Парад талантливых энергетических идей в рамках эко-марафона «Шелл» подошел к своему финалу
Фестиваль с бесплатным доступом всех желающих, который стартовал 25 мая и финишировал 28 мая в лондонском Олимпийском парке королевы Елизаветы, привлек внимание свыше 25 000 посетителей всех возрастов, в числе которых были отмечены и звезда шоу «Обратный отсчет» Рэйчел Райли, и профессионал в области технических новинок Джейсон Бредбери, и судья шоу «Британия ищет таланты» Алеша Диксон. Посетители фестиваля смогли познакомиться с футуристическими автомобилями, созданными и управляемыми талантливыми молодыми инженерами, участниками эко-марафона «Шелл», который прошел в знаменитом лондонском Олимпийском парке.
Открытие фестиваля проводилось при участии гения математики Рэйчел Райли, которая поделалась с детьми своей страстью к науке, технике, инженерии и математике (STEM), вдохновляя их своим примером. После выхода на гоночную трассу автомобилей уникальной конструкции Рэйчел встретилась с Шинед Линч, главой британского представительства концерна «Шелл», для поддержки грид-герлз на трассе эко-марафона «Шелл».
Для участия в одном из самых престижных мировых соревнований, пропагандирующих энергоэффективные технологии, в столицу Великобритании прибыла 171 команда из 29 различных европейских и неевропейских стран. После года, проведенного за разработкой конструкции, производством и обкаткой своих энергоэффективных автомобилей, молодые технические таланты привезли свои детища на специально созданную гоночную трассу протяженностью 1577 км, чтобы на этой треке продемонстрировать, сколько может проехать их автомобиль, затратив один литр условного топлива или 1 кВт*ч электроэнергии.
Соревнования молодых инженеров проходили в двух основных категориях: соревнования прототипов и соревнования городских концепт-каров.
В этом году 2 команды из России, представляющие Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) и Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ), успешно прошли регистрацию, техническую комиссию и приняли участие в европейском эко-марафоне «Шелл» в категории прототипов.
Команда MADI Eco-Team из МАДИ принимает участие в соревнованиях уже 5-й год подряд. Несмотря на серьезные сложности, с которыми ребята столкнулись в пути и на соревнованиях, MADI Eco-Team удалось улучшить свой результат со 193 км/л до 238,27 км/л. Андрей Сотсков, капитан команды Madi Eco-Team, поделился своими впечатлениями от соревнований: «Европейские эко-марафон «Шелл» в этом году отличился особой сложностью, поскольку аномальная лондонская жара не могла не сказаться на нашей стратегии на гоночной трассе, а затем дождь сделал условия трека слишком небезопасными, поэтому позже организаторам пришлось отменить финальные заезды. Тем не менее, несмотря на все возникшие трудности и преграды, мы полностью выполнили поставленные перед нами задачи и побили наш собственный рекорд. На следующий эко-марафон «Шелл» мы готовим абсолютно новый болид, который при помощи наших новых разработок должен помочь нам выйти на новый уровень и достичь новых впечатляющих результатов».
Команда UGATU Racing team из УГАТУ в этом году впервые боролась за титул самого экономичного автомобиля. Несмотря на то, что команда не смогла попасть в официальный командный зачет (было превышено максимально возможное время нахождения на трассе), ребята получили награду «За упорство и волю к победе». Этот приз обычно получают команды, которым благодаря совместной работе удалось преодолеть препятствия, возникающие на пути их участия в мероприятии. Команда UGATU Racing team для участия в эко-марафоне проехала 5000 км, буксируя свой автомобиль на прицепе. Как и многие команды, по прибытию они столкнулись с рядом технических проблем, однако благодаря совместным усилиям им удалось пройти технический контроль и выйти на гоночную трассу.
«Мы очень рады, что нам удалость поучаствовать в столь масштабных студенческих соревнованиях, как эко-марафон «Шелл». К сожалению, ввиду некоторых технических проблем, нам не удалось показать официальные результаты на трассе, но, тем не менее, мы подвели свои итоги и поняли, что для первого раза наша попытка проехать максимальное количество км на 1 л топлива была совсем неплохой – 133 км на 1 л бензина. Нам очень хотелось достойно представить нашу родину и страну на соревнованиях, поэтому полученная награда «За волю к победе» еще больше подстегнула нас на новые разработки в области автомобилестроения и усилила наше желание приехать в Лондон на 34-е соревнования эко-марафон «Шелл», - отметил Тимур Разяпов, руководитель команды UGATU Racing team.
В число победителей категории прототипов вошла команда Microjoule-La Joliverie из французского лицея Сан-Жозеф Ля Жоливери, которая не оставила соперникам шансов в категории двигателей внутреннего сгорания с результатом 2503 км на одном литре условного топлива. В категории аккумуляторных автомобилей первое место и приз увезла домой команда Zero С из итальянского технического индустриального института Леонардо да Винчи, проехав 753 км на 1 кВт*ч электроэнергии, а команда ThaiGer-H2-Racing Stralsund из немецкой высшей специальной школы Штральзунд завоевала награду в категории автомобилей на водородных топливных элементах, показав результат 880 км на 1 м3.
В категории городских концепт-каров борьба была не менее упорной. Награда в категории двигателей внутреннего сгорания была вручена Toulouse Ingénierie Multidisciplinaire - совместной французской команде национального института прикладных наук из г. Тулуза и университета Поля Сабатье (Тулуза III), которые показали мировой рекорд в потреблении топлива для данной категории, проехав на 1 литре целых 684 км. Французы же увезли домой и награду в категории аккумуляторных автомобилей. Здесь победила команда SolarCarSolutions / ISEN Toulon из высшего института электроники и цифровых технологий Тулона, проехав на 1 кВт*ч 186 км. Награда в категории автомобилей на водородных топливных элементах досталась команде Green Team Twente из университета Твенте (Нидерланды), чей автомобиль смог проехать 277 км на 1 м3 топлива.
Кульминацией международной программы фестиваля «Создаем будущее» стала серия заездов мирового чемпионата водителей – личного первенства победителей категории городских концепт-каров 2017 года из Северной и Южной Америки, Азии и Европы, гонки, которая снова вернулась в Лондон после первого старта в прошлом году. К сожалению, из-за неблагоприятных погодных условий на половине дистанции гонку пришлось отменить. Победителем в результате была объявлена команда Saint Thomas Academy Experimental Vehicle из академии Сент-Томас в США, которые были первыми в квалификационном заезде. Полная информация представлена здесь.
На фестивале 2017 года было сделано впечатляющее объявление о готовящихся новшествах будущих фестивалей «Создаем будущее» – наравне с уже существующими категориями прототипов и городских концепт-каров на эко-марафоне «Шелл» 2018 года будет представлена новая категория самоуправляемых автомобилей. Одна студенческая команда из технического университета Дании уже разрабатывает свой автомобиль, управляемый без помощи водителя. Представитель команды заявил: «Увидев автомобиль «Шелл» в прошлом году, мы поняли, что это возможно и решили, что должны создать такой же. Это стало невероятно увлекательным занятием для всех нас».