Седельно-балластные тягачи
Подготовка к эксплуатации в России
Сложилось так, что существенная часть сверхтяжелых перевозок приходится на регионы с холодным климатом. Жесткие условия эксплуатации, повышенные нагрузки и высокая ответственность требуют тщательной подготовки техники, в частности тяжелых седельно-балластных тягачей. В одном из предыдущих номеров журнала мы писали о применяемых для перевозок тяжелых и сверхтяжелых грузов в нашей стране седельно-балластных тягачах Titan и MAN, а также о самых мощных тягачах Tractomas, которые российские транспортные и сервисные компании пока еще не использовали.
Супертягач Tractomas от компании Nicolas
Седельно-балластный тягач TITAN Z 64-600 F 8x8 (масса автопоезда 1000 т)
Седельно-балластный тягач MAN TGX 41.680 8x6 (масса автопоезда 250 т)
Супертягач Tractomas от компании Nicolas
Седельно-балластный тягач TITAN Z 80-600 F 6x6 (масса автопоезда 500 т)
Компания MAN, точнее, три ее авторизованных модификационных центра – собственный центр MAN на заводе в Вене, немецкая фирма Toni Maurer GmbH & Co. KG и голландская фирма Estepa – собирают тягачи с колесными формулами 6х4, 6х6, 8х4, 8х6 и 8х8 с тяговым усилием до 250 т, используя по максимуму стандартные комплектующие, в том числе рамы. В отличие от негабаритных тягачей Titan автомобили MAN полностью укладываются в разрешенные для движения по дорогам общего пользования габариты. С одной стороны, это преимущество, с другой – ограничение, так как невозможно применять широкие крупноразмерные колеса. Передняя ошиновка тягачей MAN односкатная, задняя – двускатная с колесами размером 12R20–14R20. Для обеспечения тягового усилия на обледенелой дороге используют цепные бандажи противоскольжения, которые за счет своего рисунка дают такой же эффект, как широкие колеса. Для эксплуатации при температуре до –45...–47°С применяют «арктический пакет», который включает термоизоляцию топливопроводов, подогрев топливных насосов и фильтров, дополнительный осушитель воздуха в тормозной системе, подогрев АКБ. Причем нагревательный элемент расположен под аккумуляторными батареями и воздействует на их днища, что эффективнее подогревателя, расположенного между батареями. Возможно применение гелевых АКБ, которые держат заряд до –50...–55 °С и мощнее обычных свинцово-кислотных АКБ. Также проводится изоляция кабины для арктических условий, замена всех РТИ, масел и жидкостей на работоспособные при низкой температуре, капсулирование двигателя, монтаж систем предпускового подогрева двигателя и автономного отопления кабины. Тягачи MAN в арктическом исполнении эксплуатируют на разработках компании «Алроса» в Якутии, в Кузбассе на угольных разрезах и других подобных предприятиях. На стороне MAN большой опыт работы в этом направлении и выделяемые на его развитие ресурсы, техподдержка в режиме 24/7, вплоть до выезда специалиста на территорию заказчика. Если взглянуть на противоположный конец термометра, то сразу приходит на ум большой опыт подготовки техники к эксплуатации в жарких, пустынных условиях, накопленный французской компанией Nicolas Industrie S.A.S., которая поставляет супертягачи Tractomas на разработки в Австралии и Южной Африке. Там техника работает не только при высокой температуре, но и в условиях чрезвычайного пылеобразования, поэтому большое внимание уделено системам охлаждения и очистки воздуха. Отсек с радиаторами и вентиляторами систем охлаждения силовой установки, ходовой гидросистемы и тормозной гидросистемы по размерам сравним с кабиной. Предусмотрена мощная, многоэтапная фильтрация воздуха для питания двигателя и для системы кондиционирования кабины. Топливо защищено от перегрева и образования паровых пробок благодаря двум объемным топливным бакам и короткому топливному тракту. Кроме того, топливо подается одновременно из обоих баков. Силовая установка находится в отсеке, изолированном от попадания пыли для избежания отложения ее на поверхности двигателя и образования из нее тепловой рубашки. На тягачах установлена гидродинамическая трансмиссия с редукторами, встроенными в оси, которые выполняют функцию основных тормозов, плюс дисковые маслоохлаждаемые тормоза. У гидравлической и тормозной системы отдельные мощные радиаторы. Этот опыт мог бы пригодиться для эксплуатации в пустынях Средней и Центральной Азии в летний период. Для эксплуатации при низкой температуре предусмотрены подогрев элементов топливной системы, гидросистемы, предпусковой подогреватель, автономный отопитель кабины, термоизоляция кабины и моторного отсека. Возможна также установка отдельного генератора, работающего на газе, дизтопливе или бензине. Генератор дает полную независимость от внешнего энергоснабжения для подогрева жидкостей и экономит топливо. Дополнительно есть возможность установки отдельного отсека для проживания водителя со всеми удобствами при работе на Севере. У тягачей Tractomas есть потенциал для использования их на территории России. Обширный диапазон конфигураций, от 6х6 до 10х10, дает тягачу самый высокий тяговый потенциал. Тягач разработан в своей топовой конфигурации для общей массы автопоезда до 1000 т, исполняется как в балластном, так и в седельном варианте, а также в варианте «тяни-толкай». Двигатели тягача в зависимости от варианта достигают мощности до 1000 л.с. Такие параметры уже определяют тягач как сверхспециализированную технику для суровых условий эксплуатации, например, в открытых рудниках или в горной местности. Немецкая компания TITAN Spezialfahrzeuge GmbH предлагает решения, проверенные не одним десятилетием эксплуатации в самых различных условиях, в том числе и на территории СССР. К особенностям тягачей Titan относится сочетание стандартных и оригинальных узлов и агрегатов, что позволяет достигать большой мощности, тягового усилия и надежности конструкции. Компания использует рамы собственной разработки, представляющие собой конструкцию «лонжерон в лонжероне», выдерживающую значительные усилия на изгиб и кручение, двигатель ОМ 502L мощностью 609 л.с., коробку передач и кабину Mercedes-Benz, мосты фирмы Kessler, которые применяют на мобильных кранах, с нагрузкой 20 т на задние мосты и 12 т на передние. Компания собирает исключительно под заказ две модификации тягачей – Z 52 600 F 6х6 с тяговым усилием 500 т и Z 64 609 F 8х8 с тяговым усилием 1000 т. Односкатная ошиновка всех осей большими, широкими колесами размером 24–26 дюймов обеспечивает проходимость и тягу как на песчаных грунтах, так и на обледенелой дороге. Подготовка к эксплуатации в холодном климате включает специальные пакеты для подогрева топливопроводов, топливных насосов, фильтров и баков, подогрева АКБ, капсулирование двигателя, системы предпускового подогрева двигателя и автономного отопления кабины. Эти мероприятия по сбережению тепла обеспечивают работоспособность автомобиля при температуре окружающей среды до –40...–45 °С. * * *Таким образом, транспортные и сервисные компании располагают отработанными решениями – седельно-балластными тягачами Titan и MAN, способными выполнять транспортные задачи в тяжелых условиях. А с появлением более сложных проблем, требующих многоразового увеличения тяговой силы при их решении, в поле зрения попадают тягачи Tractomas. |