16.07.2018

#подъемникнепогрузчик

Российский рынок подъемной техники на сегодняшний день находится на стадии становления и развития. Так, в Европе насчитывается 41 арендная компания, специализирующаяся на подъемниках, с общим парком в 125 000 единиц техники, в США – 34 компании с общим парком в 230 000 единиц, а в России всего 8 000 подъемников сдаются в аренду. Между тем подъемная техника принимает участие в строительстве крупнейших объектов инфраструктуры нашей страны. Это строительство и реконструкция стадионов к ЧМ 2018; строительство завода по производству сжиженного природного газа на полуострове Ямал  - проект Ямал СПГ; строительство крупнейшего газоперерабатывающего завода на Дальнем востоке (Амурский ГПЗ); нефтеперерабатывающие заводы (например, возведение завода «ЗапСибНефтехим» в Тобольске); строительство завода по производству аммиака в Кингисеппе; строительство и реконструкция аэропортов страны, строительство мостов и транспортных развязок и прочие стратегически значимые объекты.

Сейчас на рынке подъемников складывается такая ситуация, что российские арендные парки, скорее всего, не будут пополняться подъемниками вообще, а значит, это отразится на качестве строительства и обслуживания важных объектов.

Ранее при оформлении таможенного контроля использовался код классификации товара ТН ВЭД 8428 Евразийского экономического союза - Машины и устройства для подъема, перемещения, погрузки или разгрузки (например, лифты, эскалаторы, конвейеры, канатные дороги и прочие). Ставка ввозной таможенной пошлины для товара по этой классификации – 0%, НДС – 18%. Таким образом, с 2012 года у таможенных органов не было претензий относительно правильности кода, по которым ввозились подъемники.

В конце 2017 - начале 2018 гг начались проверки классификации ввозимых товаров, инициатором которых стала таможенная служба. В результате чего код ТН ВЭД 8428 по надуманным причинам был заменен на 8427 - Автопогрузчики с вилочным захватом; прочие погрузчики, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием. Таможню не остановил даже тот факт, что импортируемые подъемники классифицируются по коду 8428 при их вывозе из стран нахождения экспортеров, которые, как и Россия, являются странами-участниками Международной Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (заключена в Брюсселе 14.06.1983).

По результатам проверок импортерам были доначислены таможенные сборы в размере нескольких процентов от таможенной стоимости машины, а также утилизационный сбор (УС) за последние 3 года. А ведь никто из импортеров, не учитывал это в стоимости товара.

Таможенный и утилизационный сборы применяются к спецтехнике, в частности к погрузчикам - самоходным машинам, использующимся для захвата, подъема, укладки и транспортировки различных грузов (именно грузов, а не людей). Само понятие «спецтехника», равно как и ее состав, не раскрываются ни в статье 24.1 об утилизационном сборе Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, ни в Постановлениях Правительства, которыми утверждены размеры утилизационного сбора.

Подъемники – это техника для быстрого и безопасного доступа людей к необходимой рабочей зоне на высоте. То есть не специальная, а вспомогательная техника. А с точки зрения правительства подъемники и погрузчики – это одно и то же, равнозначная спецтехника со всеми вытекающими – таможенным и утилизационным сборами.

На днях председатель Правительства РФ Д.А.Медведев подписал постановление от 6 июля 2018 г. №788 об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные товары производства США. В перечень таких товаров вошла продукция под уже известным кодом ТН ВЭД 8427. Поскольку подъемники были приравнены к погрузчикам и проходят теперь по коду 8427, то они будут облагаться еще и ставкой ввозной таможенной пошлины в размере 30 процентов от таможенной стоимости американского подъемника.

Утилизационный сбор – тоже разорительная статья расходов, которая не учитывалась поставщиками подъемной техники при формировании цен на нее. К тому же, недавним постановлением Правительства РФ № 639 от 31.05.2018г. утилизационный сбор стал распространяться не только на технику типа «дизель/газ/бензин», но и на электрическую. Увеличилась базовая ставка: после 13 июня 2018 г. она составляет 172 500 руб.

Ситуация осложняется еще и тем, что подъемники не попадают ни в одну из категорий спецтехники, поэтому в расчете к ним применяются максимальные коэффициенты. Чтобы был понятен масштаб «беды», приведем размер УС ввозимого, допустим, из Европы: коэффициент равен 14, соответственно, УС (он также зависит от массы и мощности машины) – 172 500, умноженное на 14, равно 2 415 000 рублей. Зачастую эта сумма УС превышает стоимость самого подъемника.

Но по крайней мере, покупателям погрузчиков, бульдозеров, экскаваторов предлагается хоть какая-то альтернатива – отечественные машиностроители. Что касается подъемников, то существует только 3 модели российских аналогов, а вот на самые востребованные модели крупногабаритных подъемников с дизельным двигателем аналогов российского производства нет.

Что же делать компаниям, которые уже закупили технику и теперь находятся на грани банкротства или даже прекращают свою деятельность?

Деятельность производителей и поставщиков подъемной техники велась и ведется добросовестно и в рамках российского законодательства. Действия таможенной службы носят к поставщикам импортной техники карательный характер, хотя при этом импортозамещения ввозимых нами в Россию подъемников нет.

Сейчас суд на стороне таможенных органов, и для них, как и для правительства, подъемник и погрузчик – равнозначная спецтехника, на которую действует утилизационный сбор. И это очень удобно. Сменили код и получили за три года дополнительный сбор. А что будет с компаниями и людьми, которые в них работают, никого не волнует!

Президент РФ в своем послании Федеральному Собранию от 01.03.2018 подчеркивает, что для работы экономики в полную силу необходимо кардинально улучшить деловой климат, обеспечить высочайший уровень предпринимательских свобод и конкуренции, а также указывает на необходимость не только выстраивать современные сервисы для бизнеса, но и в целом сделать понятной, удобной и комфортной систему взаимодействия между государством и обществом, между государством и гражданином.

На грани разрушения находится достаточно большой и значимый сегмент рынка спецтехники. в 2017 году, было импортировано подъемной техники на 2 400 000 000 рублей. С этой суммы были уплачены все налоги. В случае исчезновения отрасли, возможно будут разовые поставки и казна уже не получит доходы от импорта техники. Мы теряем покупателя, покупатель теряет нас, а строительные площадки страны теряют качественные импортные подъемники. В итоге теряют все.

Эта статья адресована тем, кто своими действиями разрушает целую индустрию.