02.10.2019
Завод и демонстрационный центр Allison Transmission

«Неделя строительной техники» компании Allison Transmission

В конце сентября в городке Сентготтхард на границе Венгрии с Австрией, где располагаются завод и демонстрационный центр компании Allison Transmission, прошла «Неделя строительной техники» (Allison Construction Week). Приглашенным журналистам представилась возможность познакомиться с преимуществами полностью автоматических коробок передач Allison, поездить на испытательном полигоне на строительных грузовиках различных марок, а также на настоящем гоночном болиде известного голландского гонщика Жерара де Роя.
Джеймс А. Элисон, основатель Allison Transmission

Кто же из людей, сведущих в тяжелой технике, не знает американской компании Allison Transmission, основанной в 1915 году? За свою долгую историю компания поработала и в области автоспорта, и в авиации, а в настоящее время это один из крупнейших в мире производителей автоматических коробок передач для коммерческого транспорта. Более 300 ведущих ОЕМ-производителей автобусов, коммунальных, пожарных, строительных, военных и др. машин используют АКП Allison. С 1929 по 2007 годы Allison Transmission входила в состав General Motors, а с 2012 г. Allison Transmission Holdings Inc. стала независимой открытой акционерной компанией.

Об АКП Allison подробнее

На заводе в Сентготтхарде собирают коробки передач трех серий: 3000, 4000 и Torqmatic. Серия Torqmatic предназначена для автобусов. С точки зрения тематики нашего журнала более всего нам интересны серии 3000 и 4000. Эти коробки передач разработаны для широчайшего круга коммерческих транспортных средств от магистральных тягачей и до строительных, пожарных, коммунальных и прочих специальных машин. 3000 серия — для среднетоннажных с двигателями мощностью до 336 кВт и крутящим моментом до 1695 Нм, а 4000 серия — для тяжелых машин с двигателями мощностью до 597 кВт и крутящим моментом до 2644 Нм.

Коробки обеих серий могут иметь 6 или 7 передач, включая повышающую и вторую заднюю. Диапазоны передач могут быть узкими и широкими в зависимости от потребностей конкретной техники. На все коробки возможна установка до двух валов отбора мощности, а также тормоза-замедлителя (или ретардера). АКП Allison оснащаются гидротрансформатором запатентованной конструкции - со встроенным демпфером крутильных колебаний.

Allison серии 3000Allison серии 4000Компоненты автоматических трансмиссий Allison

Электронное управление

Все коробки передач оснащаются усовершенствованной электронной системой управления 5-го поколения с технологией FuelSense, обеспечивающей улучшенную топливную экономичность и широкие возможности адаптации к конкретным условиям работы. С пакетом FuelSense стратегия переключения передач и крутящий момент автоматически адаптируются к дорожным условиям, обеспечивая максимальную эффективность работы трансмиссии в зависимости от нагрузки.

В состав FuelSense входят система управления разгоном и высокоточный инклинометр (прибор, измеряющий угол уклона дороги), EcoCal — технология переключения передач для поддержания оборотов двигателя в наиболее эффективном диапазоне, функция Dynamic Shift Sensing, обеспечивающая переключение передач на пониженных оборотах двигателя и опция Neutral at Stop, снижающая нагрузку на двигатель во время остановки транспортного средства и, тем самым, способствующая экономии топлива и снижению объемов вредных выбросов. Функция интеллектуального управления контролирует включение механизма отбора мощности (ВОМ) и сводит к минимуму возможности повреждений деталей. Имеется функция, блокирующая включение передачи в КП при работе специального оборудования до тех пор, пока выносные опоры не будут убраны, краны — возвращены в транспортное положение, а двери — закрыты. Функция диагностики предупреждает о необходимости технического обслуживания и позволяет избежать преждевременной замены масла и фильтра.

Благодаря всем этим особенностям конструкции полностью автоматические коробки передач Allison могут эффективно работать на различных машинах и в разнообразных условиях. Автоматические коробки передач и, в частности, Allison, позволяют снять остроту проблемы нехватки квалифицированных водителей: автоматика сама обеспечивает плавную работу узлов и агрегатов двигателя и трансмиссии и тем самым увеличивает срок их службы. Трансмиссию Allison можно запрограммировать на ограничение скорости и мощности, например, в период обкатки грузовика или чтобы не допускать нарушений ПДД.

Демонстрация преимуществ КП Allison

Преимущества АКП Allison с технологией Continuous Power Technology (переключения без разрыва потока мощности) перед роботизированной КП другого производителя были нам продемонстрированы на практике. Два одинаковых грузовика Scania G490, один из которых был оснащен АКП Allison, а другой – роботизированной механической КП Opticruise, начали одновременно разгоняться. Грузовик с АКП Allison сразу же заметно ушел вперед по сравнению со вторым, продемонстрировав более высокую динамику.

Две Scania на старте сравнительного заездаScania с АКП Allison сразу вырывается далеко вперед

Из графиков (pdf стр. 2 и 7) видно, как благодаря наличию гидротрансформатора в АКП Allison обеспечивается непрерывная передача мощности при переключении передач и возможность более динамичного разгона грузовика. Это позволяет быстрее выполнять рейсы, т. е. увеличить производительность грузовика. При использовании роботизированных коробок передач (АМТ) при каждом переключении передачи происходит потеря мощности и крутящего момента, таких переключений в течение рабочего дня может быть в среднем до 1500, что снижает общую эффективность работы техники. В роботизированных коробках используется механическое сцепление, которое со временем изнашивается и нуждается в замене. Утверждается, что с автоматическими коробками передач Allison производительность может вырасти до 20 % по сравнению с роботизированными.

Встреча с гоночной командой Жерара де Роя

Организаторы «Недели строительной техники» приготовили гостям отличный сюрприз — знакомство со знаменитым гонщиком, двукратным победителем ралли Дакар Жераром де Роем и членами его команды. Гонщики оказались в Сентготтхарде не случайно. Автоматические коробки передач набирают популярность среди всех участников гонки Дакар. Команда де Роя начала использовать АКП Allison в 2016 г. после ряда неполадок с другими трансмиссиями.

Во время гонки двигатель грузовика работает на полной мощности от 65 до 80% всего времени. Можно себе представить, в каких тяжелых условиях приходится работать АКП Allison. Гонщики рассказали журналистам, как в результате использования трансмиссии Allison серии 4000 и модернизации подвески и ходовой части удалось изменить развесовку по осям грузовика и уменьшить силу толчков, передающихся с колес на позвоночник пилота на 30%, например, с 500 до 345 кг. За счет использования ретардера в КП Allison удается уменьшить использование колесных тормозов и, тем самым, нагрев шин во время гонки, продлевая таким образом срок их службы.

После этого рассказа каждый желающий мог прокатиться на гоночном болиде с Жераром де Роем, который оказался простым скромным парнем несмотря на все свои «звёздные» титулы и награды.

Удалось уменьшить на 30% силу толчков, передаваемых на позвоночник пилотаАвтор удостоился чести прокатиться с двукратным чемпионом гонки Дакар Жераром де РоемАвтор удостоился чести прокатиться с двукратным чемпионом гонки Дакар Жераром де РоемГоночный болид Iveco Powerstar Evo, за рулем Жерар де Рой, фото с места штурманаГоночный болид Iveco Powerstar Evo, за рулем Жерар де Рой, фото с места штурмана

Кроме гоночной команды семье де Рой принадлежит транспортная компания De Rooy Transport, которая занимается перевозками сельскохозяйственной и прочей тяжелой техники по всей Европе и занимает на этом рынке одну из лидирующих позиций. В собственности компании 450 автопоездов и более 15 терминалов по всей Европе. Многие инновации, разработанные для гоночных болидов, впоследствии внедряются в конструкцию транспортных тягачей компании De Rooy и, в том числе, используются АКП Allison.

Тест-драйв

Чтобы лично убедиться в достоинствах полностью автоматических КП Allison, нам дали возможность провести тест-драйв различных грузовиков строительного назначения. На компактном полигоне при заводе созданы все условия, чтобы оценить работу трансмиссии грузовика: и ровная асфальтированная дорога, и «грунтовка» с глубокими колеями, и участки болотистого вязкого грунта, крутые подъемы и спуски.

Демонстрационный полигонAstra HD9 86.50 8x6

На Iveco Trakker c 10 тоннами груза в кузове благодаря АКП Allison мне удалось выбраться из глубокой грязной колеи (включив блокировки дифференциалов), а также тронуться с места на крутом подъеме. Трансмиссия работала отлично! Хорошие впечатления оставили поездки и на сочлененном самосвале Bell, и на Tatra Phoenix 10x10, Volvo FL 4x4 и Mercedes Zetros – всюду АКП Allison обеспечивали плавное уверенное трогание с места, динамичный разгон, плавные переключения, легкое управление и высокую маневренность при любых условиях движения.

Tatra Phoenix 10x10Tatra Phoenix 10x10Bell B30T 6x6Mercedes Zetros 1833A 4x4Mercedes Zetros 1833A 4x4Iveco Trakker 410T41 8x4

Серджио Камолезе (Sergio Camolese), директор по развитию бизнеса в Европе компании Allison Transmission, рассказал: «В тест-драйве участвовал грузовик Renault K, который недавно был представлен именно с коробкой передач Allison 4000-й серии. Ведется работа по адаптации коробок передач Allison для новых моделей грузовиков строительного назначения, выходящих на рынок, в том числе и в России».

Renault K 8x4Грузовики, участвовавшие в тест-драйве

Завод

Завод Allison Transmission в небольшом венгерском городе Сентготтхард был открыт в 2011 г. Общая площадь производства 106071 м2. Площадь производственных зданий 13200 м2. Производство чисто сборочное – нет ни механической обработки, ни сварки, ни покраски. И, пожалуй, это очень хорошо – ведь вокруг завода курортная местность, невысокие горы, покрытые лесом, санатории с термальными источниками и горнолыжные трассы.

Как уже говорилось, на заводе ежегодно производится около 15 000 полностью автоматических трансмиссий для рынков Европы и развивающихся стран: для внедорожных машин - серий 3000 и 4000, а также Torqmatic – для автобусов. Комплектующие поступают из разных стран – Италия, Нидерланды, Швеция, Турция, США, Китай и т.д.

Выпускается огромное множество вариантов комплектаций трансмиссий, до 70-75% собранных в «первичной комплектации» трансмиссий подвергается дальнейшей модернизации в соответствии с техническими условиями заказчика: добавляются какие-то узлы и детали. Причем на единой сборочной линии трансмиссии идут вперемежку – каждая со своей электронной технологической картой. Такое, по сути, почти индивидуальное производство, плохо поддается автоматизации и при сборке широко применяется человеческий труд. Однако заводские технологи постарались максимально исключить влияние человеческого фактора на качество сборки.

Сборочный конвейерСборочный конвейер

Используют «умные» электрические гайковерты, которые при закручивании фиксируют две величины: момент затяжки и угол поворота болта (или гайки). Если что-то не совпадает с заданием – момент затяжки большой, а угол поворота недостаточный - болт выворачивают и проверяют, в чем причина. Таким образом, слабое крепление исключается. При замене головки на гайковерте система контроля автоматически переключается на данные резьбовых соединений соответствующей размерности. Измерение зазоров при сборке также автоматизировано, применяются оптические измерительные приборы, с их помощью подбираются регулировочные прокладки.

Чтобы обеспечить прославленное качество трансмиссий Allison, в процессе сборки качество выполненных работ проверяют на многих промежуточных этапах. После завершения монтажа электрооборудования расположение проводов и прочих компонентов на каждой АКП фотографируют, чтобы подтвердить правильное выполнение сборки и подсоединения. Герметичность собранных АКП проверяют, опуская их в бак с водой, при этом не должны появляться пузырьки воздуха. Каждая собранная АКП подвергается испытаниям на работоспособность.

Проверка АКП на герметичность

Один раз в день выбирают только что собранную и проверенную АКП и разбирают, смотрят – нет ли повышенного износа деталей в результате проведенных испытаний. Если обнаруживаются какие-либо отклонения от нормы, разбирают еще четыре АКП из собранных в этот день. Если и в них обнаруживается тот же дефект, проводится полное расследование причин его возникновения.

После посещения завода у меня сложилось твердое мнение – за качеством здесь следят на самом высоком уровне.

Завод не работает «на склад», выпускает продукцию только по заказам, поэтому готовые трансмиссии долго на заводе не задерживаются, отгружаются заказчикам. Так, мы видели контейнеры с надписью Lada.

АКП Allison готовы к отправке
 

Серджио Камолезе, директор по развитию бизнеса в Европе компании Allison Transmission (0002), отметил: «Строительный сектор — это направление роста для компании Allison в России. В секторе строительных грузовиков сейчас наблюдается явная тенденция к переходу с механических коробок передач с ручным переключением на использование роботизированных трансмиссий (т. е. механических с автоматизированным управлением). Таким образом можно ожидать, что в скором будущем наступит и следующий логический этап: переход от роботизированных механических к полностью автоматическим гидромеханическим трансмиссиям, которые выпускает компания Allison Transmission, потому что трансмиссии Allison обладают одними из самых высоких в своем классе показателей надежности и долговечности, выше, чем у роботизированных КП».