MiningWorld Russia 2016
В последние дни апреля в МВЦ «Крокус Экспо» прошла очередная, 20-я Международная выставка технологий и оборудования для добычи и обогащения полезных ископаемых MiningWorld Russia. Впечатление такое, что world все сокращается и сокращается, хотя в нем и участвовали более 250 компаний из Австралии, Беларуси, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Испании, Казахстана, Канады, Китая, Норвегии, России, Словакии, США, Украины, Франции, Хорватии и ЮАР. Уличная экспозиция была представлена совсем скромно – тремя самосвалами и небольшой буровой.
Компания «Скания-Русь» представила 4-осный самосвал P440 CB8x4EHZ в карьерной комплектации и дизель-генератор DG 300B.
По отзывам представителей компании, среди российских пользователей растет интерес к энергетическим установкам Scania, скорее всего, благодаря их надежности, ресурсу и, конечно, репутации компании. Дизель Scania агрегатирован с генератором Linz, вырабатывающим ток напряжением 380 В и частотой 50 Гц. Варианты исполнения установки: с шумозащитным капотом, в контейнере и в усиленном (морском) контейнере. Представленный на выставке дизель-генератор DG 300B в исполнении с шумозащитным капотом укомплектован дизелем DC13 мощностью 365 кВт и генератором 28Д G/4. При нормальной расчетной нагрузке установка вырабатывает 320 кВт электроэнергии под максимальной нагрузкой 352 кВт.
Самосвал P440 CB8x4EHZ грузоподъемностью 30 т, с колесной формулой 8х4 оснащен двигателем DC13 мощностью 324 кВт (440 л.с.) Euro 4, 14-ступенчатой (12+2) механической КП с системой автоматического переключения передач Scania Opticruise с гидравлическим ретардером. Предусмотрена блокировка межосевых и межколесных дифференциалов ведущих мостов. На всех осях использована подвеска повышенной прочности на основе параболических рессор. Максимальная нагрузка на передние оси составляет по 9 т, на задние оси – по 16 т, то есть этот автомобиль – не боящаяся работы «карьерная лошадка», которую на дорогу общего пользования выводить можно только практически пустой.
Но наибольший интерес для нас представляет самосвальная платформа «карьерной лошадки». Эта ковшеобразная платформа с подъемным задним бортом и накрывающим всю кабину козырьком изготовлена красногорским заводом «Бецема» из износостойкой стали Quard 450 твердостью 450 единиц по Бринеллю. Толщина днища – 100 мм, толщина стенок – 8 мм. Геометрический объем (без шапки) платформы – 20 м3.
Марка износостойкой стали Quard принадлежит Группе НЛМК, производственные активы которой расположены в России (в том числе это Новолипецкий металлургический комбинат), в Европе и США. Производственный дивизион «НЛМК Европа Толстый лист» включает три предприятия: NLMK Clabecq (Бельгия), NLMK Verona (Италия) и NLMK DanSteel (Дания). Бизнес-модель построена на поставках российских полуфабрикатов (слябов) для производства продукции рядом с потребителями. Да, основный сбыт низколегированных термообработанных износостойких сталей Quard и высокопрочных Quend производства бельгийского прокатного завода приходится на европейских машиностроителей, в том числе Volvo CE и Liebherr. Среди крупных заказчиков мелькает завод БелАЗ. Запросы отечественных машиностроителей на высокопрочные и износостойкие стали пока сравнительно невелики.
Сталь марки Quard относится к мартенситным износостойким сталям и приобретает свои свойства после закалки с последующим отпуском. Чтобы сохранить свойства стали при эксплуатации, ее нельзя подвергать нагреву выше 250°. Поставляют сталь трех сортов, различающихся твердостью: Quard 400 с гарантированной твердостью по Бринеллю 370–430 единиц, Quard 450 твердостью 420–480 единиц и Quard 500 твердостью 470–530 единиц, в листах толщиной от 4 до 64 мм, шириной 1500–3100 мм. Сталь Quard хорошо подходит для холодной формовки и хорошо сваривается.
Quend, также марка НЛМК, это конструкционная сталь повышенной прочности, получаемая в результате закалки и последующего отпуска. Чтобы сохранить свойства стали Quend при эксплуатации, ее нельзя нагревать выше 550°. Выпускают сталь следующего сортамента: Quend 700 с пределом текучести 700 МПа, Quend 900 с пределом текучести 900 МПа, Quend 9600 с пределом текучести 960 МПа и Quend 1100 с пределом текучести 1100 МПа в листах толщиной от 4 до 64 мм и шириной 1500–3100 мм. Сталь Quend отлично подходит для холодной формовки, хорошо сваривается и обрабатывается.
«МАН Трак энд Бас РУС» пошел традиционным путем и выставил самосвал MAN TGS 40.480 6х6 BB-WW с платформой из шведской стали. На трехосное шасси установлены двигатель мощностью 480 л.с. уровня Euro 4, роботизированная КП TipMatic, раздаточная коробка, «дневная» кабина без спального места. Рессорная подвеска на всех осях, неотключаемый передний привод, барабанные тормоза, защитные решетки на световых приборах, защитная радиаторная решетка дополняют облик автомобиля, предназначенного не для шоссе.
Самосвальная платформа вместимостью 16 м3 выполнена из листов Hardox 400 толщиной 10 мм на днище и 8 мм на стенках. Задний борт с тросовым приводом. Защитный козырек накрывает всю кабину, с боков на козырьке установлены «козыречки» для защиты зеркал. Перед выездом на дорогу общего пользования, кроме того что недогрузить самосвал, придется снимать «козыречки».
Metso Minerals выступала как поставщик комплектных решений, а поскольку решения очень велики по габаритам и массе, то «живьем» выставила образцы неметаллической футеровки и крепежа, а также шламовый насос. Как известно, Metso поставляет системы гидротранспорта и пневмотранспорта для транспортировки пульпы в горнодобывающей промышленности, на заводах очистки угля, электростанциях в стальной и цементной отраслях промышленности и других областях, где требуется высокая износостойкость в сочетании с гибкостью и снижением вибрации.
Производственная компания «ИНТЕХ» из Старого Оскола Белгородской области занимается проектированием, производством и поставкой запасных частей к дробильно-размольному оборудованию и экскаваторам. Так, компания предлагает переоборудованную усиленную переднюю челюсть ковша, предназначенную для ковшей «прямая лопата» всех типов гидравлических экскаваторов зарубежного производства. Челюсть изготавливается для работы экскаватора на отгрузке скальных пород с высокой крепостью и абразивностью. Преимущество усиленной конструкции – в снижении эксплуатационных расходов за счет установки на переднюю челюсть сменной нижней стенки из высоколегированной стали, выполненной под применение зубьев отечественного производства (ЭКГ-5А, ЭКГ-10, ЭКГ-15, ЭКГ-20). Геометрия нижней стенки обеспечивает ее равномерный износ до полного выхода из строя. Затраты на обслуживание ковша снижаются примерно в 3–4 раза за счет применения отечественных расходных и футеровочных материалов вместо оригинальных импортных.
В заключение хотелось бы пожелать: на последующих выставках MiningWorld уделять больше внимания материалам, в частности стали российского производства или производства российских компаний.