30.12.2019
Забота о клиенте — со всех сторон!

Итоги и достижения Volvo Trucks в работе с клиентами в России в 2019 г.

В середине декабря в Москве состоялось очередное традиционное заседание Пресс-клуба «Инженериум» Volvo Trucks по итогам года, на котором специалисты компании рассказали приглашенным журналистам отраслевых СМИ о самых интересных, нестандартных и сверхсложных грузовых автомобилях Volvo Trucks, произведенных и поставленных российским клиентам в 2019 году, а также о перспективных планах Volvo Trucks в России на будущее.

Все для удовлетворения запросов клиента

Анатолий Кругляков, руководитель направления продаж грузовых автомобилей Volvo в горнообогатительный сегмент, рассказал на практических примерах об интересных и показательных проектах поставки продукции Volvo Trucks в прошедшем году.

Для сбора твердых коммунальных отходов во дворах московских домов был создан мусоровоз на шасси Volvo с колесной формулой 6х2 с большой вместимостью кузова (19 м3) и с увеличенным коэффициентом прессования (1:5 или 1:6 против 1:3 на старых мусоровозах). Этот автомобиль заменил ранее применявшиеся мусоровозы с колесной формулой 4х2 с кузовом 10 м3. Несмотря на то, что у нового автомобиля три оси, он отличается улучшенной маневренностью за счет управляемой и подъемной последней оси: радиус разворота у него меньше на 1,1-1,2 м (при измерении по колесу или кабине), чем у прежнего 2-осного мусоровоза, а объем полезного груза почти вдвое больше. К тому же скорость движения, особенно в условиях тесных дворов, стала гораздо больше, следовательно, производительность мусоровоза повысилась. Компания, обслуживающая данный район, смогла сократить парк своих мусоровозов наполовину — с 40 до 20 ед., соответственно уменьшились затраты на зарплату водителей, топливо и техобслуживание.

Одному из старых клиентов был поставлен тягач FH16 с оригинальной «юбилейной» отделкой «FH 25 лет» и комплектацией, самой богатой за всю историю работы современного представительства Volvo в России. Двигатель 750 л.с., высокая кабина, задняя тележка с самой высокой грузоподъемностью 32 т, много приборов освещения, вертикальная выхлопная труба в необычном сочетании с широкими боковыми спойлерами.

В Казань поставлен пожарный подъемник на 5-осном шасси 10х4, рабочая высота до 72 м (это 22 этажа!). Учитывая надстройку, это самая дорогая машина Volvo, которая была когда-либо поставлена на российский рынок. Машина высокоманевренная, устойчивая: может работать при ветре до 14 м/сек (около 50 км/ч). Боковой вылет 32,5 м. Грузоподъемность люльки 500 кг.

Для перевозки угля угледобывающему предприятию были поставлены тягачи Volvo FH16 с двигателями 700 л.с. с колесной формулой 6х4, автоматизированной 14-ступенчатой коробкой передач I-Shift (с двумя ползучими передачами), усиленными мостами под автопоезд полной массой 120 т, оснащенные вспомогательными тормозами ретардер и компрессионный моторный тормоз VEB+. Два этих тормоза, достигающие максимальной эффективности на разных скоростных режимах, в комплексе обеспечивают высокоэффективное торможение при любых условиях перевозок. Масса перевозимого автопоездом полезного груза составляет 80-85 т, полная масса автопоезда 110-115 т, плечо перевозки 80 км по технологической дороге с затяжными подъемами. Главная пара (передаточное отношение 5,41) подобрана такой, чтобы автомобиль был и тяговитым, и скоростным. Удалось достичь увеличения средней скорости на маршруте по сравнению с автомобилями другого бренда, работавшими ранее: автомобили Volvo успевают выполнить за смену 5 рейсов против 4-х у автомобилей конкурирующей марки, прибавка по производительности 25%.

Одному из клиентов поставлен универсальный самосвал, предназначенный для перевозок практически любых грузов: инертных материалов, сельхозпродукции, паллетизированных грузов. На шасси Volvo установлен кузов емкостью 20 м3 с боковой разгрузкой и бортом, открывающимся вверх. Полная масса 3-осного автомобиля 41 т. Возможна буксировка прицепа.

Удовлетворение клиента путем решения нетривиальных инженерных задач

Артем Эйдман, ведущий инженер Volvo Trucks Россия, рассказал, как компания работает над удовлетворением запросов клиентов путем решения нетривиальных инженерных задач.

Автомобиль с 3-осной колесной тележкой — Tridem по терминологии Volvo, это «колесная формула успеха», специалисты компании уверены в экономической эффективности именно такой конструкции. Конструкция очень популярна в Европе, пользуется большим спросом. В России представительство Volvo Trucks продвигает эту концепцию уже не первый год. В связи с ужесточением нормативов по нагрузкам на ось 3-осная тележка позволяет перевозить больше груза, оставаясь в пределах требований ПДД.

В зависимости от назначения автомобиля (самосвалы для перевозки строительных материалов, руды, автомобили для магистральных перевозок, седельные тягачи и т. д.) предусмотрены различные конфигурации 3-осной тележки (с одно- и двухколесной ошиновкой, с ведущими, управляемыми и подъемными осями и т. д.). За счет подъемных осей один автомобиль может иметь несколько колесных формул в зависимости от потребности на данный момент: 8х2; 4х2; 6х2 в двух вариантах. Имеются и 5-осные модели Tridem.

3-осная тележка оснащается только пневматической подвеской: в двух вариантах - «дорожная подвеска» и «внедорожная» (такая имеется только у грузовиков Volvo). Особенность «внедорожной» пневмоподвески — очень компактная конструкция, она обеспечивает такой же большой дорожный просвет, как и автомобили с рессорной подвеской, при этом автомобиль с пневпомодвеской значительно устойчивее и лучше амортизирует вибрации при езде по неровной поверхности и нет риска повредить низко расположенные узлы — т. к. все узлы расположены достаточно высоко и дорожный просвет большой.

К тому же за счет задней управляемой оси у грузовика Tridem радиус разворота на 2,2 м меньше, чем у 4-осного грузовика с двумя передними управляемыми осями. Высокая маневренность особенно удобна для мусоровозов, эвакуаторов, развозных городских автомобилей: существуют 4-осные эвакуаторы и развозные грузовики с задней тележкой Tridem, например, на шасси Volvo FH. Также российскому клиенту был поставлен 4-осный тягач-тяжеловоз с тележкой Tridem с двигателем объемом 16 л, который используется для перевозки негабаритных грузов. Топливный бак расположен за кабиной грузовика, т. к. из-за плотной компоновки места снизу для него нет.

Представительство Volvo Trucks в России настолько уверено в успехе грузовиков с колесной тележкой Tridem на отечественном рынке, что запустило их производство на заводе в Калуге. Первые автомобиль уже собран и оснащен крюковым погрузчиком для перевозки контейнеров.

Следующий интересный проект: комбинированная дорожная машина (КДМ) с самосвальным кузовом на 3-осном шасси Volvo, оснащенная самосвальным кузовом от компании «Бецема». Рабочее оборудование - снегоуборочные отвалы (передний и боковой), пескоразбрасывающую установку и среднюю подметальную щетку поставила компания «Меркатор». Для размещения рабочего оборудования пришлось произвести полную перекомпоновку расположения узлов и агрегатов на шасси.

Еще один интересный проект — щепозаготовительная установка на базе Volvo FH 6х4. На шасси установлен гидроманипулятор Kesla, кабина оператора крановой установки, и щеподробильная установка со своим собственным двигателем. Мощная установка перерабатывает бревна диаметром до 500 мм.

Сервис

Александр Хвойницкий, руководитель отдела продаж сервисных контрактов Volvo Trucks Россия рассказал о гибком современном подходе компании к обслуживанию клиентов. Клиенту предлагаются варианты обслуживания разного объема. Современный клиент выбирая грузовик хочет знать, сколько будет стоить 1 км пробега и 1 моточас. В ответ на это требование службой сервиса Volvo Trucks был создан «Золотой контракт», в рамках которого все в автомобиле, что выходит из строя и заменяется по причине естественного износа и старения будет заменяться сервисной службой.

Предлагается также «Серебряный контракт» - это страховка исправности основных агрегатов грузовика. Он покрывает все техобслуживание и весь дорогостоящий ремонт агрегатов.

Есть примеры заключения службой сервиса Volvo Trucks сервисных контрактов с клиентами на страховку исправности автоматических коробок передач с гидротрансформаторами и пневматической подвески – агрегатов и систем, выхода из строя которых более всего опасались данные клиенты. Соответственно, сервисная служба, выполняя сервисное обслуживание, особое внимание уделяла состоянию именно застрахованных систем и агрегатов. Подобные сервисные контракты получили положительные отзывы клиентов.

В составе службы сервиса Volvo Trucks имеется подразделение, занимающееся сервисом на выезде, на базе клиента. Это удобно для клиентов, работающих вдали от больших городов, которым нежелательно гнать грузовики на большие расстояния до ближайшей сервисной станции. Для таких клиентов сервисная служба подготовила комплексное решение – сервисная станция находится прямо на базе клиента. Организуется снабжение запчастями, доступ к интернету – для обновления программного обеспечения, доставляется диагностическое оборудование и инструмент. При заключении такого сервисного договора оговаривается минимальный уровень коэффициента технической готовности (КТГ) грузовиков клиента (например, самосвальная техника – КТГ=0,9-0,85; лесовозы=0,95-0,8). При невыполнении условия по КТГ сервисная служба выплачивает клиенту компенсацию.

Для грузовиков старше 5 лет (и до 10 лет) предлагается контракт «5+», по которому ему предоставляются хорошие высокие суммарные (от производителя+от дилера) скидки на запчасти. Емкость рынка таких автомобилей Volvo (возрастом до 10 лет) в России 45000 ед. На сегодняшний день заключено около 300 подобных контрактов.

Есть и такое сервисное предложение. В стоимость жизненного цикла грузовика входят все затраты: стоимость покупки, сервисное обслуживание, использование телематической системы Dynafleet и по окончании расчетного срока эксплуатации – трейд-ин, т.е. сдача грузовика назад дилеру в зачет покупки нового грузовика. Все эти затраты рассчитываются и клиенту предлагается контракт с определенным ежемесячным платежом. Клиент получает ясную картину своих затрат и обслуживание грузовика без забот. Такой контракт заключается на 3-4 года.

Е-commerce – это мобильное приложение, продвинутый интернет-магазин. В нем можно зарегистрироваться как юридическое или физическое лицо, и транслировать скидку на запчасти, полученную на своей дилерской сервисной станции, приобретая запчасть на любой станции Volvo Trucks, где эта деталь имеется. Программа показывает, где есть нужная запчасть, ее можно заказать и она прибудет в кратчайшее время. Предлагаются только оригинальные и восстановленные запчасти и фирменные смазочные материалы Volvo. Также в этой программе можно как зарегистрированному пользователю интерактивно записываться на техобслуживание. Это удобно, когда в парке несколько автомобилей, можно быстро их записывать не тратя времени на звонки на станцию. Функционал этого приложения совершенствуется и расширяется.

Автономность. Взгляд в будущее.

После рассказа о машинах, представленных или предназначенных для российского рынка, Олег Васильченко, PR и IC менеджер Volvo Trucks в России познакомил присутствующих с перспективными разработками компании и взглядом Volvo Trucks на будущее развитие отрасли.

Все ведущие автопроизводители-участники рынка занимаются перспективными разработками инновационных компонентов силовой линии – работающих на альтернативных видах топлива и электротяге, а также над автономными автомобилями 4 и 5 уровней. По сравнению с авиационной, космической и некоторыми другими отраслями сегмент коммерческих грузовиков отстает в развитии автономных транспортных средств.

Одна из важнейших проблем автономных автомобилей – обеспечение их безопасной работы для окружающих людей. 4-5 уровни автономности предполагают также способность к «самообучаемости» транспортных средств. При автономности 4 уровня машина почти все делает автоматически, водитель только присутствует и следит, чтобы чего-нибудь не случилось. 5-й уровень автономности – это полное отсутствие оператора, работа под управлением искусственного интеллекта. Инженерами Volvo Trucks разработаны системы автоматического управления грузовиками, проводятся испытания целого ряда экспериментальных образцов 4-5 уровней автономности. Так, в пригороде Гетеборга эксплуатируетсяполуавтономный мусоровоз. Результаты положительные

С 2016 г. в шахтах Швеции работает автономный самосвал. Шахты разрабатывались взрывным методом и после взрыва в течение 22 часов рабочие не могли работать в загазованной шахте. Самосвал самостоятельно по меткам системы ориентирования LIDAR заезжает в загазованную зону, забирает породу и вывозит на небольшом плече. Машина показала себя хорошо.

Еще грузовики Volvo 4-5 уровня автономности работают на сборе сахарного тростника в Бразилии. Из-за неточного управления водителем грузовик, в который из комбайна подавался скошенный тростник, отклонялся от курса и тростник просыпался мимо кузова. Такие потери составляли до 4-5% от урожая. Автономный грузовик не утомляется, едет идеально точно по GPS-меткам, не отклоняясь от правильного маршрута.

В шахтах Норвегии работает уже целый год автономный самосвал с колесной формулой 6х4 и клиент оставляет его на дальнейшую эксплуатацию, что свидетельствует о хорошем качестве работы машины.

Совершенно особенный проект - электрический автомобиль VERA. Все описанные выше грузовики работают преимущественно на ограниченных закрытых территориях, а автомобиль VERA предназначен для автономной работы на дорогах общего пользования. В перспективе даже задумывается целая группа таких автомобилей, выполняющих повторяющиеся операции под управлением из единого центра.

«Беспилотник» VERA оснащен аккумуляторами с запасом хода на 100 км. Время подзарядки батарей составляет 30 минут. Электропривод состоит из двух электромоторов (т.к. одного недостаточно), соединенных с коробкой передач, которые приводят ведущую ось через короткий карданный вал. Скорость автомобиль VERA ограничена – до 40 км/ч, в настоящее время опытный образец ездит при скорости до 20 км/ч на коротком плече. На этом маршруте только порядка 40 м проходит по дороге общего пользования. Машина проходит этот маршрут успешно. Каждая машина программируется оператором и еще до начала рабочего дня владелец может знать, сколько будет перевезено грузов. Это и нужно владельцу – знать 1-го числа месяца, с какими результатами будет закончен месяц 31 числа. Автомобиль VERA будет развиваться в данном направлении – способность выезжать на дороги общего пользования будет совершенствоваться и клиенты смогут более точно прогнозировать свой бизнес. Автономный автомобиль VERA создан для работы на закрытых терминалах в портах, на перевозках с коротким плечом, с возможностью буксировать полуприцеп. Использовать его в горнодобывающих карьерах не предполагается.

Дальнейшее развитие беспилотного грузовика будет, скорее всего, не на базе VERA, а на базе моделей FM и FH. В принципе, грузовики Volvo уже могут работать на 4-м уровне автономности. Возможно, в перспективе 20-30 лет грузовики станут бескабинными.

Электрические грузовики. Перспективные разработки и планы Volvo Trucks

Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) можно до какой-то степени совершенствовать, но в конце концов приходит время, когда ДВС уже перестает удовлетворять требованиям экологических норм и запросам клиентов – по экономичности и экономической эффективности. Наконец, в Европе есть некоторые компании, которым важно иметь в своем парке экологичные грузовики даже если они будут не дешевле традиционных.

Недавно закончились испытания электрических развозных грузовиков на базе Volvo FL и FM и уже начали принимать заказы клиентов на серийные образцы. В марте 2020 г. состоятся первые отгрузки электрических грузовиков покупателям в Нидерландах, Франции, Германии и т.д.

Запас хода у электроавтомобилей пока ограничен и в основном они выполняют городские перевозки – развозные операции.

Но Volvo Trucks уже ведет работы по созданию электрогрузовиков для региональных перевозок с запасом хода до 300 км и в конфигурациях 4х2 и 6х2, с надстройками - изотермическими фургонами и бортовыми платформами, или в виде тягачей, и для строительных работ в городе: с запасом хода до 200 км, с надстройками – автобетоносмесителями, крановыми установками, или в виде тягачей с самосвальными полуприцепами. Эти грузовики будут тяжелее городских развозных моделей, будут перевозить более тяжелые грузы, в том числе выполнять перевозку твердых коммунальных отходов. За базу берутся грузовики Volvo FL и FE, которые оснащаются двухступенчатой трансмиссией и двумя электромоторами, развивающими максимальную мощность 400 кВт и в долговременном режиме - 330 кВт. Возможно, со временем будет использоваться более мощная версия электромотора. Масса всех компонентов силовой линии составляет около 340 кг, это существенно меньше, чем масса традиционной силовой линии с ДВС, таким образом получается существенная экономия.

В настоящее время грузовики FL могут оснащаться 4 литий-ионными батареями, на модели FE может устанавливаться до 6 батарей. Каждая массой 520 кг и емкостью 50 кВт·ч. Общая масса их на грузовиках – около 2-3 т.

На грузовики для региональных перевозок и строительных работ пока устанавливается по 4 батареи массой 2 т.

При работе на дорогах общего пользования у электрогрузовиков допускается превышение нагрузки на ось на 1 т больше, чем у грузовиков с ДВС. Таким образом электрогрузовик получает компенсацию и к тому же компоненты силовой линии весят меньше, чем у грузовика с ДВС.

Производители оборудования для зарядки электрогрузовиков сейчас начинают активно выходить на рынок электрозаправок в Европе. CCS2 – оборудование для зарядки электрических легковых автомобилей («электрокаров»). Сейчас такие зарядные станции переоборудуются, чтобы обслуживать и грузовики: строятся навесы от дождя для грузовиков, увеличивается мощность – уже есть «электрозаправки» по 350 кВт. Через 1-1,5 года уже появятся станции на 500 кВт и более.

Volvo рекомендует владельцам электрогрузовиков использовать каждую возможность для подзарядки грузовика во время поездки. Во-первых, в местах, где грузовики останавливаются на ночлег: пока водитель отдыхает, подзарядка длится 6-12 часов, грузовик получает таким способом до 70-80% от всей потребляемой во время работы энергии. Вторая возможность – подзарядка во время погрузки-разгрузки и оформления документов. Время для зарядки порядка 30-90 мин, таким способом грузовик получает 15-20% от всей использованной энергии. И наконец – во время остановок на 15-45 мин в пути для соблюдения требований режима труда и отдыха, грузовик при таких подзарядках может получать до 5-10% от всей потребляемой при работе энергии.

По планам Евросоюза в Европе будет активно развиваться соответствующая инфраструктура: лет через 10 будет множество заправок для транспортных средств, до 20 000 электрозаправок мощностью порядка 500 кВт, 6000 электрозаправок мощностью более 500 кВт появятся на шоссе, а также для транспортных средств, работающих на сжатом и сжиженном газе, на биогазе, биодизельном топливе, на топливных элементах и на традиционном дизельном.

От использования грузовиков на традиционном дизельном топливе не откажутся полностью, они будут работать в карьерах, на рудниках – где меньше требования по экологии и требуется большая энергоэффективность, недоступная пока электротранспорту.

По поводу перспектив дальнейшего развития транспорта на альтернативных топливах ученые ведут оживленные дискуссии. Некоторые ученые утверждают – для производства электроэнергии придется сжечь столько топлива в электростанциях, что смога будет гораздо больше, чем выбросов от грузовиков с ДВС. Другие возражают на это – при производстве ДВС тоже выделяется множество вредных веществ.

Литий-ионные батареи также уже научились использовать вторично («вторая жизнь батареи»), т.е. их утилизация становится меньшей проблемой. Причем срок службы литий-ионных батарей будет порядка 10 лет и более – а не до 2 лет, как в современных телефонах. Конечно, через 10 лет владельцу электрогрузовика придется покупать комплект новых батарей, которые стоят порядка 2/3 или ¾ стоимости всего грузовика. Но через 10 лет наверняка будут разработаны более совершенные и дешевые батареи. Кроме литий-ионных, ведутся работы по созданию батарей и других типов.

 

Volvo Trucks в России сознает, что клиенты компании работают в высококонкурентной среде и если им предлагать решения вчерашнего и даже сегодняшнего дня — завтра они проиграют в конкурентной борьбе. Поэтому клиентов нужно снабжать самыми передовыми инновационными решениями, чтобы в конкурентной гонке они были впереди.