Шторные полуприцепы составляют основу бизнеса Kögel Trailer GmbH & Co. KG
Шторные, бортовые и шторно-бортовые полуприцепы объединены в одну группу, так как у них общая основа – шасси. В свою очередь основа шасси – рама, а Kögel изготавливает легкие, прочные и долгоживущие рамы. Рамы двухлонжеронные, лестничного типа, на всю длину полуприцепа. И прежде всего, рама сварная. Сварка обеспечивает надежное и необслуживаемое соединение деталей на весь срок эксплуатации полуприцепа. От коррозии, опять же в течение всего срока эксплуатации, защищает покрытие, осаждаемое на металл при КТЛ катафорезе. При осаждении грунта образуется диффузионный слой, который препятствует проникновению и распространение воды под грунтом. После КТЛ обработки матово-черная рама может быть окрашена в цвет по желанию заказчика.
Полуприцепы собирают конвейерным способом. Стандартная комплектация включает осевые агрегаты и подвеску SAF, тормозную систему Wabco, опоры и шкворень Jost, то есть широко распространенные комплектующие, обеспечивающие высокую ремонтопригодность, в отличие от фирменных узлов и агрегатов. Не говоря уже о том, что лидеры рынка – специалисты в своем деле и создают передовую в техническом отношении, функциональную, надежную и удобную в эксплуатации продукцию. Так, у осевых агрегатов SAF рычаг приварен к оси и составляет с ней единый, неразъемный и необслуживаемый узел. В отличие от конкурирующих решений с креплением стремянкой рычаг не может провернуться на оси и нарушить таким образом положение оси. Правильное положение оси, т. е. строго перпендикулярное продольной осевой линии полуприцепа, легко регулируется с помощью рулетки и специального ключа. Ключом проворачивается эксцентрик крепления рычага на кронштейне рамы, за счет чего ось чуть подтягивается вперед или, наоборот, отодвигается. Повторив такую операцию с каждым колесом, получаем практически идеально выставленные колеса. Не нужно дорогостоящего оборудования, только ровный пол, рулетка и специальный ключ.
На раму полуприцепа настилают пол из бакелизированной фанеры толщиной 30 мм. Стыки задней части герметизированы, чтобы исключить попадание влаги внутрь и возможную порчу груза. Сверху в пол вделаны две стальные полосы как раз под колеса вилочного погрузчика. На этом сходство шторных, бортовых и шторно-бортовых полуприцепов заканчивается, и начинаются различия.
Kögel выпускает шторные полуприцепы, отвечающие самым высоким требованиям локальных и международных перевозчиков. Надстройка, состоящая из передней стенки, стоек, балок, боковых штор, сдвижной крыши, заднего портала и ворот, должна надежно защищать груз от осадков, ветра, солнца, препятствовать его потере, а в случае международных перевозок – нелегальному вложению и изъятию груза. Бортовые полотнища и крыша также должны легко и быстро складываться для погрузочно-разгрузочных работ.
Передняя стенка выполнена из стали или алюминия. Стальная стенка гладкая, алюминиевая усилена крупным рифлением. Стенка препятствует движению груза вперед при резком торможении. Испытания проводят с незакрепленным грузом, находящимся на некотором расстоянии от стенки, при резкой остановке на скорости 30 км/ч. При этом испытании стенка не должна деформироваться. Алюминиевая стенка, как и остальные алюминиевые детали, проходит порошковое термоокрашивание для защиты от химической коррозии.
Передняя стенка вкупе со стойками и продольными балками и задним порталом образует каркас, на который натягивают бортовые полотнища и крышу. Стальные перфорированные стойки вставляют в штатные пазы в раме. В 13-метровый полуприцеп устанавливают 3 стойки и между ними укладывают деревянные планки. При необходимости водитель может поставить еще несколько стоек на каждый борт, для них предусмотрены пазы. Дополнительные стойки возят под рамой полуприцепа в специальном коробе. На стойках выполнена перфорация как для регулировки высоты планок, так и для установки поперечин, когда необходимо везти груз в два яруса. В раме между пазами установлены петли для фиксации груза ремнями.
Интересное решение представляют собой две верхние продольные балки. Они выполнены из алюминия целиком на всю длину надстройки и преднапряжены вниз, то есть в свободном состоянии балка не прямая, а выгнутая. Будучи частью силового каркаса, балка выпрямляется стойками и одновременно прижимает их к раме. Таким образом, получается упругая конструкция, выдерживающая знакопеременные нагрузки от перемещающегося груза (например, при прохождении поворота) и способная возвращаться в исходное положение. Плюс к этому прочные боковые шторы и крыша, скроенные из тентовой ткани и проклеенные грузовыми ремнями, такими же, что крепят грузы. Шторы и крыша дополнительно стягивают силовой каркас и способны воспринимать значительные нагрузки. Полотнище шторы или крыши ремонтопригодно, если повреждение не затронуло грузовых ремней. В стандартной комплектации полотнища серого цвета, по заказу перевозчика наносят другой цвет.
Полуприцепы с таким силовым каркасом и шторами проходят сертификацию по стандарту EN 12642 XL. Надстройка принимает на себя все нагрузки, создаваемые геометрическим грузом во время движения, при этом не нарушается ее целостность, а груз не покидает пределов надстройки. Сертификация по EN 12642 XL означает, что геометрический груз можно возить незакрепленным, если между грузом и стенками и между отдельными грузовыми местами остается зазор не более 5 см. Зазоры можно обеспечить даже при неполной загрузке с помощью различных приспособлений, предлагаемых Kögel. Таким образом значительно упрощается и ускоряется погрузка и разгрузка, а безопасность движения сохраняется на прежнем уровне.
Здесь стоит уточнить, чем «тированный» полуприцеп отличается от «нетированного». Исполнение для международных перевозок предусматривает верхнюю продольную балку высотой не менее 200 мм, что препятствует нелегальному вложению или изъятию груза. В исполнении для национальных, локальных перевозок высота балки около 100 мм. В остальном современные шторные полуприцепы Kögel одинаковы.
Механизм крыши позволяет легко сдвигать и возвращать полотнище, потянув за ремень. В стандартном исполнении крыша сдвигается сзади вперед, под заказ сдвижение спереди назад.
Задний портал выполнен из алюминия, как и ворота. Ворота навешиваются на 4 двойные петли, которые позволяют поворачивать створку на 270° и фиксировать вдоль борта стопором. Для подъема на платформу предусмотрена лестница, которая убирается под раму.
Шторно-бортовой полуприцеп отличается от шторного тем, что укомплектован еще и бортами. Есть перевозчики, которым нужна такая универсальная конфигурация. Борта и петли, равно как ворота и передняя стенка, оригинальные и несовместимы с аналогичными узлами конкурентов.
Бортовой полуприцеп отличается от шторно-бортового отсутствием силового каркаса, ворот, штор и крыши, а также низкой передней стенкой. Под заказ комплектуют высокой передней стенкой. Вместо бортов и стоек перевозчик может установить коники.
На бортовом полуприцепе хорошо видно, что бортовые балки рамы перфорированы. Перфорация не только облегчает конструкцию, но и служит для фиксации груза ремнями.
Полуприцепы также выпускают в исполнении для комбинированных перевозок. Исполнение предусматривает специальные места на раме, за которые ричстакер будет его захватывать, и соответствующие цветовые обозначения.
Таким образом, технические и эксплуатационные преимущества шторных полуприцепов плюс крупносерийное производство позволили Kögel занять доминирующее положение на европейском и российском рынках.