде проверяются все 100% гидроцилиндров и только потом допускаются для установки. Также перед установкой на машины промываются трубки гидросистемы, подвергаются входному контролю фитинги, металл и прочие компоненты и материалы, давлением проверяются гидробаки на герметичность. За выполнением входного контроля постоянно следит один из инженеров Bobcat.

Работники службы ОТК ЕлАЗа контролируют качество сборки экскаваторов-погрузчиков Bobcat на каждом сборочном посту и дважды у машины в сборе (т. н. «quality gate») – первый раз, когда все внутренние узлы и детали уже установлены на раму и доступны для проверки, а панели корпуса еще не смонтированы, и второй раз, когда полностью собранная машина сходит с линии.

Принято решение о дополнительной проверке – все 100% экскаваторов-погрузчиков Bobcat, сходящих со сборочной линии, проходят полную проверку качества и работоспособности в течение восьми часов вместо стандартных трех! Машины испытываются на копание, работу с гидромолотом, грузоподъемность, проводятся ходовые испытания и т. д. Для производства техники Bobcat пример проверки всех 100% продукции уникален, и длительность 8 часов тоже не имеет аналогов. Требование проверять машины в течение такого длительного времени исходит от дилеров Bobcat, и все к нему прислушались: и российское представительство компании, и ЕлАЗ. В приемке сходящих со сборочной линии машин B780 обязательно участвуют инженеры Bobcat.

На 2020 г. планируется произвести и реализовать на российском рынке 100–120 ед. экскаваторов-погрузчиков, причем с двигателем Perkins порядка 80 ед. в первой половине года, а со второй половины 2020 г. планируется перейти на комплектацию локализованными двигателями Cummins (российского производства).

Сервис Bobcat в России

Хорошо налаженное послепродажное обслуживание – еще одно существенное преимущество техники Bobcat, и в том числе экскаваторов-погрузчиков, в России. У Bobcat достаточно широкая сеть официальных дилеров в России, у которых есть собственные запасы запчастей.

Кроме того, доставка запчастей осуществляется со склада в Германии (г. Лейпциг), заказанная деталь отправляется в Россию через DHL в тот же день. К сожалению, из-за задержек на таможне срок доставки может затянуться до четырех дней и дольше. В итоге доступность запчастей на машины Bobcat существенно выше, чем у конкурентов, и сроки ожидания доставки запчастей клиенту намного меньше у владельцев машин Bobcatпо сравнению с другими марками.

 

«Россия является важным рынком для продвижения экскаваторов-погрузчиков Bobcat и для компании в целом. Наши экскаваторы-погрузчики успешно продаются здесь с 2017 г., а локализация производства и получение сертификата на право использования маркировки «Сделано в России» позволят нам уделять больше внимания удовлетворению потребностей российских покупателей, поставляя лучшую в своем классе высококачественную спецтехнику», – сказал Ярослав Фишер, директор по продуктовой линейке погрузчиков Doosan Bobcat EMEA.

Эту мысль продолжил региональный менеджер Bobcat в России Евгений Суплецов: «Мы очень гордимся тем, что у нас появилась возможность нарастить свое присутствие на российском рынке. Россия всегда представляла большой интерес для Bobcat, поэтому мы с готовностью инвестируем в локализацию производства в регионе, чтобы быть максимально близкими к нашим российским клиентам. Мы планируем развивать свой бизнес в России в долгосрочной перспективе, потому что видим высокий потенциал развития российского рынка компактной техники и понимаем, насколько важно соответствовать требованиям локализации производства при работе с заказчиками из муниципального и государственного секторов».