Китайский грузовик
Еще не европеец, но общие черты просматриваются
Китайские изделия часто воспринимают как простые, дешевые и не самого лучшего качества. Но надо понимать, что экспортируемые из Поднебесной продукты – это уже не только различные хозяйственные мелочи, хотя и эти изделия сегодня порой вполне качественные. Современный китайский импорт – это все больше продукты высокотехнологичные. В последнее время громче и громче говорят об экспансии китайских грузовиков в Европу. Россия же испытывает давление китайских поставщиков грузовых машин уже не один год.
В Поднебесной нет трудных дел, надо только, чтоб были люди с головой. Если тебе плюют в спину, значит ты впереди. Четыре миллиона грузовиков – это «круто»!О проекте сухопутного моста «Азия–Европа» идут разговоры уже с 1950-х годов. Регулярный маршрут из Китая в Европу сократил бы время доставки по сравнению с морским путем на 2 недели. И вот, наконец, Евросоюз планирует открыть для китайских перевозчиков ворота в Европу в 2015 г., запустив трансконтинентальный маршрут из Китая в Великобританию. Уже сегодня Китай заявляет, что в виде первого шага готов выставить на европейский рынок перевозчиков 4 млн. грузовиков! Для сравнения: Польша, которая традиционно занимает видное место на рынке европейских перевозок, располагает парком всего из 150 тыс. грузовиков, и для нее появление китайских перевозчиков может означать ликвидацию отрасли, обслуживающей сегодня около 20% внутриевропейских перевозок. Эта информация только иллюстрирует то, что в Китае продолжает бурными темпами развиваться производство автотранспорта. В этой стране принято выполнять намеченные госпрограммы. Если было запланировано выпустить в 2010 г. не менее 13 млн. ед. автотранспорта – легкового, грузового и автобусов, и этот показатель был достигнут, то не менее вероятно, что к концу текущего десятилетия будет достигнут запланированный объем выпуска, который превысит 52 млн. ед. техники. Только за один июнь текущего года китайской промышленностью было произведено 1,75 млн. легковых и грузовых автомобилей и автобусов. Многие эксперты сходятся во мнении, что экспансия китайских грузовиков на европейский рынок ощутится буквально в ближайшие несколько лет. Это подтверждает и высокая активность китайских производителей на крупнейших европейских выставках, Например, на последней выставке IAA в Ганновере буквально бросались в глаза значительные размеры стендов, на которых представляли продукцию китайские автозаводы. Практически все производители грузового транспорта из Китая готовые технологии для производства машин получают в результате сотрудничества с ведущими автопроизводителями. Производство организовывается в форме СП с иностранным партнером, либо китайская компания приобретает лицензию. В последние годы все более распространяется практика, когда китайская сторона выкупает долю иностранного партнера в СП и начинает разрабатывать собственные ноу-хау. Этапы и участникиНа первых этапах развития китайского автопрома перед производителями стояла задача насытить собственный рынок, поэтому данный сектор китайской экономики практически полностью работал на себя. Первый китайский грузовик марки Jiefang – копия советского ЗИС-150 – покинул завод компании FAW в Чанчуне в 1956 г. Сегодня компания FAW Group производит средние и тяжелые грузовики с колесными формулами 8х4 (мод. самосвала CA 3312P2KLT4E), тягачи FAW 4х2 и 6х4, выполняющие и пригородные, и внутригородские перевозки. Грузовики FAW часто можно встретить на российских трассах. Компанией разработана также модель бетоносмесителя CA5252GJBP2K2T1E 6х4. В качестве базы используется шасси серии FAW J3P, предназначенное для работы как на строительных объектах, в сложных дорожных условиях, так и на улицах городов. Высокий клиренс в 300 мм делает это шасси очень проходимым, а мощный 350-сильный двигатель CA6DL2 с системой впрыска топлива Common Rail компании Bosh и тщательный расчет конструкции позволяют бетоносмесителю преодолевать при полной загрузке подъемы до 40%. Легендарные мосты FAW, производимые компанией с 1956 г., рессорная передняя и балансирная задняя подвески, обеспечивающие оптимальное расположение центра тяжести грузовиков FAW, являются важными факторами повышения безопасности движения. Использование «плавающей» кабины J5P с оптимальной компоновкой приборов управления и механической подвеской сиденья водителя повышает точность управления машиной и производительность труда водителя. Но компания постоянно работает над созданием новых моделей. В частности, на выставке «СТТ-2013» состоялись российские премьеры самосвалов FAW 6х4 и 8х4. Сегодня по объемам производства FAW занимает второе место в Китае после компании Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC). Возвращаясь к истории китайского автопрома, надо сказать, что после насыщения внутреннего рынка китайские автопроизводители начали экспортировать свои изделия в те страны Азии, потребители которых не предъявляли высоких требований к качеству автомобилей. Покупателям этого региона не требовались дорогие технические новинки, им нужны были простые в использовании и обслуживании, надежные даже при эксплуатации по плохим дорогам и, самое главное, дешевые машины. Но вскоре уже и китайские, и зарубежные покупатели стали интересоваться более прогрессивными, современными транспортными средствами, а устаревшие конструкции, которые порой насчитывали несколько десятилетий, даже по низкой цене приобретались все реже. В начале 1990-х гг. большинство компаний, занимающихся выпуском в Китае коммерческого транспорта, столкнулись с этой проблемой. Одной из таких компаний стала крупнейшая в отрасли Dongfeng Motor Company. Чтобы ей выжить, был заключен договор о сотрудничестве с японской Nissan Diesel. Результатом сотрудничества стало новое семейство грузовиков с бескапотной кабиной и двигателем, размещающимся под полом. Конечно, новейший седельный тягач Dongfeng мод. EQ4163 W своим дизайном соответствует европейскому уровню 15-летней давности, но тем не менее Dongfeng с выпуском этой модели сделала значительный шаг вперед. Тягач комплектуется современным лицензионным двигателем Cummins мощностью 240 л.с., выполняющим нормы Euro 2, 8-ступенчатой КП китайской компании Shaanxi, которая снабжает коробками передач около 80% китайских грузовиков. Сегодня Dongfeng Motor Co. производит грузовики г/п от 1 до 35 т для транспортировки различных грузов по дорогам общего пользования. В ассортименте, производимом компанией, седельные тягачи, грузовики, отдельные шасси. На базе шасси Dongfeng создаются специализированные машины для коммунальных и строительных нужд. Дополнительную известность компании принесло успешное выступление заводской команды гонщиков в 2003 г. на грузовике мод. EQ4163 W на известнейших международных соревнованиях – ралли «Новая Зеландия». Совсем недавно компании Dongfeng Motor и AB Volvo заключили соглашение о создании СП по производству средних и тяжелых грузовиков. Китайский гигант планирует выкупить долю своего старого партнера, компании Nissan, в сегменте производства грузовиков и, таким образом, сможет стать полноправным партнером компании Volvo. В области производства тяжелых грузовиков Dongfeng Motor занимает лидирующие позиции в Китае. Сразу за Dongfeng Motor следует компания Sinotruck. В 2009 г. компания MAN инвестировала в Sinotruk 560 млн. евро, приобретя пакет из «25%+1» ее акций. Тогда же состоялось подписание соглашения. Немецкая сторона передала китайцам лицензии на использование своих технологий. С 2011 г. стали производить первый продукт под новым брендом Sitrak. К 2018 г. планируется довести выпуск грузовиков Sitrak T7H до уровня 200 тыс. ед. в год. Но в России мы их можем и не увидеть, поскольку ежегодно до 160 тыс. этих машин планируется реализовывать внутри Китая под внутрикитайским брендом Shandeka. В России Sinotruk больше известна по торговым маркам HOWO и Hania. Именно под такими названиями реализуются седельные тягачи с колесными формулами 4х2 и 6х4, с мощностью двигателя 336–380 л.с., самосвалы 6х4, 6х6 и 8х4, г/п 25–31 т, бортовые грузовики с двигателями мощностью 266–336 л.с. и г/п 10–31 т, а также автобетоносмесители с объемом барабана 9–12 м3. В пятерке основных производителей тяжелых грузовиков состоит и компания Beiqi Foton Motor Co. Ltd, известная по торговой марке Foton. Это одна из самых молодых компаний данного направления. Foton начал производить самосвалы только с 1996 г. Предприятие известно своими тесными связями с компанией Cummins. В Китае уже действует совместное предприятие по выпуску двигателей Cummins мощностью 400 тыс. двигателей в год. Эти двигатели устанавливаются в основном на грузовики повышенной мощности Foton Auman GTL, экспортируемые на европейский рынок. В России Foton уже более 5 лет ведет подготовку к созданию завода по выпуску грузовиков. По последним сообщениям, строительство намечено на территории Новгородской области, и в перспективе на заводе китайской компании будет трудиться 12 тыс. россиян. Вообще же в планах компании Foton намечена реализация в течение 2011–2014 гг. на российском рынке 20 тыс. грузовиков. Еще одна известная китайская компания – производитель грузовиков Shaanxi Heavy Duty Automobile, провела в прошлом году ребрендинг, и теперь продукция предприятия получила название Shacman. Продукты компании Shaanxi, что подтверждает и название нового бренда – результат долгосрочного сотрудничества с компанией MAN. Так, конструкция кабины грузовиков Shacman заимствована у мод. MAN F2000 и MAN F3000. В России грузовики этой компании популярны – удобная, со «спальником», кабина полностью адаптирована к работе в зимних условиях, а от летней жары защищает кондиционер. Низко расположенный двигатель способствует ощущению простора в кабине, повышает шумоизоляцию. Работа всех узлов грузовиков Shacman рассчитана на температуру до –35°. Для различных условий эксплуатации предлагаются модели с колесными формулами 6х4, 6х6. 8х4. Кроме того, для повышения проходимости в грузовиках предусмотрены межколесные и межосевые блокировки. В грузовиках для российского покупателя устанавливается мощная, двойная по всей длине рама. Топливопроводы, тормозные шланги, гидравлика в соответствии с нормами Euro 3 имеют дополнительное специальное прорезиненное покрытие. Двигатель, «раздатка», радиатор и другие значимые узлы грузовика, которые могут пострадать при движении по пересеченной местности, защищены специальными щитками. Двигатели в грузовиках – продукция компании WeiСhai Power, с которой Shaanxi сотрудничает много лет. Двигатели мощностью 240–460 л.с. создавались с участием специалистов компаний AVL и Bosch и отвечают нормам Euro 3. По желанию заказчика производитель готов установить и более мощный лицензионный Cummins ISM на 335–440 л.с. Коробки передач – продукция уже упоминавшейся компании Shaanxi Fast Gear Co. Подобные КП китайского производства устанавливают сегодня на модернизированные КамАЗы и «Уралы». Используются мосты производства известной китайской компании HanDe. Грузоподъемность моста – 13 т, но, как утверждает производитель, в ходе испытаний мосты выдерживали нагрузку до 30 т! Подводя итогиБезусловно, любой водитель, ездивший на европейских машинах, сев в китайский грузовик, сразу скажет, что это не европеец. Но с сожалением надо признать, что в большинстве случаев водители отмечают лучшие эксплуатационные качества китайских машин перед отечественными КамАЗами, не говоря уже о других наших производителях. Приобретая грузовик китайского производства, по крайней мере, отечественный водитель может смело рассчитывать, что двигатель не подведет и его не нужно будет «делать» уже после нескольких месяцев эксплуатации. Мосты и КП китайских машин сегодня тоже практически не вызывают нареканий. Для китайских автомобилей характерны мелкие поломки: отказы спидометров, тахометров, недостаточно тщательно проложенная электропроводка, использование проводов с изоляцией несоответствующего уровня, плохо обрабатываются поверхности металла перед покраской. Безусловно, такие «нюансы» не делают чести производителю и способны в значительной степени осложнить работу. Также, приобретая китайские машины, необходимо тщательно проверять затяжку всех резьбовых соединений, это традиционно является «слабым» местом практически всех марок. Положительным фактором является то, что китайские автозаводы стараются организовать снабжение своих машин запчастями, и стоимость их невысока, даже по сравнению с ценой запчастей на отечественную технику. В целом же мы видим стремительное развитие китайского автопрома, на ходу повышающего качество своей продукции. Как и ранее, технические решения, технологии производства, качество материалов и сборки грузовиков, «рожденных» в КНР, пока еще отстают от европейского уровня. Но разрыв с каждым годом сокращается, это очевидно. |