Выставка автомобилей «IVECO-AMT», подготовленных к отправке потребителям
Не круглая, но знаменательная

22-я годовщина создания компании «ИВЕКО-АМТ»

Визит представителей отраслевой специализированной прессы на завод «ИВЕКО-АМТ» в Миассе планировался на торжественное 20-летие предприятия. Но жизнь, как обычно, внесла свои коррективы, и делегация журналистов оказалась на заводе только в канун его 22-летия. И все же посещение от этого нисколько не стало менее интересным.

Компания появилась 5 декабря 1994 г. как совместное предприятие АО «УралАЗ» и Iveco S.p.A и называлась тогда ООО «ИВЕКО-УралАЗ». Знаменательно то, что сразу же было принято решение организовать не «отверточную сборку», а полноценное производство автомобилей европейского класса и выпускать не копии итальянских грузовиков, а модернизированные автомобили, максимально соответствующие условиям эксплуатации в России.

Мы умеем создавать не просто грузовики, а автомобили, которые становятся неотъемлемой частью технологий, используемых нашими клиентами, только поэтому предприятие еще существует в нынешних сверхсложных условиях. В. Новик, ген. директор «ИВЕКО-АМТ»
Мы умеем создавать не просто грузовики, а автомобили, которые становятся неотъемлемой частью технологий, используемых нашими клиентами, только поэтому предприятие еще существует в нынешних сверхсложных условиях.
В. Новик,
ген. директор «ИВЕКО-АМТ»

В 1998 г. директором становится 35-летний Владимир Новик. Молодой руководитель предложил отказаться от сборки одинаковых автомобилей в утвержденной комплектации, а вместо этого создавать на базе IVECO Trakker специальные конфигурации с учетом индивидуальных требований каждого заказчика, чтобы автомобиль максимально соответствовал его задачам и условиям эксплуатации. Грузовики «Урал-Траккер» фактически стали специализированным продуктом, удачно заняли нишу, работать в которой крупным производителям невыгодно.

В 2009 г. ООО «ИВЕКО-УралАЗ» получило современное название ООО «ИВЕКО-АМТ». Ребрендинг был необходим, чтобы у потребителей не складывалось ложного впечатления, что грузовики предприятия это «тот же «Урал», только с итальянской кабиной». Аббревиатура АМТ означает «Автомобили-Миасс-Турин». За последние годы предприятие прошло полное техническое перевооружение. Объем инвестиций в модернизацию производства «ИВЕКО-АМТ» превысил 1 млрд руб.

Нынешнее производство и модельный ряд

В настоящее время производство автомобилей на «IVECO-AMT» ведется по полному циклу, начиная с разработки конструкторской документации. Все автомобили создаются по требованиям и под технологии конкретных заказчиков. В конструкции автомобилей «ИВЕКО-АМТ» устанавливаются усиленные передние мосты Kessler и Raba грузоподъемностью 10 т, Raba г/п 11,5 т, различные варианты раздаточных коробок, в том числе ZF с отключаемым передним мостом, автоматические коробки передач Allison, различная ошиновка и другие опции.

По мере развития компании производственные площади увеличились более чем в 10 раз: с 30 тыс. м2 в 2000 г. до 393 тыс. м2 в 2016 г. В 2014 г. был сдан в эксплуатацию новый цех мелкоузловой сборки, сварки и окраски кабин. В цехе установлена единственная в России современная линия окраски кабин с применением технологии катафорезного грунтования, благодаря которой осуществляется антикоррозийная обработка кабин. На шасси автомобилей «ИВЕКО-АМТ» монтируется более 400 вариантов различной спецтехники.

IVECO-AMT 653900 (6х6) на базе Trakker с газодизельным двигателем, усиленным передним мостом (10 т) и системой обогрева кузова для северных широт

Производственные мощности рассчитаны на выпуск 5000 автомобилей в год (при работе в две смены). В настоящее время производственные мощности завода загружены всего на 15% от полной мощности. Технические специалисты Iveco раз в 1,5–2 года проводят на заводе «ИВЕКО-АМТ» аудит технологий изготовления и сборки автомобилей.

В составе модельного ряда 2016 г. автомобили «IVECO-AMT» с дизельными, газодизельными и чисто газовыми (сжатый метан) двигателями. На базе грузовиков среднего класса Eurocargo выпускаются автомобили с колесными формулами 4х2, 4х4, 6х4, 6х6. Из автомобилей Eurocargo 4х4 путем добавления моста и раздаточной коробки изготавливают автомобили с колесной формулой 6х6, а из Eurocargo 4х2 делают 6х4.

Нефтяные компании заказывают самые мощные в мире пожарные машины с насосами производительностью 100 и 150 л/сек, выполняющие на нефтеперекачивающих станциях функции пожаротушения и охлаждения резервуаров. Ввиду сложности техзадания только завод «ИВЕКО-АМТ» взялся выполнить все требования заказчика и изготовить такие машины. Машина способна работать при отрицательных температурах до –55 °С.

Интересной разработкой является экскаватор-планировщик IVECO-AMT 493920 на шасси Eurocargo с колесной формулой 6х6, в газодизельным исполнении. Впервые на шасси установлена экскаваторная надстройка компании «Святовит» (Беларусь). Шасси Iveco Eurocargo в трехосном исполнении полной массой 21 т и с оригинальной подвеской изготавливаются только на «ИВЕКО-АМТ». Установка комбинированной системы питания двигателя позволяет замещать до 40% дизельного топлива метаном, тем самым увеличивая пробег автомобиля без дозаправки и значительно сокращая расходы на ГСМ.

Новинка: седельный тягач IVECO-AMT 633911 (6х4) CNG с двигателем, работающим на сжатом газе метане

На базе грузовиков тяжелого класса Trakker выпускаются автомобили с колесными формулами 4х2, 4х4, 6х6, 6х4. Оригинальные автомобили Trakker 6х4 и 6х6 имеют полную массу до 41 т. Но на «ИВЕКО-АМТ» по требованию заказчика эту допустимую полную массу могут увеличить. В гамме также есть 4-осные автомобили Trakker массой до 50 т (8х4, 8х6, 8х8), а новейшие разработки «ИВЕКО-АМТ» – 5-осные Trakker 10х10 полной массой до 65,5 т с передними осями Raba грузоподъемностью 11,5 т, специально разработанными для этого автомобиля.

Оригинальная разработка «ИВЕКО-АМТ» – автомобили с подкатной осью BPW. Они созданы специально для спецустановок нефтегазовой промышленности, подкатная ось позволяет повысить грузоподъемность и ограничить нагрузку на ось. Еще одна разработка – полноприводный автомобиль с осью Iveco на пневмоподвеске, которая позволяет регулировать нагрузку на данную ось в зависимости от массы установленной надстройки. Автомобили сходят с конвейера «ИВЕКО-АМТ» подготовленными к условиям эксплуатации при как минимум –45 °С, по требованию может быть –50, –55 и даже –60 °С. Специалистами «ИВЕКО-АМТ» разработан топливозаборник с обогревом, система забора воздуха из подкапотного пространства, благодаря которой в двигатель поступает более чистый и теплый воздух.

Таким образом, найти среди выпускаемых автомобилей два одинаковых, особенно для разных заказчиков, практически невозможно.

Газовый автомобиль – единственное решение, которое может заменить дизельный двигатель во всех сферах использования. Поэтому развитие темы газомоторной техники является актуальным направлением деятельности предприятия. В апреле 2014 г. начато производство автомобилей с двигателями Cursor 13, работающими на сжатом метане. Автомобили с газодизельным двигателем – экскаватор-планировщик, самосвал на шасси Trakker и вахтовка на Eurocargo были в опытной эксплуатации и получили хорошие отзывы.

По заказу МЧС создан уникальный пожарный автомобиль для работы в туннелях, так называемый «Тяни-толкай» с возможностью управления из двух кабин

В настоящее время разработан новый газовый двигатель на базе Cursor с новыми деталями поршневой группы и крышками цилиндров для 3-осного шасси. Прототип уже создан и прошел ходовые испытания – десятки тысяч километров, теперь его отдают на опытную эксплуатацию в алмазодобывающую компанию, чтобы проверить в самых тяжелых условиях. Планируется примерно с середины 2017 г. уже брать заказы на серийные машины с чисто газовым двигателем.

С 2015 г. в компании «ИВЕКО-АМТ» возобновлено производство прицепов, в частности прицепы-контейнеровозы, а также сортиментовозы под маркой «АМТ», предназначенные для перевозки лесного сортимента двух пачек длиной по 4 м и рассчитанные для работы в составе автопоезда с сортиментовозом IVECO-AMT 633920.

По итогам 2016 г. «ИВЕКО-АМТ» планирует реализовать 391 автомобиль, что на 34% больше, чем в 2015 г. В последние месяцы средний объем выпуска достигал 50–60 шт/мес., причем преимущественно автомобили тяжелой гаммы Trakker 6x6 – самосвалы, сортиментовозы, а также среднетоннажные спецшасси Eurocargo 4x4.

В 2017 г. компании-партнеры Iveco и «ИВЕКО-АМТ» прогнозируют некоторое оживление рынка грузовиков в России и планируют в сумме продать 1500–1600 единиц техники, а к 2018 г. надеются вернуться к уровню продаж 2014 г.